Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.С. Метелёва _________________ 2019 г. |
Психологическая
программа
для подростков с отклонениями в развитии, направленная на повышение самооценки
«Познай самого себя…»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2019 г.
Содержание программы
1. |
Пояснительная записка |
3 - 9 |
2. |
Содержание программы |
10-17 |
3. |
Календарно – тематический план |
18 - 22 |
4. |
Список использованной литературы |
23 |
5. |
Приложение |
24-33 |
Пояснительная записка
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей со всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено.
В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение.
Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенеза, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.
Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.
В связи с фактами и проблемами возникает потребность в разработке коррекционно-развивающей программы для подростков с отклонениями в развитии, направленной на повышение самооценки «Познай самого себя...», так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психологического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.
Программа коррекционной работы для подростков с отклонениями в развитии, направленная на повышение самооценки «Познай самого себя…» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
Образовательная программа направлена на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирования воли и уверенности.
Программа призвана помочь подросткам в воспитании адекватной самооценки, во избежание появления завышенного самомнения, высокомерия. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка это одно из условий совершенствования личности, помогающая выработать такие черты характера как самодисциплина, принципиальность - одно из ценных личных качеств, придающих характеру деятельную направленность, скромность. Заниженная самооценка способствует недооценке своих достоинств, робость в отстаивании своей позиции, в высказывании своих взглядов.
Актуальность данной программы заключается в том, что программа составлена на основе частых причин обращения к психологу - это трудности, испытываемые подростком в оценке самого себя, своих возможностей, качеств и места в жизни. Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
Цель программы Повышение уверенности в себе через раскрытие творческого потенциала методами арт-терапии. Содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности. Формирование адекватной самооценки у подростков.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи:
ü развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
ü снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
ü совершенствование умения передачи своего эмоционального состояния;
ü развитие навыков, необходимых для уверенного поведения.
ü мотивация подростков на формирование первичных навыков самоанализа.
ü сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
ü способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
ü учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
ü самопознание - формирование «Я» - образа через получение знаний о себе - соотношение образа Я идеального и Я реального.
Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет. Продолжительность реализации психологической программы для подростков с отклонениями в развитии, направленной на повышение самооценки «Познай самого себя…» заисит от индивидуальных потребностей подростка, продолжительностью не менее 12 месяцев. Длительность индивидуальных и групповых занятий для подростков примерно 1 раз в неделю, по 45 мин.
Срок реализации программы: 1 год.
Кадровое обеспечение
1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
2. Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Формы и методы реализации программы
ü индивидуальная работа (возможны консультации по личным запросам);
ü групповая работа (тренинг с элементам лекций, бесед);
ü работа с семьей (информирование, личные консультации);
ü игровые методы;
ü метод группового обсуждения;
ü ролевые игры;
ü арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание;
ü сказкотерапия;
ü метод аутогенной тренировки;
ü психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Входная, итоговая диагностика
ü методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации;
ü методика А.И. Липкиной «Три оценки»;
ü тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв;
ü методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;
ü методика самооценки "Дерево" (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).
Критерии эффективности
ü успешное социальное самоопределение подростков с ЗПР;
ü динамика интеллектуального и общего развития, уровня воспитанности подростков.
Порядок результатов реализации программы
ü первичная, динамическая, контрольная диагностики в ходе исследования;
ü обсуждение и подведение промежуточных итогов в рамках консультаций с родителями.
Ожидаемые результаты
Психологическим результатом деятельности по данной программе является:
ü становление и развитие личности подростка как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
ü умение адаптироваться в сложных современных условиях;
ü повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей, формирование положительного образа «Я»;
ü развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
ü уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);
ü воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
ü формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
ü формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений;
ü сохранение, развитие физического и психического здоровья.
Содержание программы
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Блок 1 – введение
Этот блок упражнений предназначен для знакомства подростков с таким видом групповой работы как тренинг. Так же здесь освещается основная тема занятий – самооценка.
Тема 1: Что такое тренинг? Правила тренинга.
Мини-лекция психолога на тему: «Что такое тренинг?»
