Проверочный текст к упражнению 32
1. Возобновилась тишина,1 морозная и светлая. (Пр.) 2.
Оледенелая,2 натруженная,3 набитая копытами лошадей и полозьями
саней,4 занавоженная дорога уходила прямо в чистое море воды и
оттуда, в прозрачности, показывалась вместе с весенними облаками,5
преображенная и прекрасная. (Пр.) 3. Лесной край,6 загадочный и
огромный,7 как океан, простирался вокруг в сумраке ночи,8 в запахе
прели и мокрой листвы,9 в остром воздухе никем не потревоженных
чащ,10 в непрерывном мерцании неба. (Пауст.) 4. Ветер уже дышал
духовитой дождевой влагой. А через минуту,11 скупой и редкий,12 пошел
дождь. (Шол.) 5. Из темноты выступили закопченные бревна, покрытые
коегде плесенью,13 развешанная в углу сеть,14 недоконченные новые
лапти,15 несколько беличьих шкурок, болтавшихся на деревянном
крюку,16 а ближе всего сам старик,17 сгорбленный,18 седой… (М.С.) 6.
Нас встретил молодой парень лет двадцати,19 высокий и красивый. (Т.)
7. Здесь же Петя увидел солдат,20 взвинченных,21 обозленных. (В. К.) 8.
На крик его явился смотритель,22 заспанный. (Т.) 9. Чуть заметная
улыбка,23 молодая,24 озорная,25 хитрая,26 скользнула по его губам. (В. К.)
10. Он пошел домой грустный,27 усталый. (М. Г.)
(142
слова.)
Справка
Вам было дано упражнение на обособление согласованных
выраженных одиночными прилагательными или
определений,
причастиями и стоящих после определяемого слова.
1, 5,17, 19,20, 22
Запятая
2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14,
15, 18, 21, 24, 25, 27
,,
Для
определений.
обособления
одиночных
Между
соединенными без помощи союзов.
однородными
членами, 67, 1112, 23 и 26
Две запятые
16
Запятая
Для
определений.
обособления
одиночных
Между
членами,
соединенными противительным союзом.
однородными
П р и м е ч а н и е. Чаще всего обособляются два или несколько одиночных
определений (например, в 1, 2, 3 и т. д.). Но иногда обособляется одно
определение (см.
которому хотят придать более
самостоятельное значение.
предложение 8),
Обратите внимание на предложение 10. В нем слова грустный и усталый
входят в состав именного сказуемого и потому не обособляются.
Чтобы не допускать ошибок в подобных случаях, следует интересующее
нас слово поставить в творительном падеже. Если смысл предложения не
изменится, то не следует это определение обособлять. (Например, в предложении
10 слова грустный, усталый можно поставить без ущерба для смысла в
творительном падеже.) В остальных предложениях такая замена невозможна.
В предложении 4 два одиночных определения скупой и редкий относятся к
слову дождь. Хотя они стоят перед определяемым словом, но всетаки
обособляются, так как отделены от определяемого слова словом пошел.
Знак 7 поставлен для обособления двух одиночных определений. Кроме
того, здесь же начинается сравнительный оборот.
Знак 16 разделяет однородные члены, соединенные противительным
союзом. Кроме того, он обособляет причастный оборот от остальной части
предложения. Проверочный текст к упражнению 33
1.Несколько минут Печорин и она сидели друг против друга в
молчании,1 затруднительном для обоих. (Л.) 2. Получив известие о
болезни Наташи, графиня,2 еще не совсем здоровая и слабая,3 с Петей и
со всем домом приехала в Москву… (Л.Т.) 3. Я погрузился в
размышления,4 большею частию печальные. (П.) 4. Его кипучая натура,5
жадная на впечатления,6 никогда не просыщалась созерцанием этой
темной широты,7 бескрайной,8 свободной и мощной. (М.Г.) 5. Лучков
вышел,9 весьма довольный собой. (Т.) 6. На другой день после ее
отъезда Литвинов отправил к ней письмо,10 первое после их разлуки. 7.
Для того чтобы не обнаружить улыбку, Ваня покусывал губы,11 сизые
после купания. (В.К.) 8. Стонет душа, нестерпимо хочется говорить
комуто речь,12 полную обиды за всех,13 жгучей любви ко всему на
земле… (М.Г.) (108 слов.)
Справка
Вам было дано упражнение на постановку знаков препинания при
обособленных распространенных согласованных определениях,
выраженных прилагательными с зависимыми словами. Эти определения
стоят после определяемого слова.
1, 4, 9, 10, 11, 12
Запятая.
