«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»
Оценка 4.9

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
26.11.2017
«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»
• Познакомить с основными психологическими характеристиками детей дошкольного возраста из полных и неполных семей; • Содействовать пониманию особенностей восприятия детьми воспитательной среды семьи; • Создать условия для понимания уровня влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка.1. Актуальность проблемы детско-родительских отношений; 2. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях.docx
Лекция «Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»  Познакомить с основными психологическими характеристиками детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;   Содействовать   пониманию   особенностей   восприятия   детьми   воспитательной   среды семьи;  Создать условия для понимания уровня влияния детско­родительских отношений на становление личности ребенка. План:  1. Актуальность проблемы детско­родительских отношений; 2. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и  неполных семей; 3. Психологическое восприятие среды детьми в полных и неполных семьях; 4. Проблемы неполных семей; 5. Влияние детско­родительских отношений на становление личности ребенка. Содержание. Актуальность проблемы детско­родительских отношений Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения  с родителями, которые могут оказывать на него как положительное,   так   и   негативное   влияние.   Вследствие   этого   ребёнок   растёт   либо доброжелательным,   открытым,   общительным,   либо   тревожным,   грубым,   лицемерным, лживым.  Родительские   отношения   –   это   система   разнообразных   чувств   к   ребёнку, поведенческих   стереотипов,   практикуемых   в   общении   с   ним,   особенностей   восприятия   и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско­родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Таким   образом,   семейное   воспитание,   как   всякий   организованный   процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью   воспитания   детей   в   любой   семье   составляет   всестороннее   развитие   личности, сочетающей   в   себе   духовное   богатство,   моральную   чистоту   и   физическое   совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.   Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. Развод родителей, нестабильный, конфликтный   стиль   отношений   в   таких   семьях   искажают   условия   ранней   социализации, оказываясь   причиной   нервно­психических   расстройств,   фактором   риска   возникновения асоциального   поведения,   личностной   деформации,   способствуя   возникновению   проблем взаимоотношения   ребенка   с   социальным   окружением.   Все   это   затрудняет   решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Поэтому   актуальность   проблемы   детско­родительских   отношений,   влияющих   на становление   личности   ребенка   в  полной   и   неполной   семье   остается   неизменно   острой   на протяжении всего развития психологической науки и практики.  Рассмотрим   различия   в   развитии   личности   детей   дошкольного   возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста. 2. Выявить особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях. 3.   Провести   эмпирическое   исследование,   направленное   на   определение   различий   в психологических   характеристиках   личности   детей   дошкольного   возраста   из   полных   и неполных семей. 6. Обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для  родителей. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Семья  — важнейший из  феноменов, сопровождающий  человека  в течение всей его жизни.  Семья   —   это   сложное   многоаспектное   образование,   в   котором   явствуют   4 характеристики: Семья — ячейка (малая социальная группа) общества. 1. Семья — важнейшая форма организации личного быта. 2. Семья — супружеский союз. 3. 4. Семья   —   многосторонние   отношения   супругов   с   родственниками:   родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь   семьи   детерминирована   условиями   развития   конкретного   общества.   Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье. степень   единства   деятельности   (согласованность,   сотрудничество,   творческое Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи.  Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются: • отношение); • устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей); уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость); • • содержание   социально­психологического   климата   (преобладающие   настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге). нравственно­психологическое   единство   (соответствие   личных   и   семейных Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное   воздействие   на   то,   каким   он   станет   в   будущем,   на   его   место   в   обществе. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может драматически повлиять на его ожидания, роли, убеждения и взаимоотношения, а также на дальнейший приобретаемый им жизненный опыт, на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Способы и характер взаимодействия людей в семьях оказывают глубокое и динамичное воздействие   на   развитие.   Каждый   член   семьи   может   играть   специфическую   роль   в интеракциях с другими ее членами.  Дети   одной   семьи   зачастую   приобретают   множество   одинаковых   переживаний   и одинаковый опыт, например, чрезмерную строгость родителей или ценности, разделяемые в общине, поселке или среди соседей. И все же, помимо этого, у каждого ребенка есть набор уникальных переживаний и отношений. Важнейшая   функция   семьи   –   удовлетворение   потребностей   человека.   Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего­то нужного для равновесия и развития.  Чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор   за   детьми,   отсутствие   отца   лишает   детей   возможности   знакомиться   с   разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний характер психического развития.   Мальчик,   получивший   "охранное"   материнское   воспитание,   нередко   лишён необходимых   мужских   черт:   дисциплинированности, самостоятельности,   решительности.   Девочке   общение   с   отцом   помогает   формированию образа мужчины.    