Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду
Оценка 4.7

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.02.2017
Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду
Почему дети лгут? Чаще всего взрослые объясняют такой факт поведения ребенка плохой наследственностью, тем самым полностью снимая с себя ответственность за его воспитание и развитие. Дескать, мы никак на это не можем повлиять, здесь причина в генах. Но так ли это? Конечно, семья влияет на развитие ребенка и формирование его характера, но не генами, а стилем воспитания, семейными отношениями, системой ценностей и др. Значит ли это, что от педагога ничего не зависит? Конечно, нет. Выстраивая общение с любым человеком, взрослым или ребенком, в наших силах сделать взаимоотношения открытыми и доверительными.
Хотят ли взрослые.docx
Хотят ли взрослые, чтобы дети говорили правду? Прежде чем начать разговор о том, что скрывает детская ложь, стоит ответить на вопросы: z Почему взрослых так задевает обман ребенка? z Почему они прощают обман всем вокруг, начиная с газет и кончая собственными родителями и близкими друзьями? z Почему они прощают его своим возлюбленным, наконец, – себе, но не готовы сделать это допущение в отношении ребенка? Даже закон позволяет взрослым не свидетельствовать против себя в суде, если это ухудшит их положение. Но ребенку на суде перед взрослыми такого права не дается, и он должен свидетельствовать против себя, в про- тивном случае ему обычно грозит наказание. Более того, родители и педагоги часто считают себя правыми, когда требуют, чтобы, солгав, ребенок повинился. И некоторые, часто самые совестливые дети, готовы стоять в углу часами, как партизаны, но только не выдавить из себя слова самообви- нения. Взрослых задевает не ложь сама по себе, а ощущение предательства, на- рушение искренних подлинных отно- шений. Ложь – привычный компонент нашей культуры, а искренность – не- обходимая составляющая теплого об- щения. Искренность, доверие между учеником и учителем – надежная опо- ра эффективного обучения. Любой воспитанный человек иногда вынужден или просто лгать, или гово- рить полуправду исключительно из Требуют тебя к ответу? Что ж, умей держать ответ. Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила мама: «Кто игрушки разбросал?» Отвечай, что это папа Приводил своих друзей. Ты подрался с младшим братом? Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее И ругался как бандит. Если спросят, кто на кухне Все котлеты искусал, Отвечай, что кот соседский, А возможно, сам сосед. В чем бы ты ни провинился, Научись держать ответ. За свои поступки каждый Должен смело отвечать. Григорий Остер 5 Хотят ли взрослые, чтобы дети говорили правду? чувства такта, хорошего тона. Мы не говорим приехавшей из отпуска подруге, что от загара морщины на лице ста- ли более глубокими. Мы не произносим того, что, как нам кажется, может обидеть или задеть других. И мы не считаем себя при этом не- исправимыми лгунами, которым в будущем не светит ничего, кроме тю- ремных нар. Но мы можем запросто обрисовать подобную перспективу ребенку, если он сказал, что готовил уроки, а мы видели его допоздна игра- ющим на улице. Существует явное противоречие. Если бы взрослые хотели воспитать честных лю- дей, они не рассказывали бы детям сказки, в которых содер- жится обман, просто потому, что в них всегда добро побежда- ет зло и справедливость торжествует. Они рассказывали бы правдивые истории о том, как Джор- дано Бруно не отказался от своих идей, и его после долгих пыток сожгли на костре. А Галилео Галилей посмотрел, как выглядит испанский сапог, и тут же сказал, что согласен, что Земля – центр вселенной, а человек – венец творения. И остал- ся жив. Если бы мы рассказывали детям только правдивые истории, захотелось бы им жить в этом мире? И если бы каждое утро, просыпаясь, мы помнили именно это, возможно, мы бы даже не встали с постели. Культура вводит ребенка в мир постепенно, охраняя до поры слабую детскую психику от проблем, которые пока вне ее ком- петенции. Она предлагает ребенку задачи соответственно возрасту и возможностям психики понять происходящее. По- лучая знания таким образом, ребенок учится преодолевать проблемы, а не избегать их, как бывает, когда он встречается с обстоятельствами, для борьбы с которыми у него нет ни сил, ни возможностей. Тонкий знаток человеческой души Рюноскэ Акутагава (2005) утверждает, что бывает правда, о которой можно рассказать только с помощью лжи. Он имел в виду, что правда иногда Великим врагом истины часто является не ложь – преднамеренная, притворная и бесчестная, – но миф – устойчивый, увлекательный и эфемерный. Джон Кеннеди 6 Е.