Занятие начинается с мини-лекции психолога на тему: «Что такое тренинг?» Слово «тренинг» произошло от глагола тренировать, тренироваться. Как вы знаете тренировать можно не только мышцы в спортивном зале, но и качества, свойства личности.
Психолог спрашивает подростков, какие бы качества они хотели тренировать в себе? Что требует тренировки? Этим мы и будем заниматься на наших занятиях! (полученные ответы можно оформить на большом листе бумаги для наглядности).
Итак, тренинг – это целенаправленная тренировка, обучение чему-либо. Это методы, рассчитанные на обучение и способные оказывать влияние на психологию и поведение человека. Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности.
Далее психолог предлагает Правила тренинга:
1. Мы есть одна команда.
2. Здесь можно говорить все, что хочешь и все, что думаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение.
4. Никто никого не перебивает и не осмеивает.
5. Все, что мы будем говорить и делать здесь, станет нашей тайной.
6. Наши занятия не урок, оценок здесь мы не ставим.
7. Если кому-то не нравится то, о чем начинаем говорить, можно воспользоваться правилом «Стоп!»
Для создания в группе атмосферы доверия и открытости психолог предлагает подросткам придумать свои правила.
Тема 2: Самооценка
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
Методика Дембо-Рубинштейна для определения самооценки
Цель: Изучение уровня самооценки черт характера.
Материал: На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.
Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
ü В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней - те, кто считают себя самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?
ü В самой верхней точке - самые щедрые люди, в самой нижней - самые жадные. Где находишься ты?
ü 3. Честность.
ü 4. Дружелюбие.
ü 5. Справедливость.
ü 6. Находчивость.
ü Трудолюбие.
ü Самостоятельность.
ü Заботливость.
ü Организованность.
ü Нравишься ли ты себе, какой ты есть?
ü Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?
ü Что нужно сделать, чтобы стать лучше?
ü Ты так уже делаешь?
Обработать тест предлагается подросткам под руководством психолога.
Далее психолог предлагает побеседовать на тему: «Что же такое самооценка? что влияет на нашу самооценку?»
Психолог предлагает ребятам ответить на этот вопрос, поразмышлять на данную тему.
Примерные вопросы и задания:
- Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций, в которых ваша самооценка растет, а когда наоборот падает.
- Какие люди и как влияют на нашу самооценку?
- Что вы чувствуете, когда вашей самооценке нанесен «удар»?
- Как вы думаете, почему самооценка – важный регулятор поведения? Приведите, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.
В конце беседы тренер подводит итог: итак, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Блок 2 – «Мы глазами других и мы на самом деле».
Этот блок упражнений предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения межличностного общения. С помощью данных методик выявляется преобладающий тип отношений к людям, к себе, практикуется правильное понимание и принятие других людей.
Тема 1: Я и значимые другие (родители, друзья, учителя)
1. Упражнение «Интервью».
Упражнение выполняется в парах, желательно чтобы в парах находились малознакомые люди. На каждого человека отводится 3 минуты.
Инструкция: Задавайте вопросы своему партнеру, стараясь, что-то о нем узнать. Затем в течение одной минуты расскажите о своем партнере. Представьте его, сделайте это ярко и интересно.
После упражнения проводиться обсуждение. Подростки рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о чувствах, которые они испытывали, слушая рассказ о себе.
2. Упражнение «Ситуации, влияющие на самооценку подростков»
Цель: упражнение направлено на исследование межличностных отношений. Наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Благодаря этому упражнению подросток учиться понимать других и адекватно реагировать на критику, либо уметь отстоять свою позицию, в случае если критика была незаслуженной.
Упражнение выполняется в парах. Участники пар тянут карточки, на которых написаны ситуации, которые необходимо обыграть. После обыгрывания, участники должны поменяться ролями и снова разыграть эту же ситуацию.
Ситуации: 1. Учитель ругает ученика у доски за неправильно решенную задачу. 2.Родители ругают ребенка в присутствии его друзей за то, что он не помыл посуду. 3.Учитель ругает ученика за невыполненное домашнее задание. 4. Родители хвалят ребенка за хорошую оценку. 5. Друзья хвалят за хороший поступок. 6. Учитель хвалит за успех на олимпиаде.
