1.Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников
1.2. Актуальность опыта
Согласно основным принципам Учебной программы дошкольного образования (Постановление министерства образования Республики Беларусь № 133 от 27 ноября 2012 года) результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования формируются при правильных условиях их реализации, поддерживающих активное участие воспитанников в образовательной области, обеспечивающих индивидуализацию развития, позитивную социализацию, и являются ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели.Поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников и подбора эффективных средств развития, формирования эмоционального интеллекта на завершающей ступени дошкольной ступени, что является основаниями преемственности дошкольного и начального образования. Проблема сохранения психического здоровья дошкольников является актуальной, так как этот возраст представляет собой период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление. Значимым фактором, влияющим на развитие личности, является эмоциональное благополучие. Сформированный эмоциональный интеллект позволит дошкольникам эффективно выражать свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки, оценивать их с позиции моральных норм. В результате достижения высокого уровня эмоционального интеллекта дошкольники старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, культуру общения в обществе сверстников, разрешают конфликты мирным путём, применяют способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях.
1.3.Цель опыта: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
1.4.Задачи опыта:
1. Определить формы, методы приёмы, направленные на развитие эмоционального интеллекта.
2.Разработать и апробировать программу «Путешествие на Остров понимания», направленную на повышение уровня эмоционального интеллекта.
3.Определить результативность и эффективность данного способа.
1.5. Продолжительность работы над опытом
Реализация данного опыта осуществлялась на протяжении двух лет.
1 этап – подготовительный (май 2018 – сентябрь 2018)
В ходе работы была изучена нормативная и правовая документация, психолого - педагогическая литература по вопросам развития и формирования эмоционального благополучия на ступени дошкольного образования.
2 этап – основной (сентябрь 2018– май 2019)
Разработана и реализована программа по формированию эмоционального интеллекта .
3 этап – заключительный (июнь 2019 – ноябрь 2019)
Проведен анализ результатов психологической деятельности.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Мой опыт направлен на развитие и формирование эмоционального благополучия старших дошкольников средствами психогимнастики, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.
2.2. Описание сути опыта
В исследованиях, направленных на изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста (А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, Г. Г. Филиппова. и др.) эмоциональное благополучие рассматривается как базовое состояние, которое определяет позитивное отношение ребёнка к миру и к самому себе. Оно благоприятно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей, способствует его полноценному нравственному развитию.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах : Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Н. Мясищева. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В.Люсина, А.И.Савенкова, И.Н.Андреева, Д.В.Ушакова)
Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж.Мейер, Р.Бар – Он, Д. Гоулман, П.Сэловей, Д.Карузо. Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Разные учёные по разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и средства формирования. Таким образом, приходится констатировать недостаточность исследования феномена эмоционального интеллекта и его эмпирическом подтверждении. Следует, что поиск эффективных методов, приёмов и форм психологической работы с детьми дошкольного возраста в условиях образовательной организации является актуальной.
Критерием отбора детей в коррекционную группу оказались низкие показатели уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников , полученные по результатам трех диагностических методик(Приложение1) , а также обработки данных Анкеты для родителей и воспитателей показали необходимость в разработке программы «Путешествие на Остров понимания» для проведения развивающих занятий, способствующих развитию уровня эмоционального интеллекта дошкольников, и формирующих у них эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Задачи и содержание программы:
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами.
Наиболее успешному решению поставленных задач содействовало использование совокупности психогимнастических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
В процессе специально организованной деятельности работа по формированию эмоционального интеллекта у дошкольников строилась на основе личностно-развивающем подходе с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка. Занятия проходили в игровой форме, что вызывало живой интерес к выполняемым заданиям. В программе использованы элементы психологических техник: психогимнастика, игротерапия, этюды, релаксация, которые побуждают ребёнка к позитивному эмоциональному настрою, способствовали уверенности в себе, снижению негативных эмоциональных переживаний, а также ориентировали адаптацию дошкольника к социальному окружению, что в свою очередь напрямую влияет на всесторонне личностное развитие ребёнка к школьному обучению.
Ценность программы заключается и в том, что знания, полученные в процессе занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.
С педагогами провела семинар практикум «Обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста».
Вся психологическая работа проходила в тесном сотрудничестве с семьей. Я опиралась на родителей не только как на помощников дошкольного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В конце программы проведено два занятия: одно - совместно дошкольники с педагогами, одно – родители с детьми.
Следует отметить, что в ходе проведения коррекционно - развивающей работы возникли проблемы следующего характера:
1.Дезорганизующее поведение детей вследствие умственной перегрузки из виртуальных источников.
2.Осуществление системной коррекционной работы психолога с учётом режимных моментов.
