Психологический час по теме "Культура общения"
Оценка 4.7

Психологический час по теме "Культура общения"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
7 кл
13.06.2017
Психологический час по теме "Культура общения"
Психологический час для обучающихся 7-8 классов. Возможно проведение как отдельного просветительского мероприятия, так и в рамках внеурочной деятельности. Преследуется цель сформировать представление обучающихся о внутренней и внешней культуре человека,способствовать формированию представлений о культуре поведения и межличностных отношений,а также воспитанию коммуникативной культуры подростков.
Культура общения.doc
Психологический час «Культура человека и межличностных отношений» Возраст участников: 13­14 лет. Цели: 1. Дать представление о внутренней и внешней культуре человека. 2.Способствовать формированию представлений о культуре поведения и  межличностных отношений. 3.Воспитывать коммуникативную культуру.                                               Ход урока: ­ Ребята, сегодня мы с вами поговорим о культуре человека и культуре  межличностных отношений.  Я думаю, вы со мной согласитесь, что эта тема  очень актуальна как в глобальном масштабе,  так и в вашем классном  коллективе. Мозговой штурм. ­Какого человека можно назвать культурным? Продолжите предложение:  «Культурный человек – это…(Мнения учащихся). Записываю на доске. ­Посмотрите, сколько качеств культурного человека вы перечислили.  Действительно, культура человека ­ это то, что одним взглядом не окинешь.  Но чтобы легче нам с вами было понять, кто  такой культурный человек,  давайте разделим понятие "культура человека" на две части: 1) культура внутренняя (духовная) и 2) культура внешняя.  ­Как вы считаете, какие качества характера мы имеем в виду, говоря о  внутренней культуре человека? (Мнения детей). ­Действительно, под внутренней культурой человека мы понимаем такие  качества его характера, как способность сопереживать, сочувствовать другим  людям, ставить себя на место другого человека и т.п. То есть, внутренняя  культура ­ это состояние души человека. ­Ребята, как вы думаете, что мы подразумеваем под внешней культурой  человека? (Мнения детей). ­Действительно, внешняя культура человека ­ это умение со вкусом  одеваться, правильно общаться, вести себя в транспорте, общественных  местах и т.п. 1 Из перечня свойств личности, который я вам предлагаю, выделите качества  внутренней и внешней культуры человека. ­ вежливость (вн.), ­ тактичность (вн.), ­ мужество (вн.), ­ уважение к женщине (вн.), ­ чувство юмора (вн.), ­ умение со вкусом одеваться (внешн.), ­ умение правильно общаться (внешн.), ­ начитанность (вн.), ­ умение слушать других (внешн.). ­Спасибо, верно распределили эти качества.  Сегодня мы подробнее поговорим об умении общаться с окружающими  людьми. Мини ­ социологическое обследование. ­На доске плакат. На нем написаны утверждения. Выберите то утверждение,  которое соответствует вашей личности. 1.С уверенностью могу сказать, что я – умею  культурно общаться.  2.У меня недостаточно сформированы навыки культурного общения. 3.Я – не умею культурно,  общаться с окружающими людьми. Ребята выбирают геометрическую фигуру, соответствующую утверждению и  помещают её в общий конверт. Доверенное лицо подсчитывает голоса по  каждому высказыванию и записывает на плакате. Информационный этап. 1.Проводя опросы, исследования  психологи установили, что  на социальный  успех человека влияют  навыки общения, личная привлекательность и  уважение к окружающим. Навыки общения. Люди, которые умеют непринужденно общаться с  окружающими, умеют выражать свои мысли, намерения, четко задавать  вопросы, умеют слушать собеседника, гораздо успешнее, чем те, которые  этими качествами не обладают.  Уважение к окружающим. У Конфуция однажды спросили: «Есть ли слово,  которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» философ ответил:  «Это снисходительность. Чего себе не желаешь, того не делай другим». 2 У разных народов существуют пословицы, которые отражают эту же мысль:  «Как аукнется ­ так и откликнется», «Что людям желаешь, то и сам  получаешь». Уважение к людям проявляется в деликатности, тактичности,  предупредительности, доброжелательности, в признании ценности,  уникальности другого человека. Личная привлекательность. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратности и  чистоплотности, хороших манер, такта, терпимости и доброжелательности. 2.Послушайте, пожалуйста, выдержки из  документа одной из современных  фирм и сделайте вывод, что ценят в организации командной работы. «Менеджеры компании стремятся быть помощниками и наставниками для  своих подчиненных. Оптимизм, дружелюбие, помощь коллегам в решении  деловых и, при необходимости, личных проблем — вот качества,  характеризующие стиль отношения руководителей к подчиненным. Исходя из корпоративных ценностей,  в нашей компании при работе с  персоналом  придерживаются следующих принципов: Развитие  командного духа. Предотвращение конфликтных ситуаций. Развитие доверия и взаимопонимания между работниками, содействие  сотрудничеству, взаимопомощи, открытости, возникновению доверительных  отношений, свободному обмену мнениями. Совершенствование  коммуникативных навыков работников, повышение  продуктивности делового и межличностного взаимодействия»  ­Итак, на что же обращают внимание менеджеры компаний, при работе с  кадрами? (Развитие командного духа, сотрудничества, умению общаться.) ­Таким образом, эти два примера демонстрируют большое значение наличия у  современного человека  навыков общения. ­Какие же результаты опроса в классе мы имеем? Полученные данные   свидетельствуют о том, что нам необходимо уделить внимание формированию навыков культуры общения.  