Прямая речь
Оценка 4.7

Прямая речь

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
21.04.2019
Прямая речь
Цели урока: образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания; воспитательная – воспитать чувство ответственности, заботы о родителях; развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Прямая речь.doc
Урок  №  __5__ класс Дата_________  «Прямая речь» Тип урока: объяснение нового материала Цели урока: образовательная ­ дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки  препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков  препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания; воспитательная – воспитать чувство ответственности, заботы о родителях; развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи. 1. Организационный момент. Проверка домашнего задания – фронтальный  опрос. В это время дать карточки: Ход урока: Карточка 1: Запишите предложения. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков  препинания при прямой речи. «Вам, наверное, нужны друзья?» ­ спросил обезьянку Крокодил Гена. «В вашем объявлении целых три ошибки», ­ сказала девочка. «Не может быть!» ­ воскликнул Гена.     Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»  «Да, плохо что­то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно». Карточка 2: Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.  Составьте схему предложений. Старик сажал яблони. Ему сказали  Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода,  и ты не съешь их яблочка.  Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут  ответил старик. 2. Знакомство с новым словом:  ИЛЛ ЗИЯ ЮЮ 1. Обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние ошибочное  восприятие предметов, явлений. Оптическая и. Слуховые иллюзии.  2. перен. Нечто несбыточное, мечта. Предаваться иллюзиям. Строить себе  иллюзии. 3. Программный номер иллюзиониста. Иллюзорный обман чувств.  Иллюзионная программа. 3. Объяснение нового материала. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, что такое прямая речь, научимся  отличить предложения с прямой речью от других предложений и узнаем, как  оформить на письме предложения с прямой речью. Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. Словарь Сергея  Ивановича Ожегова определяет Прямую речь как чужую речь, переданную без  изменения от лица говорящего.На письме они выделяются кавычками. (Какие знаки  выделения мы уже изучили? Что они выделяли в предложении?). Откроем параграф  48 учебника. Прочитаем теоретический материал. (читаем) Из каких частей состоит  прямая речь? («А»­слова автора, а «П»­прямая речь).  Отметим, что принцип  постановки тире и двоеточия очень схож с их постановкой при обращении, только  знак выделения не запятые, а кавычки. Откроем тетради с правилами и запишем  туда схемы. Схемы предложений с прямой речью Прямая речь перед словами автора: «П!» – а. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане  газировки. «П», – а. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван  Царевич. «П?» – а. «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита. Прямая речь после слов автора:  А: «П». Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр  поровну». А: «П?» Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А: «П!» Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет,  битый небитого везет!». Прямая речь разрывается словами автора: «П, – а, – п?» «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а  зачем зеленую травку под снежной периной держишь?» «П! – а. – П!» «Сивка­Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка­дурачок. –  Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П». «Покажи! – закричал Данила­мастер. – Без цветка мне жизни  нет». «П, – а. – П?» «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три  корочки хлеба?» «П? – а. – П!» «Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если  заставил ведра идти!» Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при  прямой речи. Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак. Учитель: С помощью каких слов вводится прямая речь? (взмолил, сказала). Т.о.,  прямая речь присоединяется к словам автора при помощи глаголов, значение  готовых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»: сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, прочить, проворчать, шепнуть,  буркнуть.  4. Тренировочные упражнения: А) Запишите предложения. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков  препинания при прямой речи.  «Вам, наверное, нужны друзья?» ­ спросил обезьянку Крокодил Гена.  «В вашем объявлении целых три ошибки», ­ сказала девочка.  «Не может быть!» ­ воскликнул Гена.  Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»  «Да, плохо что­то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно». Вывод: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит прямая речь? Для чего  мы используем прямую речь?  Б) Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.  Составьте схему предложений. Старик сажал яблони. Ему сказали  Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь  плода, и ты не съешь их яблочка.  Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут  ответил старик. Вывод: Какие знаки препинания мы используем при вводе в предложение прямой  речи? (можно при ответе опираться на схемы).  5. Итог урока: Расскажите о  знаках препинания в предложениях с прямой  речью. Начертите схемы на доске. Ученики: «П!»­а. «П?»­а. «П»,­а. А: «П!» А: «П?» А: «П». 6. Запись в дневники домашнего задания: пар. 48, упр. 238 (Раскрыть скобки.  Предложения в скобках – это прямая речь, вне скобок – слова автора.

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019