Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»
Оценка 4.8

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
психологическая работа +1
9 кл
04.04.2017
Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»
Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче экзаменов. Задачи: 1. Закрепить полученные знания по теме: «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам», уточнить представления о способах снятия психоэмоционального напряжения. 2. Развивать стремление к овладению способами волевой мобилизации, поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам. 3. Способствовать повышению сопротивляемости стрессу и уверенности в себе.
Конспект психологического занятия с обучающимися 9 классов.docx
Конспект психологического занятия с элементами тренинга с обучающимися 9 классов. «Экзамен без стресса»  Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче экзаменов. Задачи: 1. Закрепить полученные знания по теме: «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»,   уточнить   представления   о   способах   снятия   психоэмоционального напряжения. 2. Развивать стремление к овладению способами волевой мобилизации, поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам. 3. Способствовать повышению сопротивляемости стрессу и уверенности в себе. Ход занятия. 1. Организационный момент.  Приветствие. Вступительное слово. Разминка.   Задача: Организовать обучающихся   через привлечение внимания к актуальной для них проблеме. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия. 1. 2. Вступительное слово. (Слайд 1) Здравствуйте,  я  рада   приветствовать   вас  на   занятии.  Скоро   вам   предстоит   сдавать экзамены. Через экзамены проходит каждый, в том числе и я. Сегодня, я хотела бы предложить   несколько   психологических   приемов   и   упражнений,   которые   могут помочь научиться   справляться   с   волнением,   чувствовать   себя   спокойно   и уверенно, управлять собой. Разминка (слайд 2) Упражнение «Оттаивание». (музыка). Цель: разминка. Инструкция: Во время этой игры надо как можно активнее двигаться. Ходить  нужно по   кабинету   в   любом   направлении.   Задачей   является   –   постараться   выполнить упражнение с каждым участником. Пожалуйста, во время этой игры не разговаривайте друг с другом. Все, что вам разрешается, — общаться при помощи жестов.  А сейчас представьте себе, что вы очень старые люди, что вам около 80 лет! Когда вы встретите другого участника — такого же дряхлого старика, как и вы, посмотрите на него и поприветствуйте его кивком головы (15 с). Теперь вы стали немного моложе, вам уже 50 лет. Поприветствуйте тех, кто проходит мимо вас, помахав им правой рукой (15 с). Вы еще помолодели, вы крепкий 30­летний человек. Поприветствуйте соседа, взявшись за локоток (15 с). Теперь вам 20 лет. Всем проходящим вы дружески кладете руку на плечо (15 с). Вы   должны   двигаться   как   полный   жизни   15­летний   подросток.   Улыбнитесь   и похлопайте глазками другому.  И вот сейчас вы гоняетесь друг за другом, носитесь туда­сюда. Быстрее... Еще быстрее, избегайте столкновений... Быстрее, еще и еще...И когда скорость станет предельной, ведущий командует: «Стоп!» Остановитесь и замрите. Останьтесь в таком положении и закройте глаза. Что вы чувствуете? Теперь откройте глаза и вернитесь на свое место. Обсуждение:  ­ Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения? Поделитесь? ­ В каком возрасте вам было комфортно? Какой способ приветствия вам больше понравился? 2. Основная часть. Задачи: 1. Стимулировать   обучающихся   к   овладению   приемами   снятия эмоционального напряжения, знаниями о грамотном питании и организации дня в период подготовки к экзаменам 1раздел. Способы мобилизации и снятия психоэмоционального напряжения . 1.1. Методика «Мозговой штурм». (Слайд 3) ­ Ребята,  какую ассоциацию вызывает у вас  слово «экзамен»? ­ А теперь выберите из коробки, на ощупь один предмет, и скажите какое отношение он имеет к слову «экзамен», и объясните свой выбор (блокнот, машинка, яблоко, шоколад, обложка от паспорта, мышка, маркер, пёрышко).  Обобщим все ваши ответы.  Слайд 4 ­ полноценное правильное питание, режим дня, способы запоминания, приемы волевой   мобилизации,   способы   снятия   психоэмоционального   и   физического напряжения. 1.2. «Листы обратной связи». СЛАЙД С ОБРАЗЦОМ. ­   Каждый   из   вас   получает «Лист   обратной   связи»   в   виде таблицы,   которую необходимо будет заполнять в ходе нашего занятия.  