Конспект открытого занятия
«Звуки [к], [к`], буква «К, к».
Составила:
руководитель объединения «АБВГДейка»,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Астафьева Татьяна Викторовна
Тема. Звуки [к], [к`], буква К, к.
Цель и задачи:
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: ширма,2 картонных теремка, игрушки: кот, корова, коза, конь, кролик, курица, кастрюля; картинки, в названии которых встречаются [к], [к’] (капуста, картофель, колбаса, кукуруза, клевер); звуковые фишки (синие, зелёные, красные); атрибуты для игры.
Раздаточный материал: звуковые фишки (синие, зелёные, красные), схема слова, игрушки (мелкие), мозаичные карточки с буквой «К», счётные палочки, карандаши.
Ход занятия
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.Ребята, сегодня у нас очень весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
II. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
2.1. Повторение пройденного материала:
2.1.1. Игра «Путешествие в мире звуков».
Предлагаю Вам путешествие в мир звуков. (На доске стоят два больших теремка, в которых живут звуки) (Из-за дерева выглядывают звуковые фишки).
- Посмотрите, здесь кто- то есть... Выходите к нам!
- Да это же наши звуковые фишки! Вышли звуковые фишки поиграть, а тут подул сильный ветер, разбросал их в разные стороны. Заблудились наши фишки и не могут разобраться, кто они и где «живут». Давайте им поможем.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки ([А], [О], [Э], [У], [И], [Ы]).
2.1.2. Проведение артикуляционной гимнастики (схема 1).
Упражнение в произношении изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в различных сочетаниях (А-У). Все звуки произносятся чётко, громко.
- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Их можно тянуть, петь, при произношении гласных звуков ничего не мешает.)
- Какой фишкой обозначают гласные звуки? (красной)
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (их нельзя тянуть, во рту есть преграда)
- Какими бывают согласные звуки? (твёрдыми и мягкими)
- Какой фишкой обозначаем твёрдые согласные звуки? (синей)
- Покажите, какой фишкой обозначают мягкие согласные звуки (зелёной)
2.1.3. Дидактическая игра «Покажи нужную фишку».
- Сейчас мы проведём игру «Покажи нужную фишку». Я буду называть звук, а вы должны поднять соответствующую фишку.
(Шум за дверью)
2.2. Изложение новой темы
Мне, кажется, что к нам кто-то спешит на занятие, а кто именно вы узнаете, отгадав загадку.
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы,
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это…(Кот)
2.2.1. Звуковой анализ слова «кот».
- Чтобы появился кот, нам нужно провести звуковой анализ слова «кот». [К - О –Т]
(Ребёнок у доски, а все дети на местах проводят звуковой анализ слова КОТ).
Вопросы:
- Сколько всего звуков в слове КОТ (3)
- Назовите первый звук, какой он? (ответы детей).
- Назовите второй звук, какой он? (ответы детей).
- Назовите третий звук, какой он? (ответы детей).
- Назовите чётко все звуки в слове кот. [К] [О] [Т].
(Появляется кот и здоровается с детьми.)
2.2.2. Обучение детей разгадывать ребусы.
Смотрите, ребята, как обрадовался наш гость. Наверное, буква «К» его самая любимая. Он по секрету мне сказал, что даже в его кличке есть звук [к’]. А как зовут нашего гостя, мы сможем узнать, разгадав ребус. Нужно определить первый звук в названиях нарисованных картинок и составить слово (схема 2).
|
|
|
(Кит, индюк, солнце).
2.2.3. Рассказ о правилах произношения твердого и мягкого звука [к].
Вот мы и узнали, ребята, как зовут нашего гостя. Его зовут Кис.
В слове КОТ [к]- твёрдый согласный и он обозначается синей фишкой; при произношении звука [к] губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов.
А в слове КИС? [к’] - мягкий согласный и обозначается зелёной фишкой; [к`] отличается от [к], тем, что губы растягиваются в мягкой улыбке. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть.
Прикладываем к горлу ладонь тыльной стороной. Голосок «спит», стенки «домика» не дрожат. (Дети произносят звук и убеждаются в правильности определения).
2.2.4. Знакомство с буквой К, к
Я хочу вам, ребята, открыть секрет, что звуки [к], [к’] на письме обозначаются одной буквой К. И наш дорогой гость как раз принёс эту букву. (показать К, к). Печатные буквы большая и маленькая похожи, отличаются величиной.
Вопросы:
- Чем звуки отличаются от буквы?
- На что похожа буква К? (ответы детей)
2.2.5. Физминутка
Предлагаю всем ребятам превратиться в букву К.
Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К.
2.3. Закрепление пройденного материала
2.3.1. Работа с раздаточным материалом
Посчитайте сколько всего букв К на карточке.