Для обособления распространенных определений,
выраженных прилагательными или порядковым
числительным (10) с зависимыми словами и стоящих
после определяемого слова.
23, 56
Две
запятые.
Для обособления распространенных определений,
выраженных прилагательными с зависимыми
словами и стоящих после определяемого слова.
7
Запятая.
Для обособления одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, когда ему
предшествует еще одно определение.
8, 13
,,
Между однородными членами, соединенными без
помощи союзов. Проверочный текст к упражнению 34
1. Под каблуком иногда ломалось оконное стекло льда,1
затянувшего пустую лужу. (В. К.) 2. Вы видите: первый луч упал на
каменную ограду,2 нагрел ее, и от нее поднимается пар. Это, должно
быть, высыхает мох,3 наполненный растаявшим снегом. (Пауст.) 3.
Распускаются листья на кустах. Выходят изпод земли крепко спавшие
всю зиму животные. (Биан.) 4. Окружавший нашу поляну лес при
месячном освещении казался гигантскими водорослями, а вверху
теплился неизмеримо глубокий,4 вечно подвижный и вечно живой
звездный океан. (М.С.) 5. Над муравейником на елке так странно
тикала какаято птица, и я по этому звуку,5 слышанному мной,6 но
забытому,7 никак не мог догадаться, какая она. (Пр.) 6. Огромная
старая сова,8 обеспокоенная нашей возней,9 вылетела из темного угла,10
мелькнула на фоне голубого неба в пролете и шарахнулась вон. (Кор.)
7. Залитые солнцем,11 стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.
(Шол.)
8. Красноречивы и могучи
Земли и неба голоса,
Когда в огнях грохочут тучи
И с бурей,12 полные созвучий,13
Перекликаются леса. (Вяз.)
(138 слов.)
Справка
Вам было дано упражнение на обособление согласованных
распространенных определений, выраженных причастиями со всеми
относящимися к ним словами (причастными оборотами), стоящими
после определяемого слова.
1,3
Запятая.
Для обособления причастных оборотов,
стоящих после определяемого слова. 5 и 7, 89
Две запятые.
11
Запятая.
1213
Две запятые.
2, 4, 10
Запятая.
6
,,
обособления
Для обособления причастных оборотов,
стоящих после определяемых слов.
Для
распространенного
определения, стоящего перед определяемым
существительным и оторванного от него
другими членами предложения.
распространенного
Для
определения, стоящего перед определяемым
существительным и оторванного от него
другими членами предложения.
Между однородными членами, соединенными
без помощи союзов.
Между однородными членами, соединенными
противительным союзом.
обособления
Примечание. Особое внимание обратите на предложение 3, в котором
причастный оборот крепко спавшие всю зиму определяет слово животные. Но
так как он стоит перед определяемым словом, то обособлять его не следует. (Ср.:
Выходят изпод земли, животные, крепко спавшие всю зиму.)
Аналогичный случай в предложении 4: причастный оборот окружавший
нашу поляну не обособляется, так как стоит перед определяемым словом лес.
Вы могли допустить ошибку при расстановке знаков препинания в
предложениях 7 и 8, не выделив запятыми распространенные определения,
оторванные от определяемых слов другими членами, предложения. Например, в
предложении 7 между распространенным определением залитые солнцем, и
определяемым существительным нивы стоят слова: стлались за рекой гречаные
и пшеничные; в предложении 8 распространенное определение полные созвучий
оторвано от определяемого существительного леса словом перекликаются. Проверочный текст к упражнению 37
1. Призванный старый камердинер Тихон,1 с опавшим и
осунувшимся лицом,2 носившим на себе отпечаток неизлечимого
горя,3 отвечал «слушаюс» на все вопросы княжны Марьи и едва
удерживался от рыданий, глядя на нее. 2. Его тусклые и воспаленные
глаза старика,4 с красными,5 опухшими веками,6 беспокойно моргали, а
испещренное морщинами лицо замерло в выражении томительной
тоски. 3. Он,7 со своим умом и опытностью,8 мог уже заметить, что она
отличала его. 4. В большой,9 пустой и белой комнате, где на стене
висела карта двух полушарий, Никита сел за стол,10 весь в чернильных
пятнах и нарисованных рожицах… 5. Коля,11 в своей новой курточке с
золотыми пуговками,12 был героем дня. 6. Надя,13 уже в шляпе и
пальто,14 пошла наверх, чтобы еще раз взглянуть на мать,15 на все свое;
она постояла в своей комнате около постели,16 еще теплой,17
осмотрелась, потом пошла тихо к матери.
(131 слово.)
Справка
Вам было дано упражнение на обособление несогласованных
определений.
