Психологический практикум
с элементами тренинга
«Кукляндия, кукляндия - волшебная страна».
Педагог-психолог В.П.Христюк
МБДОУ №31 города Апатиты
Психологический практикум с элементами тренинга
«Кукляндия, кукляндия - волшебная страна».
Задачи:
· Включение в групповое взаимодействие;
· Поддержка и развитие творческого самовыражения;
· Снятие напряжения;
· Гармонизация внутреннего состояния.
Необходимые материалы: воздушные шары по числу участников, маркеры, фломастеры, листы ватмана, краски, кисти, ножницы, различный бросовый материал, пластилин, аудикассета с записью спокойной музыки.
Приветствие.
Движение души, как взмах крыла,
Заметить сложно, но возможно.
А иногда мы так неосторожно
Вторгаемся туда, где всё - страна.
Страна непознанного и понятного,
Страна желаний и возможностей.
Она загадочная, необъятная,
Ее постигнуть никогда не поздно.
Все происходит здесь закономерно,
Вот только мера может быть различна.
И каждый раз, встречаясь с личностью,
Должны мы выбор делать верный.
Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам всем радость.
Разминка «Ладошки»
Участники тренинга располагаются на стульях, создавая общий круг. Затем делятся на пары и играют в ладошки, опираясь на свои детские воспоминания об этой игре.
Потом игра продолжается в общем кругу: вначале участники хлопают в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.
Участники берут в руки волшебную «Нежданку» и по кругу представляют ее по имени, а также называют прилагательное, которое в большей степени характеризует этого героя.
Игра «Сказочные существа».
Когда-то давным – давно одну страну населяли сказочные существа. Но налетел ураган и унес их. Только глубоко в пещере остались яйца этих существ. Сейчас я дам вам всем по одному такому яйцу, согрейте их своим теплом, и из них вылупятся сказочные существа.
Участники берут воздушные шарики, молча прижимают их к себе, что - нибудь рисуют на них. Через 2-3 минуты каждый участник рассказывает о том, кто же появился из его «Яйца», как его зовут и т.п.
Какие замечательные существа появились в нашем Сказочной Стране! У каждого какие-то свои, не похожие ни на кого, качества, свой характер.
Игра «Сказочный дождик».
А теперь встаньте все в круг друг за другом. В сказочной Стране пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине, по попе….
Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогические действия.
Волшебный дождик прошел, а теперь мы с вами пройдем в творческую мастерскую.
Упражнение «Бархатное поглаживание» Модификация известной технологии В. Венгер, Р. ПоуЦель: развитие рефлексивных навыков педагогов. Задачи: формировать умение управлять вниманием, концентрировать его на желаемом, «суживать» его круг; обучить релаксационному навыку посредством техники саморегуляции. Релаксационные приемы: «бархатное поглаживание», медитация, визуализация образов через изотерапию и логотерапию. Ожидаемые результаты: хорошее настроение, создаваемое эмоциональным состоянием: на фоне расслабления при помощи мысленно обращенных к себе слов формировать состояние психического покоя или психической мобилизации; использование данного метода в повседневной деятельности педагога. Для того чтобы е пробудить воспоминания о том, какими вы были в детстве, предлагаю следующий прием. (Включается спокойная музыка.) Релаксация «Погружение в детство» Сядьте по удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, и снова вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза. Предлагаю рассказать о тех ощущениях, которые участники испытали при погружении в воспоминания детства. Затем участники делятся на пары: один играет роль взрослого, другой — ребенка. Инструкция (для участника, играющего роль взрослого). Возьмите любую игрушку с приятной фактурой, желательно приятного цвета. Дайте ребенку (взрослому, играющему роль ребенка) потрогать, восхититься и насладиться приятным ощущением мягкой ткани (игрушки). Затем скажите: «Сейчас я собираюсь подышать так, чтобы ощутить такую же бархатистость, нежность, пушистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так…» Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы минуту-другую глубоко и спокойно дышите, наслаждаясь процессом. «Все мое тело ощущает прикосновение бархата. А ты, малыш, можешь дышать так, чтобы прочувствовать то же самое?» — говорите вы. Ваша конечная цель — добиться, чтобы ребенок испытал приятное чувство во всем теле. Спросите его: «Ну а теперь ты ощущаешь эту бархатистость?» Возможно, он скажет «да». Для работы парам дается 10 минут, потом они меняются ролями. |
Практическая часть.
Ход работы.
На прошлом семинаре мы с вами создавали Сказочную страну, волшебный герб. Давали ей название. А сегодня мы будем заселять ее сказочными жителями – необычными куклами. А помогут нам в этом те предметы, которые вы сегодня принесли с собой. Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. И тогда они станут по настоящему волшебными.
Ну, вот наши волшебные герои готовы. Давайте с ними познакомимся поближе.
Обсуждение.
По окончании представления кукол проводится итоговое обсуждение практикума.
· Какие чувства вы испытывали в процессе создания своей куклы?
· Как родился этот образ?
· Возникли ли у вас какие-нибудь ассоциации, которыми вы хотели с нами поделиться?
Оформление выставки.
ЛИТЕРАТУРА
Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? — СПб.: Питер, 1997.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.