- Молодцы! У вас получилась большая и маленькая буква Кк.
2.3.2. Чтение слоговой таблицы.
Прочитаем слоги с буквой к.
Ка ак
ку ук
ко ок
кэ эк
ки ик
кы ык
Ребята, давайте прочитаем слова с буквой К.
КОТ МАК КИТ
КОМ ЛУК КИС
КОЛ СОК
2.3.3. Физминутка.
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
2.4. Отработка практических навыков и умений
2.4.1. Словарная работа «Хозяйственный двор.
Ребята, Кис приглашает нас к себе в гости на хозяйственный двор. (Это самый настоящий деревенский животный мир! Здесь Вы найдете и лошадок, и козочек, и овечек, и других животных). Вы ему так понравились, что он хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с ним. Слушая историю запомните из чего кот варил компот. Есть ли в этих словах звуки [к], [к’].
Ребята! В рассказе вам встретиться новое слово - клевер. Кто знает,
что такое клевер? (клевер - многолетнее кормовое травянистое растение (кормовая трава) семейства бобовых с тройчатыми листьями и цветками в виде шаровидных головок).
(На столе – минитеатр)
Театрализованный рассказ:
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова, конь и кролик.
Однажды во двор пришёл кот Кис и закричал:
«Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!»
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый всё самое вкусное, остальное - за мной.
Вся компания отправилась искать всё самое вкусное, а кот тем временем разжёг костёр и поставил кастрюлю с водой. Костёр разжигал очень осторожно, он ведь взрослый кот. А детям этого делать нельзя.
Правила обращения с огнем и поведения в условиях чрезвычайной ситуации (использование стенда по БЖ).
Первая пришла коза и принесла капусту, вторая пришла курица и принесла зёрна кукурузы, третья пришла корова и принесла арбузные корки. четвёртый пришёл конь и принёс клевер, пятый прибежал кролик и принёс морковку. Ну, а кот Кис вытащил из кармана кусок колбасы.
Когда вода закипела, кот кинул капусту, зёрна кукурузы, арбузные корки, клевер, морковку, колбасу в кастрюлю и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвал всех и угостил компотом. Попробовали друзья, плюются: «Сам ешь!»
- Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.
- А вы как думаете, почему получился невкусный компот?
- Из чего варят компот? (Из фруктов и ягод).
- Как называется компот сваренный:
из сливы - сливовый
из абрикоса - абрикосовый
из яблок - яблочный
из малины - малиновый
из клубники - клубничный
Из чего же варил кот Кис компот? (капусты, зёрен кукурузы, арбузных корок, клевера, моркови, колбасы).
2.5. Индивидуальная работа с учащимися.
2.5.1. Игра «Определи место звука в слове».
Наш гость хочет с вами поиграть в игру «Определи место звука в слове».
Звуки [к], [к’] могут находиться в начале слова, в середине и в конце слова.
Вопросы:
- Какие вы запомнили слова, где звуки [к], [к’] находятся в начале слова? (корка, капуста, компот, коза, корова, кот…)
- Назовите слова где звуки [к], [к’] находятся в середине слова (морковка, кукуруза, закричал, закрыл, абрикос, яблоко, молоко…)
Давайте вместе придумаем слова, где звуки [к], [к’] находятся в конце слова. Кому тяжело, вам помогут картинки, которые принёс Кис (кролик, сок, молоток, замок, веник, мак, паук, лук, бык, снежок, сачок, колобок, жук, рак…)
2.5.2. Дидактическая игра «Подари коту продукт с буквой «К».
Ребята, Кис знал, что идёт к самым умным детям в «АБВГДейку» и приготовил для вас сложную игру, где нужно каждому выбрать карточку с тем продуктом, который любит кот. Но есть одно условие: в этом слове должна быть любимая буква кота К. (на столе лежат карточки: колбаса, курочка, конфета, котлета, рыбка, компот, кисель, сок, молоко, кефир, каша, кекс, каравай и т. д.)
(Дети выбирают нужную карточку и дарят коту)
2.5.3. Физминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
3.1. Обобщение изученного материала
(стихотворение)
Повстречался у ворот
Нам сегодня мудрый кот.
С нами он играл,
Букву «К» нам показал.
И решили мы тогда:
Взять его к себе в друзья.
Будем мы его кормить,
И любить, любить, любить!
Вопросы:
- Ребята, что ещё вам понравилось на занятии?
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
3.2. Выводы.
(стихотворение)
Вот сколько на «К» я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
Ох, хватит! И буква ведь может устать!
Ребята, на занятии вы убедились, что в русском языке есть очень много слов с буквой «К». Нужно запомнить эту букву и уметь читать слоги и слова с этой буквой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.