Упражнение «Атомы­молекулы». С целью  учащихся разделить на 3 группы. Формирующий этап. Анализ ситуации. Рассказ «Бабочка»  Сейчас я попрошу вас прочитать по ролям ситуацию и принять участие в её  обсуждении.1.Роль Бабочки.2.Роль Пчелки.3.Автор. Задание для 1 команды: 3 ­Почему не получилось нормального диалога у Бабочки и Пчелки? ­Какую проблему пыталась решить Бабочка посредством словесной агрессии? Задание для 2 команды: Охарактеризуйте Бабочку, подтвердите словами из текста. Выберите из  предложенного списка подходящие слова: агрессия, доброта, раздражение, уважение, превосходство,  снисходительность, высокомерие, грубость,   душевность, мудрость,  чистота  души,  терпение. Задание для 3 команды: Охарактеризуйте Пчелку, подтвердите словами из текста. Выберите из  предложенного списка подходящие слова: агрессия,  доброта, раздражение, уважение,  превосходство,    снисходительность, высокомерие, грубость,   душевность, мудрость,  чистота  души,  терпение. Исследования психологов свидетельствуют, что за привычкой ссориться в  большинстве случаев скрывается неуверенность в себе, повышенная  потребность отстаивать свое мнение «во что бы то ни стало». Такие черты  характера сформировались у тех, кого в детстве часто обижали, кто рос в  атмосфере чрезмерной критики в свой адрес. В конфликте для них важен не  столько предмет спора, сколько возможность самоутвердиться. Чрезмерная  неуступчивость и запальчивость мешают многим молодым людям строить  отношения на работе, в семье, с друзьями. Грубость, агрессия чаще всего не  помогает  общению, а может создать  новые проблемы. Между тем,  существует много способов конструктивного общения. Вот несколько  полезных упражнений. Упражнение «Улыбка» Вы должны приучить себя к тому, чтобы за обычным выражением вашего лица была теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки – должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. Упражнение «Мир тебе!» Первая фраза (внутренняя установка) при встрече с любым человеком должна быть «Мир тебе!», подарите это ему всей душой, всем сердцем! Если начинаете спорить или ругаться, вспомните фразу «Мир тебе!»- это должно вас остановить. Упражнение «Гроза отменяется». Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим их тяжело переносить. Учитесь не ругаться, не критиковать, не делать замечаний, не критиковать, а принимать с пониманием. Проективный этап: 4 1.Составьте словесный портрет человека, с которым вам было бы легко  общаться. Например: тактичный, деликатный, толерантный, эрудированный,  уважительный, вежливый, умеющий слушать. 2.Составьте   несколько советов, помогающих общаться друг с другом.  Знаменитый американский психолог Д.Карнеги дал несколько советов  людям, помогающих им общаться друг с другом.  Вот они: 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. 2. Улыбайтесь. 3. Помните, что имя человека ­ это самый сладостный и самый важный для  него звук на любом языке. 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей, не  сплетничайте. 3. Прочтите высказывание писателя М.М.Рощина. Как вы понимаете эти  слова писателя? Согласны ли вы с ним? Очень хорошо о внутренней культуре человека сказал писатель М.М.Рощин:  "Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к  любому человеку ­ будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, ­  то это и будет ключ вашего поведения. Попробуйте. Если исходить из того,  что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то  вы не сможете ни за что ни про что причинить ему неприятность, а тем более  горе, обиду, рану. Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а  отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не  орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить". Подведение итога занятия. Вы на пороге выпуска, ухода в самостоятельную жизнь, где будете решать  различные жизненные ситуации. На вашем пути будут встречаться разные  люди, вам может встретиться человек, который вам несимпатичен, совершил  нехороший, с вашей точки зрения, поступок. Но не торопитесь с вынесением  суждения о человеке: "Он плохой, он мне не нравится". Хорошо ли вы знаете  человека, чтобы так утверждать? Справедливо ли ваше суждение? Не обидит  ли оно понапрасну другого человека? Прежде чем осудить, постарайтесь  понять, поставить себя на место этого человека. Почаще задавайте себе  5 вопрос: "А как бы я поступил(а) в такой ситуации?" Понять другого ­ важное  условие межличностных отношений. Старайтесь больше доверять тем людям, с которыми общаетесь, уважать их,  уступать им (конечно, в пределах разумного). Старайтесь всегда видеть в  человеке прежде всего хорошее, но не плохое. Помните, что многое зависит от нас самих. От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и   настроение   окружающих.   Если   мы   будем   добры,   заботливы   по отношению   к   другим   людям,   то   и   в   ответ   будем   получать   хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми. 6

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"

Психологический час по теме "Культура общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017