12, 4 и 6, 7
8, 1112, 13
14
23
Две запятые.
Для обособления несогласованных определений,
выраженных
существительных.
косвенными
падежами
,,
Для обособления причастного оборота. 5, 9, 15, 17,
Запятая.
Между однородными членами, соединенными
без помощи союзов.
18
10
1617
,,
Для обособления несогласованного определения.
Две запятые.
Для
обособления
распространенного
определения, стоящего после определяемого
слова.
Примечание. Следует помнить, что несогласованные определения
обособляются значительно реже, чем согласованные. Обычно
несогласованные определения обособляются тогда, когда они от
косятся к личным местоимениям (например, в предложении 3) или к
именам собственным (например, в предложениях 1, 5, 6). Реже такие
определения относятся к нарицательным существительным (в
предложениях 2, 4).
В предложении 2 причастный оборот испещренное морщинами не
обособляется, так как он стоит перед определяемым существительным
лицо.
Знаки 2, 17 поставлены в тексте по двум правилам (см. справку). Проверочный текст к упражнению 38
На охоте
В начале августа жары часто стоят нестерпимые... Именно в
такой день случилось мне быть на охоте... Удушливый зной
принудил меня наконец подумать о сбережении последних наших сил и
способностей. Коекак дотащился я до речки Исты,1 уже знакомой
моим снисходительным читателям,2 спустился с кручи и пошел по жел
тому и сырому песку в направлении ключа,3 известного во всем
околотке под названием «Малиновой воды». Ключ этот бьет из
расселины берега,4 превратившейся малопомалу в небольшой,5 но
глубокий овраг,6 и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым
шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага;
около родника зеленеет короткая,7 бархатная травка; солнечные лучи
почти никогда не касаются его холодной,8 серебристой влаги. Я
добрался до ключа, на траве лежала черпалка
бересты,9
оставленная прохожим мужиком на пользу общую. Я напился,10
прилег в тень и взглянул кругом. (По И. С. Тургеневу.)
из
(136 слов)
Справка
Вам был дан отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Малиновая
вода». Следовало расставить пропущенные знаки препинания, особое
внимание обратив на обособление определений.
12
3
Две запятые.
Для обособления распространенного определения,
стоящего после определяемых слов (речки Исты).
Запятая.
Для обособления распространенного определения,
стоящего после определяемого существительного
ключа.
4 и 6
Две запятые.
Для обособления причастного оборота, стоящего 5
Запятая.
2, 7, 8, 10
9
,,
,,
после определяемого существительного расселины.
Между однородными членами,
противительным союзом но.
соединенными
Между однородными членами, соединенными без
помощи союзов.
Для обособления причастного оборота, стоящего
после определяемого существительного черпалка.
Примечание. Знак 2 поставлен в тексте по двум правилам (см. справку). Проверочный текст к упражнению 39
Лагерь в горах
Наш дивизион батарейных орудий стоял на скате крутого горного
хребта,1 оканчивающегося быстрой горной речкой Мечиком,2 и должен
был обстреливать расстилавшуюся впереди равнину. На живописной
равнине этой, вне выстрела, изредка, особенно перед вечером, там и
сям показывались невраждебные группы конных горцев,3 выезжавших
из любопытства посмотреть на русский лагерь. Вечер был ясный,4 тихий
и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе, солнце
спускалось за крутым отрогом гор налево и бросало розовые лучи на
палатки,5 рассыпанные по горе,6 на движущиеся группы солдат и на
наши два орудия,7 тяжело, как будто вытянув шеи,8 неподвижно
стоявшие в двух шагах от нас на земляной батарее. Пехотный пикет,9
расположенный на бугре налево,10 отчетливо обозначался на
прозрачном свете заката,11 с своими козлами ружей,12 фигурой
часового,13 группой солдат и дымом разложенного костра.
(123 слова.)
Справка
Вам был дан отрывок из рассказа Л. Н. Толстого
Следовало расставить пропущенные знаки
«Разжалованный».
препинания.
12, 56,
910
Две запятые. Для обособления причастного оборота, стоящего после
определяемого слова.
3, 7
Запятая.
Для обособления причастного оборота, стоящего после
определяемого слова.
4, 6, 8, 12,
,,
Между однородными членами, соединенными без 13
11
помощи союзов.
,,
Для обособления несогласованных определений.
Примечание. Обратите внимание на первое предложение, в котором
имеется причастный оборот расстилавшуюся впереди. Его обособлять н е с л е д
у е т, так как он стоит п е р е д определяемым словом равнину.
Знак 6 поставлен в тексте по двум правилам (см. справку).