Слайд 5.  В   данной   таблице   записаны   основные   разделы   нашего   занятия,   упражнения, способствующие   психологической   подготовке   к   экзаменам.   Вам   необходимо   будет ставить следующие отметки: + если вы овладели данным упражнением ­ если вы не знаете как его выполнять ? если сомневаетесь в правильности его выполнения, нужна дополнительная помощь или информация Образец таблицы. Ф.И.О./ + Знаю, владею ­ Не владею ? Сомневаюсь, помощь     нужна   дополнительная 1.   Упражнения   на   снятие физического   и   эмоционального напряжения, волевую мобилизацию 2. Режим дня, самоорганизация. 3. Питание. 1.3. Беседа. Вывод. ­ Ситуация сдачи экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по­разному. С чем это связано? Конечно, во многом   с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет,   насколько   вы   уверены   в   своих   силах.   Иногда   бывает   так   –   Вы действительно хорошо выучили учебный материал и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие­то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце, для того чтобы этого не произошло, необходимо учиться преодолевать свой страх, учиться приемам снятия эмоционального напряжения. Чем сейчас мы и займемся. 1.4. Упражнение «Рассерженные шарики». Цель: научить безопасным способам выражения раздражения, снятия эмоционального напряжения. ­ Представьте, что надувной шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства беспокойства, волнения, тревоги, напряжения. ­ Скажите, может ли сейчас (психолог держит завязанный шарик) воздух входить и выходить из него? ­   Что   случится,   когда   эти   чувства   переполнят   человека?   (шарик   взорвется,   а   у человека – произойдет эмоциональный срыв или какой­либо агрессивный поступок)  ­   А   может   ли   человек,   который   переживает   психо­эмоциональное   напряжение   или волнение,   тревогу   оставаться   спокойным,   продуктивно   думать,   что­то   качественно, хорошо выполнять? Психолог лопает свой шарик.   ­ Что случилось с шариком? ­ Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?  ­   Может   ли   такой   способ   снятия   эмоционального   напряжения   быть   безопасным? Почему? ­ Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает недовольства другими и собой,  какой­нибудь агрессивный поступок, например, споры, конфликты.   ­ А теперь помогите надуть еще один шарик, но мы не будем завязывать его, а крепко будем держать в руке, не выпуская воздух. Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – это чувства раздражения, тревоги, напряжения.  ­ А теперь выпустим из шарика немного воздуха и снова его зажмем. ­ Вы заметили, что шарик уменьшился? ­ Взорвался ли шарик. Когда мы выпустили из него воздух?  ­ Можно ли такой способ выражения чувств считать более безопасным? Почему?  ­ Остался ли шарик целым? Напугал ли кого­нибудь? ­ Приведите пример.  ­ Какой вывод вы можете сделать после данного упражнения? На какие размышления оно Вас натолкнуло? Вывод:  Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги, напряжения. Волноваться – это естественно. Но если человек продолжительное время нервничает, переживает трудности, долгое время находится в напряженном  состоянии,   в итоге может произойти эмоциональный срыв, непоправимый ущерб здоровью. Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы.  Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому   очень   важно   знать   и   систематически   выполнять   упражнения,   помогающие регулировать свое состояние, а в период подготовки к экзаменам они должны быть ежедневными. 1.5. Выполнение практических упражнений. Книги   по   психологии   могут   предложить   разные   способы   снятия   эмоционального напряжения и мобилизации, которые вы видите на слайде. СЛАЙДЫ 6­9 «СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО­ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ» На слайде: способы снятия нервно­психического напряжения 1. Спортивные занятия. 2. Танцы. 3. Контрастный душ, бассейн, баня. 4. Стирка белья 5. Мытье посуды. 6. Скомкать газету, а потом выбросить ее. 7. Порвать газету на мелкие кусочки. 8. Громко спеть любимую песню. 9. Покричать то громко, то тихо. 10.Вдохнуть глубоко до 10 раз. 11.Посчитать зубы языком с внутренней стороны. 12.Пальчиковое рисование. 13.