Психологический практикум с элементами тренинга
«Цветочная мозаика»
( проводимый в рамках творческой Декады психологии «Вальс цветов»).
Педагог- психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна
Цель: переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.
Снижение психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Данный практикум включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
1. Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
2. Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
3. Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
4. Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.
Правила для группы:
В случае необходимости правила могут быть дополнены.
Приветствие.
Приветствую всех членов группы.
«Разминка»
Для создания в группе дружелюбного настроения и атмосферы сплоченности предлагаю участникам сыграть в игру «Передача предмета».
Итак, если от Вас по какой-либо причине сбежало хорошее настроение, советую вспомнить слова любителя тортов и варенья, доброго Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское!» и улыбнуться всем невзгодам в лицо!
Да-да, именно улыбка может вас спасти даже тогда, когда вам кажется, что в вашей жизни возник самый пренеприятный эпизод. Ведь зачастую жизнь специально нагнетает мрак, чтобы потом блеснуть своей яркой стороной!
1. “Цветы – наши друзья”.
Педагог-психолог держит в руках цветик – семицветик и, отрывая 1 лепесток, говорит:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Практикум ты наш начни !
Цветы всегда вызывали в людях исключительно положительные эмоции. Окружив себя цветами, человек чувствует какую-то легкость, эмоциональный подъем, настроение его улучшается. Более того, ученые установили, что цветы могут лечить людей, страдающих разнообразными недугами.
Как раз о цветочной терапии мы и хотим вам рассказать. Существует две основных теории того, каким образом цветы могут оказывать положительное воздействие на организм человека, а также на его моральное состояние. Это теория Баха о физическом и духовном воздействии масел, которые делают из цветов, на человека, а также теория Айзмана об эмоциональном воздействии цвета в цветочных композициях.
Теория Баха появилась в тридцатые годы двадцатого века. Английского врача бактериолога и гомеопата Эдварда Баха иногда называют отцом цветочной терапии, которая в его интерпретации была видом ароматерапии. По мнению Баха, тридцать восемь различных цветов соответствуют тридцати восьми состояниям человека. Именно из этих цветов и делают лекарства. После получения экстракта того или иного цветка он разбавляется спиртосодержащим раствором и используется в жидком виде или в виде таблеток. Подобное лечение тесно связано с лечением травами, которое практикуется с незапамятных времен и давно доказало свою эффективность.
Цветочная терапия Айзмана использует не экстракты цветов, а их цветовые сочетания. Именно они, по его теории, оказывают визуальное воздействие на эмоциональное состояние пациента и улучшают его психическое здоровье.
Различные исследования показывают, что цветочная терапия действительно облегчает страдания и боль, приносит гармонию души и тела. Пациенты, которые занимаются выращиванием цветов на природе или ухаживают за ними в домашних условиях, более склонны к душевной гармонии. Для некоторых из них забота о цветах становится занятием, придающим смысл жизни в сложных ситуациях.
"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок",
- говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.
"Кто любит цветы, тот не может быть злым".
Так гласит венгерская пословица.
Говорят, что человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево… если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в прекрасный сад. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок.
2 . А теперь мы с вами совершим путешествие в мир цветов.
Воспитатель - тот же садовник
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные
растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно
любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего
произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен
особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в
своем развитии.
(Абдул-Баха)
Я буду говорить, а вы должны угадать последние слова в строчках и досказать:
Лето – чудная пора,
Педагог кричит…….(Ура!)
Нам и реки и леса
Дарят летом ………(Чудеса)
Средь колосьев у реки
Засинели …… (Васильки)
И приветствуя ребят,
Колокольчики …….(Звенят)
Как приятно бегать вам
По ромашковым……(Лугам)
Вот по зеркалу реки
Заплясали …. (Поплавки)
А вокруг – нежны, чисты,
Лилий белые …….(Цветы)
Словно солнечные зайчики,
Золотятся …. (Одуванчики)
В мир добра и красоты
Превращают мир …..(Цветы)
3. Психолог. В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.