После выполнения упражнения проводится обсуждение, подростки анализируют свое поведение и свои ощущения, и пытаются выяснить, правильно ли они поступили; также, параллельно, выясняется, заслужена ли была критика в их адрес.
В ходе обсуждения затрагиваются такие важные понятия: критика, ответственность, личностное мнение, жизненная позиция, авторитарность, дружелюбие, агрессивность.
3. Информационное письмо родителям «О необходимости формирования позитивного Я образа у ребенка»
Текст: «Уважаемые Родители! Ваш Ребенок – это самое дорогое и самое ценное, что у вас есть! От вас сейчас в большей степени зависит то, какой человек вырастет из вашего ребенка! Ваш ребенок еще многого не понимает, ему еще во многом необходима ваша помощь и поддержка! Именно, вы, уважаемые Родители, для него являетесь авторитетом, образцом поведения, помощником, другом, даже если ваш Ребенок вам об этом никогда не говорил! Именно ваша помощь необходима сейчас ребенку в формировании позитивного «Я» - образа. Мы не просим Вас льстить ребенку, перехваливать, только отмечайте его достижения и успехи!»
Тема 2: Я и мои качества.
Данный набор упражнений помогает подростку лучше узнать себя, узнать свои достоинства, качества, характер, отличительные особенности.
Он учит, помогает говорить о себе, анализировать себя, понимать себя и свой внутренний мир.
1.Упражнение «4 персонажа».
Инструкция: Изобразите себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.
Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.
На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.
Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подросткам задаются вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.
Тема 3: Я как часть коллектива
Взаимодействие: отреагирование чувств. Разминка: упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие.
Основная часть: упражнение на осознание своих эмоций как негативных, так и позитивных, неконструктивности поведения (психодраматическая реконструкция недавних реальных конфликтов): «Слепой и поводырь», «Приветствие» (рассказ о своих эмоциях).
Заключительное обсуждение.
Ритуал прощания (проведение групповых релаксационных дыхательных упражнений).
Тема 4: Я и мое окружение
Повышение активности и самооценки детей; принятие ими своих негативных качеств.
Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие» (пожелания высказывают участники и напутственные добрые слова), «Толкалки».
Основная часть: разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников.
Релаксационные упражнения: «Переменное дыхание».
Ритуал прощания.
Блок 3 - Формирование позитивного Я-образа
Данный блок упражнений направлен на формирование позитивного «Я» - образа через получение новой информации о себе, своих умениях, достижениях.
Тема 1: Я как личность
1.Проективная методика «Дорисуй рисунок»
Инструкция: Вам предложен стимульный материал в виде восьми фрагментов (смотри приложение). Дорисуйте эти фрагменты, расставьте очередность рисунков.
Каждый из получившихся рисунков представляет определенную сферу:
1. «Я» человека и его место в мире.
2. «Я» и его движение или обездвиженность в пространстве.
3. Ясность мотивов и стремлений.
4. Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам
на жизненном пути.
5. Возможность продолжения жизненного пути.
6. Символ прошлого и настоящего, отношений с близкими.
7. Деликатность, чувственность.
8. Убежище «Я».
На основе полученных рисунков – образов проводится беседа или индивидуальная консультация, на которой психолог помогает «расшифровать», интерпретировать образы.
Тема 2: Я и мои достижения
1.Упражнение «Я умею, я могу». Карта моих достижений.
Психолог предлагает участникам группы написать список своих умений и достижений. Особое внимание стоит уделить тому, что качества достижений не учитывается. Оформить данную работу нужно творчески в виде «Карты достижений». Получившуюся работу можно поместить дома на видном месте, чтобы она напоминала подростку о его умениях и достижениях и, таким образом, укрепляла его самооценку.
Тема 3: Мои возможности
Провести динамическую диагностику. Отслеживание динамики обучения и воспитания, представленную классным руководителем. Развитие самооценки
Проведение методик. Упражнение: «Я могу, я умею…».
Тема 4: Я - часть коллектива, социума
Помочь в выборе жизненной позиции, личных предпочтений и интересов.
Упражнение «4 персонажа», «Избавление от установок» (Задача этого занятия - провести "инвентаризацию" именно сильных сторон личности каждого участника), «Мозговой штурм» (Цель упражнения: помочь участникам выявить что занижает их самооценку. Участникам предлагается высказать свои мысли по поводу негативных утверждений, которые занижают их самооценку.)