И. Николаева бывает не только жестокой, но и неэстетичной. И тогда чело- веческое существо отказывается принимать ее. Но оно может принять ее, если она излагается в мягком формате лжи, например в романе, в кино, в театре, в пересказе близкого человека. В каждом из нас слишком много темных сторон. Напрашивается два вывода из все- го сказанного: взрослые хотят, чтобы дети были с ними честны, хотя сами разрешают себе другое поведение; взрослые хотят, чтобы дети были честны с ними тогда, когда это нуж- но взрослым, но при этом были хо- рошо адаптированы в культуре, где ложь является одним из компонентов жизни. Но это означает, что взрослых не волнует тема правдивости ребенка. Каждого взрослого задевает ложь только по отношению к нему лично в определенный момент. Они хотят, чтобы ребенок, как и взрос- лый, соотносил слова с контекстом, в котором они произно- сятся. Но как давно мы сами узнали, что правда в одних усло- виях равносильна лжи в других? Более того, не этому ли мы учимся сами каждый день всю жизнь? Это не значит, что нет правды и лжи и не надо хотеть говорить правду. Однако прежде чем ре- шить, как воспитывать детей, мы должны осо- знать, чего мы добиваемся от ребенка, что мы хотим получить в результате. Рассуждая о правде и лжи, мы должны помнить, что многое определяется условиями, в которых происходит действие. И усвоение связи слов с контекстом событий – сложная наука, которую каждый познает постепенно по мере расширения опыта. Отсутствие доверия создает ощущение небезопасности сре- ды обучения, снижает обучающий потенциал педагога, на- Есть надежный способ папу Навсегда свести с ума. Расскажите папе честно, Что вы делали вчера. Если он при этом сможет Удержаться на ногах, Объясните, чем заняться Завтра думаете вы. И когда с безумным видом Папа песни запоет, Вызывайте неотложку. Телефон ее 03. Григорий Остер Педагога волнует не ложь ребенка, а внезапное осозна- ние того, что ребенок пренебрегает самым важным качеством межличностного благополучия – доверием. 7 Хотят ли взрослые, чтобы дети говорили правду? правляя силы не на процесс познания, а на защиту флангов и ожидание опасностей. Доверие и интимность не появляются внезапно. Они взращиваются не словами, а поступками, поч- ти физическим ощущением плеча, на которое можно опереть- ся, мягким прикосновением руки, как бы подтверждающим, что все проблемы будут решены, если пойти навстречу друг другу. Оно формируется взаимно ребен- ком и педагогом. То, что это так, подтверждается основным способом, позволяю- щим научить ребенка не врать. Ученик, в котором сформировано доверие к педагогу, крайне доро- жит им. Как только он осознает, что ложь стÓит ему этого доверия, он предпочтет быть правдивым, чтобы сохранить его. Это не значит, что он никогда не будет лгать. Он будет лгать в крайних случаях, тогда, когда бу- дет думать, что содеянное им мо- жет повлиять на узы доверия. Но если отношения между детьми и учителем не столь до- верительны, а в большей мере сухи и холодны, то влиять на учеников можно только методами наказания, и тем более жесткими, чем меньше доверия. Но и это не будет гарантией правдивости. В русском языке кроме слов «правда» и «ложь» есть слово- сочетание «честное слово», в котором залогом правдивости является честь, как высшее мерило человеческого достоинства. Но само существование такого словосочетания свидетельству- ет о том, что просто правды не достаточно для эффективного взаимодействия людей. Честное слово необходимо держать. И то, как мальчишка, давший честное слово другим ребятам стоять на посту, держал его, нам рассказал Леонид Пантелеев в рассказе «Честное сло- во». И поведение главного героя полностью отражает систему ценностей и взаимоотношений в обществе того времения. 8 Е.И. Николаева Эти рассуждения, в свою очередь, ведут к двум следст- виям: 1 дети обязательно в какой-то момент начинают лгать; 2 преодоление этой проблемы является важнейшим фактором личностного роста как ребенка, так и взрослых, находящих- ся рядом с ним, то есть и родителей, и учителей. А посему столкновение с детской ложью – не трагедия, а задача, ре- шение которой ведет к развитию и психологическому росту всех. Русскоязычному учителю навсегда повезло, потому что ему не нужно самому решать, почему сокрытие правды – та же ложь. Чук и Гек из одноименной повести Аркадия Гайдара на- вечно доказали это. А их родители показали, как нужно реа- гировать на сокрытие правды дошкольниками. Нашим учителям не нужно искать доказательств, почему тайное становится явным – Дениска (Виктор Драгунский «Де- нискины рассказы»), выливший кашу в окно и нечаянно по- павший этой кашей на шляпу прохожего, тоже навсегда это утвердил. И в этом рассказе финалом было не разбирательство, а мытье шляпы прохожего. Перспектива утраты доверия в отношениях с матерью была самым сильным доводом в пользу правды. Нам не нужно доказывать, чем фантазия отличается ото лжи: фантазеры из одноименного рассказа Николая Носова безоговорочно это обозначили. Это они обнаружили, что фан- тазия приносит радость всем, тогда как ложь – выгоду одному за счет другого. Создается впечатление, что детские писатели, пишущие на русском языке, были крайне обеспокоены темой лжи и правды, и должны были описать пережитое, чтобы разрешить собствен- ные детские проблемы и справиться с воспоминаниями. Возможно, ложь и правда – единственная тема, разобранная в детской литературе так подробно. Наверное, это произошло потому, что практически каждый человек когда-то лгал. И эта ложь, как пойманная, так и скрытая, тем не менее, потребо- вала от каждого преображения и решения проблем с собствен- ной совестью. 9 Хотят ли взрослые, чтобы дети говорили правду? И тогда все эти многочисленные рассказы, разобравшие тему лжи и правды на составные части и собравшие ее в один сложный бином, – резу

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017