Знак 8 поставлен для отделения сравнительного оборота и для отделения
однородных членов, соединенных без помощи союзов. Проверочный текст к упражнению 100
1. Прошло несколько времени,1 а здоровье бедного Дубровского
все еще было плохо. (П.) 2. Они гордо взглянули друг на друга,2 и
Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника. (П.)
3. Приятель его советовал ему жаловаться,3 но смотритель подумал,4
махнул рукой и решился отступиться. (П.) 4. Прошла почти неделя,5 а я
еще не познакомился с Литовскими. (Л.) 5. Но ко всему привыкает
человек,6 и Герасим привык,7 наконец,8 к городскому житью. (Т.) 6.
После этой истории Катерина Васильевна долго была грустна,9 но
грусть ее,10 развившаяся по этому случаю,11 относилась уже не к этому
частному случаю. (Черн.) 7. Отец также поверил этому и делал иногда
попытки заняться моим воспитанием,12 но попытки эти всегда
кончались неудачей. (Кор.)
(100 слов.)
Справка
В данном упражнении следовало расставить знаки препинания между
простыми предложениями, входящими в состав сложносочиненного.
1, 2, 3, 5, 6, 9, 12
Запятая.
4
,,
простыми
Между
входящими в состав сложносочиненного.
Между однородными членами, соединенными
предложениями, 7 – 8
10 11
Две запятые. Для выделения вводного слова.
,,
Для выделения причастного оборота.
без помощи союзов.
Примечание. Надо уметь отличать сложносочиненное предложение от
простого с однородными членами. Например, в предложении 2 содержится два
самостоятельных простых предложения (в первом подлежащее – они, сказуемое –
взглянули; во втором подлежащее – Дубровский, сказуемое заметил). Это
предложение сложное. Союз и соединяет два простых предложения, значит, перед
ним нужно поставить запятую. Проверочный текст к упражнению 101
1. Она кончила долгим певучим аккордом,1 и голос ее пропал в
нем. (Гонч.) 2. Обломов вспыхивал,2 изнемогал,3 с трудом сдерживал
слезы,4 и еще труднее было душить ему радостный,5 готовый вырваться
из души крик. (Гонч.)3. В один и тот же момент хотелось умереть,6 не
пробуждаться от звуков,7 и сейчас же опять сердце жаждало жизни…
(Гонч.)
4. На следующее утро я собрался в путь. Дождь лил по
вчерашнему,8 но я не мог далее мешкать. (Т.) 5. Я лег в постель,9 но на
сердце у меня было неспокойно,10 и я досадовал на моего друга. (Т.) 6.
Воскресенье,11 и почти все люди вышли на улицу,12 густо обросшую
травой,13 усеянную кочками засохшей грязи. (М. Г.) 7. И вдруг взнялся
вверх столб пламени,14 и стало светло, как днем. (Фад.) 8. Минута,15 и
уже мелькали под нами гнилые еловые шишки и моховые болота,16
окружающие Петербург. (Т.)
(123 слова.)
Справка Вам было дано упражнение на постановку запятой между
независимыми предложениями, входящими в состав сложносочиненных
предложений.
1, 4, 7, 8,
9,10,11,14
, 15
2, 3, 5, 6
12, 13, 16
Запятая.
Между независимыми предложениями, входящими
в состав сложносочиненного.
,,
,,
Между однородными членами, соединенными без
помощи союзов.
Для отделения причастных оборотов.
П р и м е ч а н и е. Когда независимые предложения, входящие в состав
сложносочиненного, имеют оба главных члена (подлежащее и
сказуемое), их легко отделить друг от друга. Например, в состав
предложения 1 входят два независимых предложения, каждое из них
содержит оба главных члена (в первом подлежащее — она, а сказуемое
— кончила, во втором подлежащее — голос, сказуемое — пропал).
Но бывают случаи, когда в состав сложносочиненного предложе
ния входят простые предложения, содержащие только один из главных
членов. Например, в состав предложения 6 входят два предложения,
первое из которых состоит из одного словаподлежащего (воскресенье).
Это назывное предложение, оно входит в состав сложносочиненного
как независимое, и его следует отделить от второго независимого
предложения запятой. В состав предложения 7 входят два независимых предложения,
второе из них — безличное. Его следует отделить запятой от первого
независимого предложения, входящего в состав сложносочиненного.
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в подобных
случаях, нужно твердо различать виды простых предложений и уметь
их выделять в составе сложных.