Блок 4 - Заключительное занятие. Подведение итогов
На последнем занятии проводится повторная диагностика с помощью проективного рисунка «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» и методики Дембо-Рубинштейна на определение самооценки. Полученные результаты сравниваются с первоначальными, чтобы определить чего мы достигли с помощью данной психолого-педагогической программы.
Далее проводится заключительная беседа о занятии в целом. Психолог просит подростков поделиться своими впечатлениями о занятии, спрашивает, пригодятся ли полученные знания, умения, навыки в дальнейшем.
Календарно – тематический план
№ |
Блоки |
Название общей темы |
Цели занятия |
Тематика занятия, основные упражнения |
1. |
Введение |
Что такое тренинг? Правила тренинга. |
Входная диагностика. Снижение эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. Беседа с родителями по необходимости. |
1.Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы. 2.Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию. 3.Основная часть: упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников: «Приветствие» (знакомство друг с другом), «Шаг вперед все, кто...», «Мое личное место». Обсуждение итогов занятия. Ритуал прощания. |
2. |
|
«Понятие самооценка» |
Изучение мотивов своей самооценки изучение мотивов поведения |
Проективная методика Беседа |
3. |
Мы глазами других и мы на самом деле |
«Я как часть коллектива»
|
Взаимодействие: отреагирование чувств. |
Разминка: упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие. Основная часть: упражнение на осознание своих эмоций как негативных, так и позитивных, неконструктивности поведения (психодраматическая реконструкция недавних реальных конфликтов): «Слепой и поводырь», «Приветствие» (рассказ о своих эмоциях). Заключительное обсуждение. Ритуал прощания (проведение групповых релаксационных дыхательных упражнений). |
4. |
|
«Я и мое окружение» |
Повышение активности и самооценки детей; принятие ими своих негативных качеств. |
Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие» (пожелания высказывают участники и напутственные добрые слова), «Толкалки». Основная часть: разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников. Релаксационные упражнения: «Переменное дыхание». Ритуал прощания. |
5. |
|
«Я и значимые другие» |
Изучение мотивов своего поведения; изучение мотивов поведения других людей; выражение своего отношения к своему агрессивному поведению. |
Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение. 2.Основная часть: групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных ситуациях: «Связь», «Шла Саша по шоссе». Релаксационные упражнения: Переменно-ноздревое дыхание, текст визуализации «Горы», (автор — Д. В. Ильина). Ритуал прощания. |
6. |
|
«Я и мои личные качества» |
Повышение активности и самооценки детей. Принятие своих негативных качеств детьми и их коррекция. |
Разминка: упражнения на движение, взаимодействие. Основная часть: упражнения на отреагирование эмоций, формирование эмпатических реакций у подростка: «Где мне сесть?», «Обзывалки», «Спасибо». ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии (Разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников). Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта. Релаксационные упражнения: «сдвинь камень», «апельсин». Ритуал прощания (каждый обязательно должен попрощаться со всеми остальными, поблагодарить и, если нужно, извиниться). Домашнее задания: завести свой личный блокнотик самонаблюдения (Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, на улице, дома). 1. Что ты при этом чувствовал? Что ты при этом думал? 2. Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле? 3. Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения). |
7. |
Формирование позитивного «Я» - образа
|
«Мои возможности» |
Провести динамическую диагностику. Отслеживание динамики обучения и воспитания, Развитие самооценки. |
Проведение методик. Упражнение: «Я могу, я умею…» |
8. |
|
«Я как личность»
|
Повышение активности и самооценки подростка. |
Проективная методика Упражнение. Творческая работа |
9. |
|
«Я и мои достижения» |
Дать представление о саморазвивающейся личности, научить правильной оценке своих сил и возможностей. |
Беседа по вопросам: «Я» человека и его место в мире. Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам на жизненном пути. Деликатность, чувственность, убежище «Я». Заполнение карты «Мои достижения».