А какой цветок нравится Вам? (Выслушать ответы) Хотите стать волшебными цветами?
Я полью вас из леечки волшебной водой (психолог имитирует полив), и вы превратитесь в цветы.
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее нас
В разные цветочки.
Что-то моя вода не подействовала. Помогите мне.
Повторяйте за мной: «Розы, розы (2 хлопка), васильки (3 притопа),
мы – волшебные цветы» (разводим руками).
Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные!
Я – желтая роза, благородная. А вы? (отвечают все по очереди).
Молодцы!
А) А теперь объединимся в букет.
Собрала я все цветочки
И сплела из них веночек.
Мой венок уже готов –
Много, много в нем цветов.
( Каждая команда придумывает название букета, это и будет ваше название).
А)Идёт представление команд, приветствие друг друга
1 команда - Романтика
2 команда – Цветочная мозаика
3 команда – Весенний коломбур
Б) Придумываем девиз вашей команде.
* Романтики букет
Посылает всем привет!
* Цветок и Я
Цветочная семья.
* Цвести всегда, цвести везде,
Назло печали и беде»
Молодцы!
Следующий наш шаг – придумать стихотворение с использованием цветков вашей команды.
1.Анютины глазки, ромашки и мак грустили однажды
Весной на лугах
Мечтали они о любви или как…
Пока не увидели пиона и мак.
2.Одуванчик, лотос, роза
Незабудка и жасмин –
Наш цветочный магазин
Приходите, улыбайтесь
И цветами наслаждайтесь.
Рубль –жасмин,
Пятерка – лотос,
Роза дорого сейчас.
Одуванчик – ( нету рифмы)
Незабудка просто так.
3. Такие разные цветы,
Все небывалой красоты,
Сирень, купальница, тюльпан
И одуванчика дурман
Добавь ты лилию в букет, неси с собою на банкет.
Здорово! Вы все молодцы!
5.Упражнения «Три желания».
Вы зашли в лес, и нашли волшебный цветок с тремя волшебными лепестками. Какие три желания вы загадали? Загадывают желания. Лепестки с желанием вывешиваем на стенд.
6. Объявляется конкурс знатоков и ценителей цветов!
1. В заголовках каких романов известных французских писателей, отца и
сына, упоминается название цветов? ("Черный тюльпан" — Дюма-отец и
"Дама с камелиями" — Дюма-сын.)
2. В ряде западных стран клевер-трилистник издавна считался талисманом, его и
сейчас охотно изображают на поздравительных открытках, сувенирах, брелоках как
символ счастья. Назовите популярную западную фирму, в эмблему которой включен
трилистник. ("Адидас").
3. Какая знаменитая война названа именем цветов и даже назван их цвет? В каком
веке, и в какой стране она происходила? (Война Алой и Белой розы, XV век,
Англия).
Давайте вспомним песни о цветах. Кто больше? ("Венок Дуная",
"Калина красная", "Черемуха","Городские цветы",
"Красная гвоздика", "Миллион алых роз",
"Ландыши", "Полевые цветы", "Яблони в цвету",
"Калинка", "Купите фиалки" и др.)
Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав
ни единого цветка, если следовать мудрым слова азербайджанского
поэта Самеда Вургуна, который пишет:
"… Давай пройдёмся медленно по лугу И "здравствуй"! скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтобы рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать".7 . Арт- практикум “ Цветочная мозаика”.
Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).
Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
В конце работы:
• вырезать мандалу и оформить в групповую композицию.
• подобрать для нее фон, придумать ей название.
8 этап. Выставка работ.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище!
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Для завершения работы на оптимистической ноте предлагаю всем участникам поблагодарить себя и друг друга аплодисментами.
«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее». Сначала хлопаю одна, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.
9. Рефлексия.
- Ваши ощущения после практикума, ваше настроение?
-Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было полезным?
- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?
Всем спасибо за участие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.