ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
Оценка 5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)

Оценка 5
doc
04.02.2020
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)
Л.С. Шуцкая, С.В. Пикалов, Е.В. Лебедева. Психол-пед. поддерж. личности.doc

Е.В. Лебедева, заместитель директора по методической работе,

С.В. Пикалов, преподаватель спецдисциплин технического профиля,

Л.С. Шуцкая, мастер производственного обучения/ преподаватель спецдисциплин технического профиля,

КГБОУ НПО «ПУ№1», г.Барнаул, Алтайский край

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190629.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)

Подросток выбирает свой профессиональный путь в то время, когда личность его еще не до конца сформирована, и он недостаточно подготовлен для принятия такого ответственного решения. Полное раскрытие задатков личности возможно, если она правильно подготовлена к профессиональной деятельности, и выбирает профессию, оценивая свои способности, определяя свою пригодность, глубоко осознавая возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.

Несмотря на то, что подросток еще не до конца осознает свою социальную значимость, свои возможности способности к профессиональной самореализации, общество его ставит перед фактом обязательного выбора профессии.

Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что с ним происходит, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности.

У психологов и педагогов есть основание утверждать, что личность характеризуется не только тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, но и мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Вместе с тем, учеными отмечается недостаточный уровень знаний педагогов и специалистов образовательных учреждений психологических особенностей и проблем современных обучающихся профессиональных училищ вообще. Что, свою очередь, ограничивает возможности оказания обучающимся превентивной и оперативной помощи в решении их проблем, а также в решении задачи сохранения человеческих ресурсов государства, общества [3].

Внимание ученых в области психолого-педагогических наук, профориентации и социальной работы сосредоточено на поиске и разработке новых видов и форм действенной помощи обучающимся профессиональных училищ, особенно имеющим проблемы в обучении, социализации, отягощающие процессы профессионального и жизненного самоопределения [1,2,3,5,6,].

Е.А. Климов так определяет понятие профессионального самоопределения: «Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [2].

Содержание деятельности - это прежде всего образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности себя, своих личных качеств и своего мнения в системе деловых межличностных отношений.

Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию, а не «меня заставили». Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового. Кроме того, особо выделяется «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой стороны - как неконкретные поиски смысла своего существования.

Без квалифицированной организации поддержки обучающихся в учебно-воспитательном процессе - социально - психологической, медико-валеологической, педагогической невозможно обеспечить качественную подготовку подрастающего поколения к жизни.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития их как профессионалов.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

- мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей обучающихся;

- анкетирование обучающихся и построение моделей самоопределения;

- создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

- повышение уровня мотивации обучающихся для получения качественного образования.

Опыт работы показал, что необходимо выделять время в расписании занятий, для изучения главных тем профессиональной подготовки, а дополнительную работу по проведению адаптационных тренингов, лекций, игр проводить для всех желающих во внеурочное время.

В организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях профильного обучения позитивное влияние на развитие профессиональных навыков оказывает организация обучения на тренажерах - симуляторах.

Изменение требований рынка труда к квалифицированным кадрам связано с развитием техники, технологий, компьютеризации производственных процессов [5]. Поэтому возникает острая необходимость создания в профессиональном училище автотренажерной, оборудованной 3D-тренажером автомобильного крана.

Компьютеризированные тренажеры-симуляторы существуют на протяжении многих лет и широко используются во многих отраслях промышленности.

Преимущества работы на тренажерах-симуляторах наиболее очевидны, если оборудование является:

·  сложным;

·  эксплуатационно - небезопасным.

Использование тренажеров-симуляторов кранов позволяет значительно уменьшить вероятность несчастных случаев, сократить как время обучения работе на настоящем оборудовании, так и общее время обучения. Принимая во внимание стоимость работы на настоящем оборудовании и время работы с инструктором, тренажер-симулятор крана позволяет сократить ежегодные затраты на обучение более, чем на 50%. При этом вероятность несчастных случаев и повреждения оборудования сводится к нулю, что является несравнимо более ценным, чем непосредственно финансовый аспект.

Тренажер позволяет расчленять приемы управления на компоненты (персептивные, двигательные, персептивно-двигательные и др.), раздельно их отрабатывать, а затем соединять в более крупные функциональные блоки.

В 2012 году наше учебное заведение приобрело компьютерный тренажер автокрана. Компьютерный тренажер автокрана предназначен для отработки практических навыков по управлению автомобильным краном в различных режимах, при различных ситуациях, изучения конструкционных особенностей крана при погрузочно-разгрузочных работах.