|
10. |
|
«Я–часть коллектива, социума» |
Помочь в выборе жизненной позиции, личных предпочтений и интересов. |
Упражнение «4 персонажа», «Избавление от установок» (задача этого занятия - провести "инвентаризацию" именно сильных сторон личности каждого участника), «Мозговой штурм» (цель упражнения: помочь участникам выявить, что занижает их самооценку. Участникам предлагается высказать свои мысли по поводу негативных утверждений, которые занижают их самооценку. |
11 |
Заключительное занятие |
«Семья, ребенок, школа» |
Проведение итоговой диагностики. Круглый стол с родителями и педагогами, работающими с данной категорией детей, для определения эффективности работы и продумывания дальнейшего плана работы. |
Итоговая диагностика. Обобщение и представление результатов работы. Обсуждение вопросов, хода дальнейшей работы по социализации детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования. Представление результатов обучения детей в ходе учебного года классным руководителем, отслеживание динамики обучения и воспитания. |
12. |
|
«Мое светлое будущее» |
Подвести итоги работы (обсуждение блокнота самонаблюдения); провести итоговую диагностику Беседа с родителями по необходимости. |
Итоговая диагностика. Итоговое обсуждение достижений всего цикла. Упражнение: «Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций», «Мне в тебе нравится...» — на развитие позитивной самооценки и реконструкцию положительного «Я-образа». Пожелания, напутствия детей друг другу, педагога детям. |
Список использованной литературы
1. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2001
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.
3. Гаврилова Т. Я – уникальная и неповторимая личность. Занятие для младших подростков // Школьный психолог – 2002. – №19.
4. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.
5. Дерманова, И.Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте / И.Б. Дерманова. - СПб., 2004.
6. Джон Аллан Ландшафт детской души. Под общей ред. Зеленского В. В. – Изд-во: «ПЭР СЭ» 2006. – 271 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., Владос – Пресс,2004
8. Журнал «Народное творчество» 2004 год, №3.
9. Зейгарник Б.В. Патопсихологический метод изучения личности // Психологический журнал, 1982
10. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
11. А. А. Карелин Большая энциклопедия психологических тестов М.: Эксмо, 2007
12. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
13. Тарарина Е. В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Элтон-2, – 160 с.
14. Н. П. Фетискин и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп М.: ИИП, 2009, ISBN 978-5-903182-45-9
Интернет - источники:
15. https://infourok.ru/material.html?mid=18146 Психолого-педагогическая программа
Приложение 1
Проективная методика «Дорисуй рисунок»
· |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Методика Дембо-Рубинштейна на определение самооценки.
Форма протокола:
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общее кол-во баллов |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Бланк
Интерпретация
При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).
Показатели уровня притязаний Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант. Уровень самооценки Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Приложение 4
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв
Описание методики: Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
Инструкция
«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:4 – очень часто;3 – часто;2 – иногда;1 – редко;0 – никогда.»
Стимульный материал
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Интерпретация результатов
– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.
Приложение 5
Методика исследования
самооценки личности
С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Текст методики
1. Аккуратность |
17. Легковерие |
33. Педантичность |
2. Беспечность |
18. Медлительность |
34. Радушие |
3. Вдумчивость |
19. Мечтательность |
35. Развязность |
4. Восприимчивость |
20. Мнительность |
36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость |
21. Мстительность |
37. Самокритичность |
6. Гордость |
22. Надежность |
38. Сдержанность |
7. Грубость |
23. Настойчивость |
39. Справедливость |
8. Гуманность |
24. Нежность |
40. Сострадание |
9. Доброта |
25. Нерешительность |
41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность |
26. Несдержанность |
42. Практичность |
11. Заботливость |
27. Обаяние |
43. Трудолюбие |
12. Завистливость |
28. Обидчивость |
44. Трусость |
13.Застенчивость |
29. Осторожность |
45. Убежденность |
14. Злопамятность |
30. Отзывчивость |
46. Увлеченность |
15. Искренность |
31. Подозрительность |
47. Черствость |
16. Капризность |
32. Принципиальность |
48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Приложение 6
Тест "Дерево с человечками"
Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
Расшифровка результатов теста:
Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или
7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится
никаких препятствий и преград.
Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы
общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.
Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой
жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления
трудностей.
Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.
Выбор пал на человечка под номером 9
— вы веселый человек, любящий развлечения.
Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете
частого общения с людьми.
Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.
Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.
Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.
Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.
Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.