Психологический проект
Оценка 4.8

Психологический проект

Оценка 4.8
Документация
rtf
воспитательная работа
5 кл—6 кл
14.10.2021
Психологический проект
Цель: расширить знания детей о себе, о своей семье, о родных и сверстниках группы.
проект ЭТО Я старшая гр..rtf

    

                      Психологический проект 

                          «Познакомьтесь, это Я!»

                     для детей старшей речевой группы

                         Автор проекта Станская Светлана Павловна

                  педагог - психолог  ГБДОУ № 83 г.Санкт - Петербург

 

                "Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты.

                Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой.."

                          

                             Актуальность проекта 

 

Ребенок 5-6 лет, поступая в детский сад, покидает пределы  своей семьи, устанавливает отношения с более широким миром людей. В этом возрасте в жизнь ребёнка входят другие дети – сверстники. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

 Однако далеко не всегда первый опыт взаимодействия складывается успешно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим. И такое отношение может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Немаловажным фактором, влияющим на развитие и проявление коммуникативной деятельности дошкольников, является возраст ребёнка. Так, если в младшем дошкольном возрасте дети играют рядом, но не вместе, то уже в середине дошкольного возраста они предпочтут выбрать совместную игру. В 4-5 лет для ребёнка важны его собственные действия или высказывания. Ему необходима уверенность в том, что он самый хороший. В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать. Но уже к 5 - 6 годам у дошкольников существенно возрастает доброжелательность к сверстникам. Детям важно, что и как делает другой ребёнок, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Таким образом, к концу дошкольного возраста сверстник является для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только партнёром для игр, но и самоценной личностью, важной и интересной. Состав детей этой группы  почти  не меняется ежегодно.  Для одних детей это положительный момент, т.к они на протяжении долгого времени являются популярными в группе и прекрасно себя в ней чувствуют, но есть дети , популярность которых оставляет желать лучшего и есть дети наоборот, у которых все замечательно в дс и есть трудности  в отношениях с родителями, т.е имеются нарушения  детско - родительских отношений.

Для решения этих трудностей  мною был разработан и реализован проект «Познакомьтесь, это Я!».

Тип проекта:

ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения:

среднесрочный (с октября по декабрь )  

Участники проекта:

дети старшей речевой группы ,воспитатели, родители детей.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о себе:

 Кто я? Какой я? Что я могу делать?  , о своих братьях и сестрах.

Цель проекта:

создание условий для формирования у детей  социально-психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом.Расширение знаний  о себе и своей семье.

1. Пробуждать у детей интерес к изучению себя , других и своей семьи.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к другим

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Отрабатывать лексические понятия по теме человек;

уточнять и активизировать словарь (слова, обозначающие родственные связи, увлечения, занятия)  

 образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно - развивающие:

развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, общую моторику, обогащение информацией об окружающем мире;

Коррекционно- воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к себе, своим родным, старшим, сверстникам. Воспитание у детей доброжелательных отношений со взрослыми и детьми.

Коррекционно - психологические

Повышать самооценку ребенка, знакомить с личностными особенностями человека.Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания и т. д.);   установление эмоционального контакта, развитие чувства принадлежности к группе, объединение детей в коллектив; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, раскрепощение, поднятие настроения детей и снятие эмоционального напряжения;

Основной  принцип  проекта

 – максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности реализации проекта.

По окончанию реализации проекта  предполагаю получить следующие результаты:

 дети смогут сделать первые шаги в открытии своего «Я»: узнать, что такое эмоции и чувства, интересы и склонности;

 познакомятся с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности;

 научатся рассказывать о себе, о своей семье , о своём настроении, увлечениях и слушать друг друга;

 дети научатся с одобрением относиться к сверстникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом, проявляя чуткость и такт.

Продукт проекта :  книга " Познакомьтесь "Это Я !"

Основной принцип проектапредполагает использование следующих  методов :

 развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения);

 рассматривание рисунков, иллюстраций в книгах, фотографий;

 чтение художественных произведений разных жанров;

 рассказы воспитателя и детей из личного опыта;

 беседы;

 ситуативные разговоры;

 моделирование и анализ игровых обучающих ситуаций;

 рисование;

Этапы реализации проекта :

I этап. Вводный

.Была определена направленность исследования: в беседе с детьми мы обратили внимание, что каждый ребёнок в группе уникален, нет двух совершенно одинаковых мальчиков и девочек.Возникли вопросы: дети группы внешне похожи друг на друга? Чем они отличаются? Каков внутренний мир каждого ребёнка? Как найти себе друзей? Как научиться не ссориться?

Для решения этой задачи выдвинули следующую гипотезу  : в группе много детей. Чтобы они хорошо себя чувствовали, находили друзей по интересам, узнавали что-то новое от детей, увлекающихся какой-нибудь деятельностью, необходимо узнать про каждого ребёнка: про его увлечения, успехи, мысли, привязанности. Самим детям трудно это сделать, поэтому следует попросить о помощи родителей.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования определили направления работы:

 познакомиться с успехами каждого ребёнка;

 с привязанностями детей группы;

 узнать о каждом ребёнке: его увлечения, мысли о будущем.

II этап. Основной.

 Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей друг от друга,об увлечениях детей:

- игры «Узнай своих друзей по голосу»; «Назови ласково»;

- «Мы разные» (рост, цвет волос, глаз, улыбка);

- упражнение «Что не так» (изменения в деталях одежды и причёски);

- беседа «Что означают наши имена»;

- игровые обучающие ситуации «Я умею», «Делай, как я»;

- и др.

Мною была составлена система игр, упражнений, творческих заданий, которые использовались во всех видах детской деятельности.

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Интеграция разнообразных видов детской деятельности.)

III этап. Заключительный.

 Была проведена диагностика полученных результатов, обобщение комплексной работы и подведение итогов. Третий этап проекта ознаменовался выпуском и презентацией индивидуальных альбомов - книг под названием «Познакомьтесь, это Я!».

Каждый альбом включал в себя следующие разделы:

 «Рассказ о себе».

 «Моя семья».

«Мой любимый детский сад».

«Моя любимая игрушка».

 «Моё настроение».

«Мои увлечения».

 «Моя мечта».

«Кем быть?».

 Итоги  работы  по проекту :

Таким образом, проанализировав проделанную работу в рамках моего заявленного психологического  проекта и отследив данные мониторинга динамики формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,можно сделать следующее.

Заключение : реализованный проект способствовал развитию у детей социально-психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом.

Подводя итоги всей проделанной работы, я могу отметить, что к концу проекта «Познакомьтесь, это Я!»:

- каждый ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе; у детей развиты творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

- дети научились совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- проект помог сформировать у детей стремление активно участвовать в совместной деятельности, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.Появилось больше знаний о себе и о своей семье.

Коррекционная направленность проекта выражается в оказании помощи детям быстрее и легче социализироваться в обществе, не бояться вступать в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми.

Литература:

1. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).

2. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения  детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.

 

 

 

 

П сихологический проект «Познакомьтесь, это

П сихологический проект «Познакомьтесь, это

Состав детей этой группы почти не меняется ежегодно

Состав детей этой группы почти не меняется ежегодно

Основной принцип проекта – максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности реализации проекта

Основной принцип проекта – максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности реализации проекта

II этап. Основной . Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей друг от друга,об увлечениях детей: - игры «Узнай своих друзей по…

II этап. Основной . Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей друг от друга,об увлечениях детей: - игры «Узнай своих друзей по…

Появилось больше знаний о себе и о своей семье

Появилось больше знаний о себе и о своей семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021