Визуализация   (представление   мест,   которые   ассоциируются   с   приятными воспоминаниями) 14.Сжимать и разжимать кулаки. 15.Поколотить подушку. 16.Выжать мокрое полотенце. 17.Рассказать все друзьям, которые поймут и посочувствуют. 18.Написать свое имя головой в воздухе (повышение работоспособности, улучшение мозгового кровообращения) 19.Дыхательные упражнения «4 – 4 – 4» 20.Наклоны головы вперед, назад, в стороны. 21.Вращение грецких орехов в ладонях. 22.Сдавливание пальцев, мизинцев. 23.Упражнения на релаксацию. Я   вам   предлагаю   сегодня   такой   вариант,   чтоб   поддержать   себя   перед экзаменами. Что это за вариант? Слайд 10( Включить музыку) Ответы детей 1.6. Упражнение «Лимон». Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Инструкция:  «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи   и   голова   опущены,   глаза  закрыты.   Мысленно   представьте   себе,   что   я   сейчас каждому из вас вручаю лимончик. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Вместе с соком этого лимона выжмите все свои страхи,   переживания,   волнения,   тревогу.   Расслабьтесь.   Насладитесь   состоянием покоя». Как по разному вы выжимали лимон, так  и для себя мы выбираем разные упражнения. Кому­то   одно   больше   подходит,   кому­то   другое.   Следующее   упражнение   надеюсь будет полезное многим. 1.7. Расслабиться помогает также дыхательная релаксация. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая,   представьте,   будто   пытаетесь   удержать   на   весу   над   губами   пушинку. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. Слайд 11 1.8. За школьные годы у вас в блокнотах и тетрадях накопились полезные и бесполезные   записи.  К   экзаменам   что­то   нужно   повторять   ежедневно,  что­то отложить, потому ­ что это давно  известно, знакомо, выучено и пройдено. А что делать   с   ненужными?   Вам   нужно   разделиться   на   команды.   Каждой   команде нужно отобрать из листочков бесполезные скомкать и использовать как комок. Вложить в него всё своё волнение, напряжение, беспокойство. Какая команда быстро   избавилась   от   ненужного,   бесполезного,   от   того   что   её   тяготит. Молодцы. Но и другая команда тоже молодцы: они избавились от ненужного бесполезного медленнее, так как внимательнее и размеренно вдумчиво отнеслись к своим трудам. Раздать обучающимся грецкие орехи. Как   вы   думаете   для   чего   я   вам   их   раздала?   Чтобы   активизировать   работу   мозга, достаточно активизировать некоторые точки на ладонях с помощью грецких орехов. Что мы сейчас и сделаем.  1.9. Катание грецких орехов Возьмите два грецких ореха, зажмите их между ладонями   так, чтобы ладони были параллельны друг другу, и начинайте катать орехи ладонями то в одну, то в другую сторону. Делать это следует с усилием, но чтобы не было больно, в течение трех минут. Возьмите   в   каждую   руку   по   два   грецких   ореха,   сожмите   их   в   кисти   и   начинайте перекатывать, вращая то в одну, то в другую сторону, перемещая по ладони. Делайте три минуты. Скоро   вы   почувствуете,   как   упражнение   с   орехами   снимает   напряжение,   помогает расслабиться, увеличивает заряд жизненных сил. Итог. Если мы испытываем сильные эмоции, волнуемся, переживаем ­ это блокирует мыслительные   процессы.   Поэтому   важно   уметь   снимать   мышечное   напряжение.   А упражнения   на   мобилизацию   помогают   улучшить   мозговое   кровообращение,   быть активными. Сделайте соответствующую отметку в своей таблице, владеете ли вы теперь данными приемами. Я надеюсь сегодня вы поставите себе много «+» 2. Раздел. Самоорганизация (режим дня, питание) 2.1. Упражнение «Согласен, не согласен, сомневаюсь» У каждого  обучающегося 3 карточки  с  вышеперечисленными   словами.  Психолог задает вопросы, детям предлагается поднять ту карточку, которой соответствует их ответ. Вопросы: 1. для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, хватает всего одной, последней перед ним ночи.(Н ) (к экзаменам готовиться надо заранее) 2. При подготовке к экзаменам очень важно соблюдать режим дня.(С) 3. чередование умственного труда с активным отдыхом, прогулкой на свежем воздухе  обязательны(С) 4. Одежда, в которой вы идете на экзамен, должна быть ярких тонов.(Н) 5. Лучшее время для умственной активности с 9 до 12ч. и после 16ч.(С) 6. продолжительность полноценного сна 6 ­ 7 ч (Н). 