Проверочный текст к упражнению 102
1. В марте и апреле солнце с каждым днем подымается над
морскими пространствами все выше,1 и на берегах расцветает розовая
от миндаля и туманов черноморская весна. (Пауст.) 2. Озеро тихо
катило свои пенящиеся волны и,2 отражая в себе поднимающееся
солнце,3 готовилось к дневному сну. (Ч.) 3. Ветер быстро набирает
полную силу,4 и через два 5 три часа жестокий ураган уже хлещет с гор
на бухту и город. (Пауст.) 4. Блеснул свет от молнии и осветил
несколько ближайших сосен. (Ч.) 5. Озеро проснулось после дневного
сна и легким ворчаньем давало знать о себе человеческому слуху. (Ч.)
6. За ними (косарями) неотвязчиво ползли бесконечные борозды
скошенной травы,6 и изредка чуть шевелившийся ветерок веял на нас ее
благовонной испариной.
(Дост.) 7. Лишь изредка одинокий луч
прорезал наискось чащу и открывал перед нами потрясающую силу
растительности. (Пауст.) (117 слов.)
Справка
В упражнении нужно было расставить знаки препинания между
независимыми простыми предложениями, входящими в состав
сложносочиненного.
1, 4, 6
2 – 3
5
Запятая.
Две запятые.
Тире.
входящими
Между независимыми простыми пред
ложениями,
состав
сложносочиненного.
Для выделения деепричастного оборота.
Для обозначения временных пределов.
в
П р и м е ч а н и е. В упражнении, кроме сложносочиненных
предложеиий,
были также даны простые распространенные
предложения с однородными членами. Такие предложения иногда
ошибочно принимают за сложносочиненные и ставят запятую перед
союзом и, который служит для связи однородных членов.
Например, предложение 2 — простое с однородными членами, со
единенными одиночным союзом и, перед которым запятую ставить не
следует. Не следует ставить запятую и перед одиночным союзом и,
соединяющим однородные члены, в предложениях 4, 5 и 7 Проверочный текст к упражнению 103
1. Французское нашествие, как разъяренный зверь,1 получивший в
своем разбеге смертельную рану,2 чувствовало свою гибель;3 но оно не
могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое
слабейшее русское войско. (Л. Т.) 2. Я ждал,4 но мой противник,5
окинув меня тем же испытующим взглядом,6 не шевелился. (Кор.) 3.
Тимошкин уже не думал нагнать его,7 увидеть снова;8 но одиночество,9
пожалуй,10 хуже всего. И боец в тот момент даже обрадовался: хоть и
никудышный он человек,11 его земляк,12 но,13 казалось,14 вдвоем им будет
легче. Тимошкин не ответил на его вопрос (15 о чем было говорить!)16,17 и
Блищинский,18 очевидно,19 понял это как молчаливое признание им
своей ошибки. (В. Б.) 4. Левинсон получил эстафету в половине
первого ночи,20 а через полчаса конный взвод пастуха Метелицы разле
телся по дорогам,21 разнося тревожную весть. (Фад.) 5. Когда дым
рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла;22 а
Казбич,23 бросив ружье,24 по кустарникам, словно кошка, карабкался
на утес...(Л.)
Справка Вам было дано упражнение на постановку точки с запятой между
состав
предложениями,
входящими
в
независимыми
сложносочиненного.
Для выделения причастного оборота.
Между независимыми распространенными
предложениями, входящими в состав
сложносочиненного.
Для выделения деепричастного оборота.
1—2
3, 8, 22
Две
запятые.
Точка с
запятой.
5—6, 23—
24
4, 17, 20
Две
запятые.
Запятая. Между простыми предложениями, входящими в состав
сложносочиненного.
7
Запятая. Между однородными, членами, соединенными без
9—10, 13—
14, 18—19
11—12
15—16
21
помощи союзов.
Для выделения вводного слова.
Две
запятые.
,,
Для выделения распространенного приложения.
Скобки. Для выделения вводного предложения.
Запятая. Для отделения деепричастного оборота.
П р и м е ч а н и е. В отрывке 3 после слов о чем было говорить,
заключенных в скобки, стоит запятая, так как в этом месте начинается
независимое предложение, входящее в состав сложносочиненного. Эта
запятая стоит п о с л с л е з а к р ы в а ю щ ей скобки, перед которой
стоит восклицательный знак, относящийся к вводному предложению.
Поэтому три знака оказались рядом.
Обратите внимание на предложение 5, в котором между двумя
рядом стоящими предложениями (на земле лежала раненая лошадь;
возле нее Бэла) стоит союз и. По правилам пунктуации, в сложносо
чиненном предложении перед этим союзом следовало поставить за
пятую, но, так как эти предложения имеют о б щ и й в т о р о с т е п е
н н ы й ч л е н (на земле), запятая не ставится.
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
"Проверяй себя сам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.