Для того, чтобы учащиеся на уроках чувствовали себя не сторонними наблюдателями, а участниками учебного процесса необходимо создавать соответствующую атмосферу. Прежде всего надо создавать деловую спокойную обстановку на уроках и внеурочных занятиях. Учащиеся быстро привыкают к такой к такой психологически комфортной обстановке.Файл создан в формате Word 2010.
ПСИХ КОМФ УЧЕБНОГО ПРОЦ.docx
Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «БагаЧоносовская СОШ им. Боован Бадмы»,
отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Из всех показателей оценки школы главным
следует
считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и
взрослому.
В.А. Караковский
Создание на уроках атмосферы, при которой учащиеся чувствуют себя
не сторонними наблюдателями, участниками учебного процесса: выполнения
учебных заданий, обсуждения темы урока, эксперимента, решения задач и
других составляющих учебного процесса. При такой организации учебной
деятельности учащиеся не испытывают страха быть наказанными, а
включаются в учебный процесс осмысленно и свободно.
Поделимся опытом работы по применению некоторых способов и
приёмов создания комфортности учебного процесса при проведении уроков
физики, которые легко могут применить учителя, преподающие любые
школьные предметы, учитывая, конечно, собственный опыт и свой стиль
преподавания.
Для того, чтобы добиться комфортности учебного процесса, прежде
всего надо создавать деловую спокойную обстановку на уроках. К такой
психологически комфортной обстановке учащиеся быстро привыкают и это
становится для них нормой. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы
все школьники были заняты познавательной деятельностью при выполнении
посильных заданий, наблюдений, явлений или рассуждений об учебном
1 материале, поиском ответов на вопросы, возникающие в ходе урока. Учителю
весьма полезно организовать деятельность учеников на уроках таким образом,
чтобы вопросы возникали у них самих.
В нашей школе учебный кабинет физики оформлен и оборудован таким
образом, чтобы в нём приятно и удобно работать всем участникам учебного
процесса. В нашем кабинете рабочими столами служат компьютерные столы
(с компьютерами), имеющие выдвижные ящики, в которых находятся все
приборы и материалы, необходимые для выполнения всех лабораторных работ
по всем классам. При выполнении лабораторных работ учащиеся сами
выбирают приборы и материалы для данной работы. Это очень удобно, быстро
и познавательно для учащихся. Все учащиеся имеют возможность изучать
новый материал, повторять пройденный материал и проконтролировать свои
знания индивидуально на компьютере или заняться поиском информации в
Интернете.
На боковой стене кабинета висит электронная картина большего
размера с динамическим изображением водопада, с сопровождением звука
текущей воды и пения птиц небольшой громкости. Благотворно влияют на
учащихся установленный в кабинете ионизатор воздуха(аналог люстры
Чижевского) и разложенная на отдельном столе полынь (степная трава со
специфическим запахом). Также на стенах висят цветные плакаты для
выполнения здоровье сберегающих упражнений. Данные упражнения
учащиеся выполняют индивидуально на перемене или прямо на уроке в
удобный и подходящий для них момент урока и самостоятельно. В середине
урока здоровье сберегающие упражнения выполняются детьми вместе с
учителем в виде физкультминутки по мультимедийному проектору.
Вместо обычных классных досок дети пользуются офисными белыми
досками для письма маркерами и интерактивной доской, что намного удобнее
и приятнее.
При оценивании лабораторных или письменных работ лучшие работы
иногда (чтобы не обесценивать оценки) оцениваются учителем записями в
тетрадях и дневниках типа: «Отлично!» или «Молодец!», которые в первое
время вызывают у учащихся бурю эмоций. Правильные ответы школьников
обязательно словесно поощряются учителем, а неверные ответы не
отвергаются, наводящими вопросами опровергаются, добиваясь этим
правильных ответов сообща всеми учащимися. «Плохие» оценки сразу в
журнал не выставляются, а даётся возможность ликвидировать пробел в
знаниях на последующих уроках (неудовлетворительных оценок в журналах у
2 нас, как правило, не бывает). Преподавание физики в нашей школе ведётся по
инновационному методу укрупнения дидактических единиц калмыцкого
академика РАН Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. По этому методу ученики не
только изучают новый учебный материал, но и сами закрепляют изученный
материал, составляют и решают прямые и обратные физические задачи, что
тоже способствует комфорту в учебном процессе.
В процессе учебной деятельности необходимо уделить внимание
самостоятельности школьников. В кабинете физики имеются книжные полки с
занимательной, энциклопедической, исторической литературой по физике,
технике и астрономии. На каждом столе учащихся лежат справочники по
физике. Имеется также набор компьютерных лазерных дисков по физике,
астрономии и информатике по всем классам. Физическая лаборатория школы
оборудована действующими физическими установками, многие из которых
собраны сами учащимися. Например, ребят приводит в восторг, действующий
простейший радиоприёмник, собранный сами учащимися под руководством
учителя. Здесь ребята имеют возможность отрабатывать навыки работы с
цифровыми измерительными приборами и инструментами, применяемые при
выполнении лабораторных и практических работ.
Психологически комфортное состояние школьников на уроках заметно
повышает результативность уроков, способствует лучшему пониманию
школьниками учебного материала и помогает им легче преодолевать
затруднения при изучении материала любого учебного предмета.
Комфортность учебного процесса для школьников является одним из
условий успешного овладения знаниями по предметам, и потому, что
позволяет испытать на уроках и внеурочных занятиях удовольствие от
совместной работы ученикам и самому учителю.
Литература
1. Богаев Д.П. Копилка методических находок. Предложения и советы
учителя физики, Эл., ЗАОр «НПП «Джангар», 2016, сс.7578.
2. Крутский А.Н. Косихина О.С. Психодидактика: новые технологии в
ппреподавании физики. ФИЗИКА, Методическая газета «Первое сентября»,
М., Издательский дом, 2005, № 18.
3. Майерес Дэвид ПСИХОЛОГИЯ, Мн., ПОПУРИ, 2001.
4. Фридман Л.М.
Педагогический опыт глазами психолога, М.,
ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987, с. 69.
3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.