7. во время экзамена важно демонстрировать уверенное поведение (С) 8. «Зазубривание» учебного материала  ­ лучший способ запоминания (Н) 9. питание должно быть 3­4 разовым, богатым витаминами, калорийным.(С) 10.Перед   экзаменом   для   успокоения   необходимо   принять   сильнодействующие успокоительные лекарства. (Н) 11.Выпечка, бутерброды, фаст­фуд – в такой еде одни пустые калории и ровным счётом никакой пользы для организма. (С) 12.Переедание   непосредственно   перед   экзаменом   тормозит   умственную активность. (С) 13.Такие продукты, как рыба, мясо,  творог, курага, орехи, фрукты, овощи,  яйца, ягоды стимулируют работу головного мозга (С)      Слайд 12 Вывод:    большинство из вас не сомневаются в том, что вопросы самоорганизации, соблюдение режимных   моментов,   полноценное,   правильное   питание   важным   фактором   при подготовке к экзаменам.  Скажите, кто сегодня завтракал? Кто считает, что ел полезные продукты? Почему ты так считаешь? Почему мы так говорим при подготовке к экзаменам? Вывод:   есть   продукты   которые   помогают   сосредоточиться,   быть   внимательнее, активными.   2.2. Конкурс на лучшее составление меню. Слайд 13 Деление на 2 группы. На  столе  расположено блюдо  с фруктами, овощами,  пустые коробки  из­под соков, пустые бутылки из­под газированной воды, фанты, кока­колы, грецкие орехи и т д. Задание: В течение 2­3 минут быстро выбрать из продуктов те которые необходимы и полезны на период подготовки к экзаменам.  Слайд 14­16 (продукты, которые помогают успешному усвоению знаний) Вывод:   правильное, сбалансированное, витаминизированное питание ­ важный момент в   период подготовки к экзаменам, так как оно влияет на умственную работоспособность, наполняя организм необходимой энергией. Сделайте соответствующую отметку в своей таблице, владеете ли вы теперь знаниями  о правильном питании и самоорганизации в период подготовки к экзаменам.  Упражнение “Найди свою звезду”. Слайд 17 А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит спокойная музыка). А   теперь   представьте   себе   звездное   небо.   Звезды   большие   и   маленькие,   яркие   и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других бесчисленное число ярких   светящихся   точек,   то   удаляющихся,   то   приближающихся   на   расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на эти звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех   сил!   И   вы   обязательно   достанете   свою   звезду.   Снимите   ее   с   неба   и   бережно положите перед собой, рассмотрите ее поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит,   какой   свет   излучает.   А   теперь   проведите   ладонями   по   коленям,   вниз   к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза”. Психолог в это время выкладывает перед ребятами множество заранее приготовленных разноцветных “звезд”. Возьмите ту звезду, которая больше всего похожа на вашу. На одной стороне “звезды” напишите, чего бы вы хотели достигнуть в ближайшее время, а с другой, напишите имя своей “звезды”. Прикрепите ее на наше звездное небо. И   теперь   звезды   будут   нам   светить   каждое   тренинговое   занятие,   излучая   добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они поведут вас к вашей заветной цели и будут вас сопровождать вас всех на экзаменах и дальше по жизни”. 3. Подведение итогов. (5 мин)  :      1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь. Задача   3.1. Упражнение « волшебный мячик» Цель: получение обратной связи от участников группы. Время: 5 минут. Инструкция: у меня в руках волшебный мячик. У кого в руках он окажется, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что нового для себя узнали. 3.2. Заключение.   ­ Вот и подошло к концу наше занятие, время подводить итоги. ­ И сейчас я предлагаю вам сделать свой выбор.  Зеленые   яблоки   выбирают   те,   кто   нашел   те   камешки,   ступеньки   в   себе,   по которым пройдя вы сможете справиться со своим волнением, переживаниями, беспокойством, тревогой.  Красные   яблоки   выбирают   те,   кто   еще   не   достаточно   овладел   приемами психологической подготовки к экзаменам, кому необходима еще дополнительная информация, консультация. 3.3. Прощание. Благодарность за работу.

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»

Психологическое занятие с элементами тренинга с обучающимися 9 классов «Экзамен без стресса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017