3.Дистанция, коммуникативные барьеры в диаде родитель – педагог-психолог.
Возникла необходимость в поиске решений. Проблемы были успешно разрешены в результате психологических воздействий путём смягчения эмоционального дискомфорта, устранены вторичные личностные реакции возникшей тяжести эмоционального неблагополучия. Устранены эмоциональное напряжение и коммуникативные барьеры.
2.3. Результативность и эффективность опыта
С целью определения результативности и эффективности опыта мною были использованы следующие диагностические методики: Проективная методика «Дорисовывание:мир – вещей, мир – людей, мир – эмоций» (автор М.А.Нгуен), Проективная методика «Три желания» (автор Т.И.Шульга), Методика Определение эмоционального уровня самооценки дошкольников (автор А.В.Захарова) (Приложение 2)
Сравнивая результаты первичной и контрольной диагностики после реализации развивающей программы следует отметить, что наблюдается положительная динамика повышения уровня эмоционального интеллекта из 9 детей с низким уровнем у 7 человек уровень интеллекта повысился до среднего, из 10 детей с низкой самооценкой у 8 детей – самооценка повышена в ходе проведённой работы до среднего уровня. Так, по моим наблюдениям , после проведения развивающих занятий в группе количество детей, которые ведут себя эгоистично, нетерпимы к замечаниям взрослых, замкнуты и непослушны, ‒ значительно сократилось.
Динамика развития эмоционального интеллекта дошкольников в группе очевидна, так как у детей снизились степени выраженности таких отрицательных качеств, как эгоизм (не поддерживают друзей, у которых случаются неприятности), неспособность к принятию расходящихся со своими мнений (нетерпимы к замечаниям взрослых), замкнутость (не обращают внимания на эмоциональное состояние других людей) и непослушание (не выполняют поручения взрослых), а это значит, что у дошкольников повысилась степень отзывчивости, толерантности, эмоциональной ориентации и готовность заботиться о других людях, что свидетельствует о развитии эмоционального интеллекта в этом возрасте.
У воспитанников сформировались навыки саморегуляции, повысился повысился уровень эмоциональной устойчивости. Родители стали более открыты и доверчивы, инициативны, активнее участвовали в совместной работе с психологом. При использовании программы были учтены интересы всех участников образовательного процесса.
Итог работы позволяет сделать вывод, что использование психогимнастики как средства формировании эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста является действенным и эффективным.
3.Заключение
Таким образом, использование психогимнастики как средства развития и формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в рамках развивающей программы имеет практическую значимость и положительную динамику.Целенаправленная, систематическая работа с учётом психологических и индивидуальных способностей воспитанников, использование различных видов игровой деятельности способствует успешному формированию представлений о собственных эмоциях и переживааниях других людей. Благодаря этому опыту мною разработаны рекомендации для родителей по формированию эмоционального интеллекта в условиях семьи.
С данным опытом по формированию эмоционального интеллекта у старших дошкольников выступала на педагогическом совете ГУО «Ясли-сад №3 г.Иваново» (Протокол №4 от 30.09.2019), ГУО «Ивановский социально-педагогический центр»(Прокол №1 от 02.10.2019), а также на заседании районного методического объединения психологов учреждений дошкольного образования (05.10.2019)
Использование разработанной программы «Путешествие на Остров понимания», а также материалы опыта рекомендованы в практической деятельности педагогов учреждений дошкольного образования, педагогов-психологов социальных приютов, педагогов - психологов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Считаю целесообразным продолжить работу по проблеме развития и формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста на базе социального приюта с целью использования средств психогимнастики по обеспечению эмоционального благополучия детей, изъятых из семьи.
Список литературы
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста./Е.А.Алябьева//.- М., 2002 . – с.12 -13
2. Бодолян, Л., Миронов, А. Эмоции и характер/ Л.Бодолян//, Дошкольное воспитание No1,- 1976.- с 25 – 30 с
3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей./Н.Л.Кряжева//, Ярославль, 1996. – с 35.
4. Калинина, Р.Р. Прикоснись к душе ребенка./Р.Р.Калинина// - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 160 с.
5. Степанов, С.С. Азбука детской психологии./С.С.Степанов//.- М., - 2004. – с.53 - с56
6. Ткачёва, В.В. «Психокоррекционная работа в детском дошкольном учреждении»./ В.В.Ткачёва//, М. - 2000. - с.4
7.Чистякова, М.И. Психогимнастика./М.И.Чистякова//.-Просвещение.–1990.– 186с
8.Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : Практическое пособие /К.Фопель//. - Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2005. - 240 с.: илл.
9..Хухлаева, О.В. «Лесенка радости» методическое пособие для педагогов –психологов./О.В.Хухлаева//. - М., - 2002. – с 76
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.