События последних лет стали вызовом и основным психотравмирующим фактором для большинства людей, проживающих в зоне военного конфликта. Особенно страдают дети. Многие вместе с семьей вынужденно покинули дом, родной город, побывали под обстрелами, были свидетелями ранения и гибели знакомых, соседей.
Стресс стал, к сожалению, неотъемлемой частью современной жизни, и его переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. Ребенок постоянно развивается, изменяется. Поэтому определить стресс у детей бывает трудно.
Реакция ребенка на стрессовую ситуацию может быть различной :
· ухудшение физического состояния : может появиться головная боль и/или боль в животе, усталость после нагрузки, которая раньше давалась легко;
· Замкнутость, молчаливость;
· страхи , в том числе могут вернуться более ранние, которые ребенок уже преодолел, и развиться новые – быть брошенным, потерять родителей;
· деструктивное ,вызывающее поведение как реакция на травмирующую ситуацию, которую дети не в силах изменить;
· печаль в форме плаксивости, утрате интереса к тому, что раньше вызывало удовольствие. Дефицит жизнерадостности преобладание подавленного настроения.
Кроме этих основных признаков могут отмечаться такие изменения :
· рассеянность, забывчивость;
· потеря уверенности в себе, потребность одобрения и поддержки у взрослых;
· беспокойные движения, непоседливость;
· нарушения дисциплины, упрямство;
· нежелание общаться с детьми, избегание веселых игр;
· стойкая потеря аппетита, нарушение сна;
· невротические навязчивые движения : качания головой, передергивание плеч, перебирание предметов руками, игра с половыми органами;
· ночное и дневное недержание мочи.
Из всех перечисленных реакций могут проявиться лишь некоторые. Но и в этом случае нельзя оставлять ребенка наедине с проблемой.
Как могут родители смягчить последствия стресса для своего ребенка?
1. Обраться к психологу дошкольного учреждения, который понаблюдает за поведением Вашего ребенка, побеседует с ним, проведет рисуночные тесты с целью определения уровня тревожности, вероятности возникновения (или усиления) в дальнейшем тревожащих симптомов. С этой же целью с родителями ребенка может быть проведено анкетирование для сопоставления результатов.
2. В случае необходимости родителям ребенка будет рекомендовано обратиться к смежным детским специалистам: детскому психоневрологу или психотерапевту. Выполнять в дальнейшем их рекомендации и сообщить о результатах посещения врачей психологу детского сада на условиях доверия и конфиденциальности.
· обязательные ежедневные прогулки, общение с природой;
· рациональное питание, учитывающее индивидуальные особенности ребенка;
· соблюдение режима дня;
· общение, игры с родственниками, друзьями, совместные интересные для ребенка занятия;
· оптимальные физические нагрузки;
· расслабление с помощью массажа, аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, водных процедур;
· создание в семье благоприятной, спокойной обстановки, исключающей ссоры, конфликты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.