твёрдости   характера, Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми   обычно   оказывается   возможным   только   по   выходным   дням,   да   и   в   эти   дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь  об  экономическом  благополучии  своих  детей,  отец/мать  чаще всего,  достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом. Неполная   семья   образуется   вследствие   расторжения   брака,   внебрачного   рождения ребенка,   смерти   одного   из   родителей   или   раздельного   их   проживания.   В   связи   с   этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.  В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские   и   отцовские   неполные   семьи.   По   количеству   поколений   в   семье   различают: неполную   простую   –   мать   (отец)   с   ребенком   или   несколькими   детьми   и   неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.  Психологическое восприятие среды Все   это   не   означает,   однако,   что   неполная   семья   обязательно   является неблагополучной   в   воспитательном   аспекте.   Указанные   проблемы   могут   возникнуть   в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно   возникнут.   В   ряде   случаев   психологическая   атмосфера   семьи   достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Семья это первая среда, в которой воспитывается ребенок, и очень важно то, как он ее воспринимает (представляет).  В результате исследования были обнаружены следующие особенности в восприятии семейной среды подростками из разных социальных сред:  Дети   из   полных   семей   воспринимают   семейную   среду,   как   светлую,   уютную, надежную, открытую, целостную, современную, интересную, несерьезную.   Дети   из   неполных   семей   считают   свою   семью   консервативной,   серьезной   хорошей, сильной, доброй, отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой.   Дети из приюта воспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную,   скучную,   недружную,   несправедливую,   корыстную,   равнодушную, лживую, наигранную, безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья   плохая,  чужая,  нелюбимая,  далекая,   слабая,   пессимистичная,  грустная,  злая, грубая,   безразличная.   Они   воспринимают   свою   семью   как   проблемную,   бедную, неимущую, зависимую. Анализ   результатов   проективных   методик   также   показал   некоторые   особенности   в восприятии семейной среды: При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что дети  из неполных семей чаще, чем другие дети забывают отметить на бланке собственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, как правило,   далеко   внизу.   Это   можно   объяснить   реальной   отдаленностью   от   родителей   и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны.  Дети из неполных семей часто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило, рядом (встречается даже слипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущении своей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполной семье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а, следовательно, является более значимой даже чем в полной семье.  Дети из полных семей рисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, как правило, располагается между родительскими фигурами.  Что   касается   эмоционального   фона   рисунков,   то   выяснилось,   что   в   группе   детей   из полных и неполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. Проблемы неполных семей.  Семья выполняет следующие функции:  воспитательная функция;  экономическая   ­   заключается   в   желании   членов   семьи   удовлетворить   свои материальные потребности;  эмоциональная   функция   ­   удовлетворение   базовых   психологических   потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);  функция   духовного   общения   ­   совместное   проведение   досуга,   взаимное   духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);  функция   первичного   социального   контроля   ­   обеспечение   выполнения   социальных норм членами семьи и др.  Понятно, что в моно родительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.  Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как   института   воспитания   и   социализации   детей.   Правы   те,   кто   полагает,   что   издержки воспитания   детей   в   неполной   семье   связаны,   прежде   всего,   с   воздействием   негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей.  На развитие личности ребенка влияют многие факторы. Один из основных ­ климат в семье,   атмосфера   семейных   отношений,   которой   дышит   ребенок.   Во   взаимоотношениях   с родителями он обретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в семье его родителей.  Дети   очень   чутко   и   быстро   улавливают   даже   малейшие   нюансы   в   отношениях родителей между собой. Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом для подражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают друг другу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в свою очередь так   же   будут   относиться   ко   всем   окружающим   их   людям.   Если   родители   враждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило, ведут себя так же.  Существенным   фактором,   обусловливающим   влияние   семьи   на   формирование личности   ребенка,   является   семейное   окружение.   Для   каждой   семьи   характерны определенные отношения между ее членами. Каждая семья имеет свои отличительные черты. Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается от роли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношения между супругами. Младенец ­ их единственный ребенок, вокруг которого сосредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьи создаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизни оказывается ребенок.  При  рождении  второго малыша  снова  изменяется  положение  каждого  члена  семьи. "Король­малыш" неожиданно оказывается "свергнутым с престола". Отныне он должен занять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама и папа, неведомо почему,   допустили.   Это   случилось   потому,   что   новый   человек   ­   младенец   ­   занял   место первого ребенка, который ищет возможность восстановить свое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийся малыш привыкает к своему месту в семье в качестве   "младенца".   Но   такое   его   положение   для   старшего   ребенка   имеет   совсем   иной смысл. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) Когда появляется третий ребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в ней трое детей. Старшего "свергли с престола" еще раньше, и сейчас настала очередь   второго   ребенка.   Теперь   он   находится   в   середине   ­   между   старшим   и   младшим каждым   последующим   родившимся   ребенком   семейное   сообщество   принимает   новое очертание,   с   новыми   воздействиями   друг   на   друга   и   новыми   взаимосвязями.   Наверное, поэтому дети в одной и той же семье так не похожи друг на друга, несмотря на то, что они воспитываются   вместе.   Можно   скорее   найти   сходство   между   старшими   детьми   одного возраста двух различных семейств, нежели между первым и вторым ребенком одной семьи.  Роль   старшего   среди   детей   в   одной   семье   целиком   зависит   от   того,   как   каждый отдельный ребенок ее понимает. Не все первенцы стремятся быть ведущими. Любая семья является уникальной в этом вопросе благодаря своим толкованиям взаимоотношений. Раннее осмысление роли лидера оставляет у человека впечатление на всю жизнь.  Влияние детско­родительских отношений на становление личности ребенка Эмоциональное   воспитание   ребенка   –   бесспорно   прерогатива   семьи.   Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения,   восприятия,   представления,   мысли.   В   них   выражается   отношение   ребенка   к окружающему   миру   и   к   самому   себе.   В   дошкольном   возрасте   у   ребенка   появляется эмоциональная   регуляция   своих   действий   поведения.   Эмоционально   предвосхищая последствия   своего   поведения,   ребенок   заранее   представляет,   хорошо   или   плохо   он собирается   сделать.   Если   предполагаемый   поступок   не   отвечает   принятым   нормам   и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности,   способное   затормозить   нежелательное   действие.   Поддерживать   достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи.  Обязанности   детей   5­7   лет   расширяются:   они   могут   ухаживать   за   своей   одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, засыпать корм в кормушку и т.д. Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее   развитие   этого   нравственного   качества   будет   зависеть   от   трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций.  «Поиграйте   со   мной».   Как   часто   можно   слышать   этот   призыв   ребенка!   Многих родителей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя   занять.   «Ну   что   за   ребенок!   –   жалуются   они.   –   Даже   поиграть   один   не   может!» Ошибочность   подобных   родительских   сентенций   свидетельствует   о   непонимании   природы детской игры.  Особым   «гонениям»   подвергается   игра   старших   дошкольников:   родителям   хочется «заменить» ее занятиями, которые с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое   отношение   родителей   к   игре   старших   дошкольников   –   свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных качеств, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Любая игра учит ребенка управлять своим поведением, преодолевать свою застенчивость. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус, как в собственных глазах, так и в глазах сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенес на самостоятельные игры с другими детьми, зависят  от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. Выигрыш – радость для ребенка, но жизнь не строится только на одних удачах. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах.  И   хотя   ребенок   5­7   лет   может   сознательно   управлять   своим   поведением,   своими действиями и помыслами, однако сфера применения этой способности весьма ограниченна. Ребенку   5­7   лет   нужны   постоянное   поощрение,   доверительное   общение   и   родительская любовь.   Дети   очень   чутки   и   восприимчивы,   они   прислушиваются   к   разговорам   взрослых, приглядываются к отношениям родителей. Склонность детей старшего дошкольного возраста к подражанию ярко проявляется в творческих, ролевых играх. В играх детей порой можно увидеть как в зеркале – родителей. Правильное   нравственное   воспитание   ребенка   немыслимо,   если   взрослые   не интересуются его поведением, если они не осуждают его дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым. Во многих семьях преувеличивается  значение наказаний. А часто необдуманное их применение   приносит   только   вред.   Случается,   что   родители   применяют   физические наказания. Таким родителям следует помнить, что любое физическое наказание отрицательно действует   на   нервную   систему   ребенка,   а   значит,   вредит   и   его   здоровью.   Главное   же   – физическое наказание унижает его личность. Если ребенок привык к таким наказаниям, то все другие мало действуют на него. Вопросы для обсуждения: 1. Проанализируйте   сходства   и   различия   влияние   детско­родительских   отношений   в полных и неполных семьях на становление личности ребенка. 2. Возможности   игры     в   создании   своеобразной   сферой,   в   которой   происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми. 3. Определите   различия   в   психологических   характеристиках   личности   детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Список литературы и интернет­источников: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Функциональный   подход   к   изучению   состояния   тревоги. Астапов   В.Н. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. ­ М., 1996. Бурбо Л. Отношения родитель ­ ребенок. ­ Киев, 2002. Бреслав   Г.М.   Эмоциональные   особенности   формирования   личности   в   детстве.   ­   М., 1990. Кон И.С. Ребенок и общество. ­ М., 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. ­ Ярославль, 1996. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. ­ М., 1997. Прихожан   A.M.   Психологическая   природа   и   возрастная   динамика   тревожности. (Личностный аспект): Дис. ...д­ра психол. наук. М., 1996. Чиркова   Т.   И.   Психологическая   служба   в   детском   саду:   Учебное   пособие   для психологов   и   специалистов   дошкольного   образования:   М.:   Педагогическое   общество Росии, 1998.­ 255

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»

«Психологические особенности детско – родительских отношений в полных и неполных семьях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017