Тренажер является процедурным и призван отработать моторику будущего машиниста на самом высоком уровне, что позволяет:

- выработать знания и рефлексы по безопасному перемещению груза;

- научиться выбирать оптимальную траекторию движения груза;

- отработать эффективные приемы по перемещению различных типов груза;

- отработать  приемы снижения нагрузок на механизмы крана, увеличения ресурса механизмов крана;

- отработать действия в аварийных режимах и ситуациях;

- автоматически фиксировать допускаемые ошибки, а также формировать базу данных о результатах выполнения упражнений обучаемым.

Тренажер состоит из кабины крана (платформы) на который размещено кресло машиниста, органы управления краном (джойстики), педаль управления краном, а так же LED панель диагональю не менее 40 дюймов, на которой отображается работа крана в реальном времени. Звуковое сопровождение процесса организованно при помощи мощной акустической системы встроенной в LED телевизионную панель. Экран монитора разбит на несколько областей: окружающая обстановка, видимая из кабины крановщика; показания приборов, положения рычагов управления и тумблеров.

3D-тренажер автомобильного крана, дает обучающемуся возможность производить операции по установке кранов в рабочее и транспортное положения, производить настройку приборов безопасности (ОНК), имитировать аварийные ситуации, выполнять крановые операции с различными грузами совместно с виртуальным стропальщиком.

При работе на нем ожидается положительная мотивация обучающихся ребят к профессии, потому что подростки в этом возрасте очень увлечены компьютерными играми, а в ходе обучения на тренажере обучаемый проходит реальные задачи - «Миссии» с которыми он может встретиться в реальности при работе на кране.

Например:

«Миссия» - Перемещение поддонов с кирпичом.

Цель - переместить все поддоны с кирпичом в обозначенную область. Обратите внимание - область ограничена, груз следует составлять аккуратно и точно. Поэтому пользуйтесь возможностью поворачивать груз, корректируя его положение.

Задание будет выполнено, когда все поддоны разместятся в обозначенной области в один ярус.

Ход работы:

1. Включить управление автомобильным краном. Для этого следует повернуть ключ в третье положение. При этом высветится сообщение о готовности крана к работе.

2. Пользуясь джойстиками, подвести крюк к нужному грузу. Когда в верхнем правом углу экрана загорится надпись с номером груза – значит груз готов для зацепления.

3. Произвести зацепление груза так, как это описано выше. Вид крана с зацепленным грузом на мониторе.

4. На стройплощадке в данном задании имеется обозначенная площадка, огороженная бордюром. В нее следует составить поддоны. Поскольку поддоны должны составляться довольно плотно, то для точной установки следует воспользоваться функциями изменения положения груза. Вызов функционального меню по умолчанию осуществляется с клавиатуры кнопкой «М», переключении между функциями – кнопкой «N». Поворот груза вправо и влево – кнопки «H» и «G» соответственно. Фиксация (удержание груза в стабильном положении ) – кнопка «F».

5. Задание будет автоматически закончено, когда все поддоны будут установлены в обозначенной площади в один ярус.

Задания для обучаемого реализованы таким образом, чтобы воспроизвести все типовые ситуации, возникающие в повседневной жизни машиниста автокрана.

Использование тренажера позволяет смотивировать ребят на изучение профессии, заинтересовать, спрогнозировать положительный результат в психологии осознания важности выбранной профессии и себя в этой профессии.

Управлять кранами в 3D-тренажере можно с помощью клавиатуры и мыши, возможно также управление крановыми операциями с помощью двух джойстиков.

Список литературы

1.       Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика.М., 2003 №10.

2.       Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988.

3.       Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 2000.

4.       Плясунова Л.Н., Кревсун В.И. Формирование вариативной части основной профессиональной образовательной программы НПО по профессии «Автомеханик» / Л.Н. Плясуновава, В.И. Ккревсун // Методист. – 2013. - № 3 – с.39 – 44.

5.       Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Профессиональная ориентация. 2004. №11.

6.       Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., Генезис 2000.


7.      

Е.В. Лебедева, заместитель директора по методической работе,

Е.В. Лебедева, заместитель директора по методической работе,

Е.А. Климов так определяет понятие профессионального самоопределения: «Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от…

Е.А. Климов так определяет понятие профессионального самоопределения: «Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от…

Компьютеризированные тренажеры-симуляторы существуют на протяжении многих лет и широко используются во многих отраслях промышленности

Компьютеризированные тренажеры-симуляторы существуют на протяжении многих лет и широко используются во многих отраслях промышленности

ОНК), имитировать аварийные ситуации, выполнять крановые операции с различными грузами совместно с виртуальным стропальщиком

ОНК), имитировать аварийные ситуации, выполнять крановые операции с различными грузами совместно с виртуальным стропальщиком

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020