5 класс. Урок № ____ Дата ____________
Учебник: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин
«Математика, 5 класс», Москва «Просвещение», 2016.
Тема: Прямоугольный параллелепипед. Куб.
Цель урока: Ознакомить с понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб» «грань», «ребро», «вершина», «измерения», «площадь поверхности».
Сформировать у учащихся умения видеть в окружающем мире предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда; строить прямоугольный параллелепипед; находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда Развивающие: Расширить представление о геометрических фигурах; развивать наблюдательность, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Тип урока: формирование новых знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, линейка. Ι. Организационный момент:
• приветствие
• проверка готовности к уроку II.Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
1. Какой квадрат называют единичным?
2. Чему равна площадь прямоугольника?
3. Чему равна площадь квадрата?
4. Какие единицы измерения площади вы знаете?
Проверка д/№№.
№488
1) 91 : 7 = 13 (см) Ответ: 13 см.
№489
1) 4 · 5 + 3 · 5 + 4 · 3 + 10 = 20 + 15 + 12 + 10 = 57 (м²). Ответ: 57 м².
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний
Устный счет:
1) Выполнить деление:
27 + 11 31 + 17 42 + 19 28 + 11 56 + 21 111 + 111 |
56 + 11 38 + 19 27 + 10 88 + 11 88 + 12 45 + 65 |
100 + 220 100 + 200 90 + 120 80 + 44 125 + 25
|
84 + 10 67 + 12 33 + 18 25 + 75 49 + 31 |
19 + 90 10 + 77 28 + 17 45 + 15 32 + 102
|
2) Вычислить:
344 + (243 – 242) 547 · (215 – 214) 92 · (100 – 100) 55 · (63 – 53)
125 – (325 – 300) 117 + (203 – 200) 94 + (100 – 94) 256 + (378 – 368)
Исключите лишнее
• Отрезок
• Прямоугольник
• Прямоугольный параллелепипед
• Треугольник
• Квадрат
(Все фигуру кроме прямоугольного параллелепипеда ранее изучены)
Охарактеризовать каждую фигуру
(Например, прямоугольник – это четырѐхугольник, у которого все углы прямые, имеет длину и ширину, чтобы найти периметр прямоугольника нужно сложить длину и ширину и результат умножить на 2. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину)
Физ минутка.
IV.Объяснение нового материала.
Записать в тетрадях дату.
Цели, задачи урока проговорить.
План объяснения
1. Сегодня на уроке мы поговорим о прямоугольном параллелепипеде:
• Чем это фигура отличается от других перечисленных? (все остальные лежат в плоскости, а п.п. объѐмная фигура).
• Зачем нужно изучать особенности фигур? (нас окружают предметы, имеющие форму прямоугольника, квадрата и других фигур, а значит полезно знать свойства этих фигур).
• Представление о прямоугольном параллелепипеде нам дают следующие предметы (кирпич, многоэтажный дом, шкаф).
• Приведите свои примеры предметов, имеющих форму п.п.
2. Рассмотрим элементы прямоугольного параллелепипеда (готовая фигура).
Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
• Что вы можете сказать о противоположных гранях п.п.?
• Сколько граней у п.п.?
• Стороны граней называются рѐбрами.
• Сколько рѐбер?
• Что вы можете сказать о рѐбрах окрашенных одним цветом?
• Вершины граней – называются вершинами параллелепипеда.
• Давайте посчитаем количество вершин.
• Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения- длину, ширину и высоту.
3. Показать куб.
Является ли эта фигура п.п.?
Чем она отличается от п.п.?
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны
Физкульминутка
Длина прямоугольника - 5 см, ширина прямоугольника – 2 см
1.Сожмите кисть столько раз чему равна площадь прямоугольника.
2. Хлопните в ладоши столько раз, чему равен периметр прямоугольника
3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см.
V.Закрепление изученного на практике.
1) Предложить по макету рассказать о п.п., показав его элементы.
2) Изобразим п.п. в тетрадях и обозначим его.
3) Выпишем названия:
• вершин (какой геометрической фигурой является? как обозначается точка?)
• рѐбер (какой геометрической фигурой является? как обозначается отрезок?)
• граней (какой геометрической фигурой является? Как обозначается прямоугольник?)
4) Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда – сумма площадей его граней.
5) Обозначим а, b, с измерения п.п.
6) Как найти площадь его поверхности? (Как найти площадь нижней грани? Сколько таких граней у п.п.? Как найти площадь боковой грани (правой)? Что вы можете сказать о левой грани? Как найти площадь передней грани? Почему и это произведение нужно удвоить? ) Вывести формулу.
Как по другому можно рассуждать при нахождении площади поверхности прямоугольного параллелепипеда?
S = 2(ab+ac+bc)
7) Как выдумаете что позволит найти следующая формула?
S = 6a2 (площадь поверхности куба)
Почему? (Грань куба квадрат. Площадь квадрата а 2..Всего 6 граней) Записать формулы в тетрадь.
Задача. Найти площадь поверхности п.п., изображенного на рисунке, считая, что его измерения 6см, 3 см, 2см. (1 человек у доски)
Тест с последующей самопроверкой 1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А) 12; В) 8; С) 6.
2.У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рѐбра. Это: А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.
3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рѐбра равны, называется: А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.
Ответы к тесту.
1)С; 2) В; 3)А.
VI. Итог урока
- Расскажите мне о том, что дал вам сегодняшний урок.
- Зачем нам нужно изучать прямоугольный параллелепипед и его свойства/куб?
VII. Оценивание.
VIII. Д/з Выучить п 2.10. Решить № 500, 504.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.