Психолого-педагогические аспекты с родителями учащихся с социально-негативным поведением
Оценка 4.9

Психолого-педагогические аспекты с родителями учащихся с социально-негативным поведением

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа
2 кл—9 кл
16.02.2021
Психолого-педагогические аспекты с родителями учащихся с социально-негативным поведением
Психолого-педагогические аспекты с родителями учащихся с социально-негативным поведением
Аспекты сотрудничества с родителями учащихся.docx

Аспекты сотрудничества с родителями учащихся

Человек может стать человеком только путем воспитания.
Он — то, что делает из него воспитание.
Иммануил Кант

Семья занимает центральное место в воспитании каждого ребенка и играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Анализируя причины плохого поведения и низкой успеваемости каждого «трудного» ребенка, мы, наверняка, найдем их в семье, хотя не всегда легко это сделать. Работая в сельской общеобразовательной школе 3 года педагогом-психологом, я пришла к выводу, что нужно искать новые формы работы с детьми группы риска и родителями учащихся.

Для методического семинара я подготовила краткую характеристику выборки детей группы риска. Так как в школе есть только один психолог, время и возможности занятий существенно ограничены, приходится комплектовать группы, учитывая только возрастной параметр. Вследствие этого возникли многочисленные сложности психологического характера, т.е. психологическая адаптация представителей разных школьных коллективов, а также остро встал вопрос о поведении на уроках. С начала учебного года четыре ученика поставлены на внутришкольный контроль. На них заведены специальные карты учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, куда занесены все необходимые анкетные данные и информация об асоциальном и неадекватном поведении, как в школе, так и в общественных местах. Двое учащихся, оставленные на повторный год обучения, поставлены на внешкольный профилактический учет, т.к. по предшествующим результатам обучения имеют по шесть-семь неудовлетворительных оценок, систематически опаздывает на уроки или пропускает их по неуважительной причине, часто создает конфликтные ситуации с учителями-предметниками и одноклассниками.

Нужно отметить, что, несмотря на все минусы семейного воспитания асоциальных учащихся, необходимо создавать условия для стабильного психолого-педагогического взаимодействия школы и семьи. Это взаимодействие состоит в создании нормальных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни ребенка, стремящегося к достойной жизни. Основная задача психолога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, психологическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса – классного руководителя, психолога и родителей – направлены на напоминание родителям о необходимости показывать своим детям достойные жизненные примеры, формировать духовные ценности, и способствовать становлению личности. Самую большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому психолог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать нотаций и советов, которые никто не будет слушать.

Самыми эффективными формами работы с родителями учащихся с социально-негативным поведением являются диагностика (предварительная, тематическая и итоговая), консультации, беседы, родительские чтения и родительские тренинги. Для того чтобы эти формы работы были действительно эффективны, их нужно проводить в системе.

Одна из важнейших форм взаимодействия с родителями учащихся - это индивидуальная консультация. На индивидуальную консультацию я приглашаю родителей не только в экстремальных случаях, когда произошел какой-то инцидент, но и постоянно и регулярно в течение учебного года. Готовясь к консультации, я определяю круг вопросов, которые должны быть обсуждены, не злоупотребляя временем родителей и рационально используя свое собственное. Эти консультации часто носят изучающий характер и способствуют созданию хорошего контакта как между родителями и психологом, так и между родителями и школьным коллективом в целом. Родителям предоставляется возможность рассказать о тех проблемах, которые возникают у ребенка дома, при общении в семье и с друзьями.

Когда в школу приходит новый ребенок с социально-негативным поведением, я приглашаю родителей на беседу, мы обсуждаем следующие вопросы:

1.       Особенности здоровья ребенка;

2.       Увлечения, интересы;

3.       Предпочтения в семейном общении;

4.       Поведенческие реакции;

5.       Особенности характера;

6.       Мотивация учения;

7.       Учебные предпочтения;

8.       Интересы вне учебной деятельности;

9.       Моральные ценности семьи.



Однако, следует учесть, что родители ребенка с социально-негативным поведением должны стать активными помощниками психолога и учительского коллектива в течение адаптационного периода. Поэтому необходимо также обсудить вопросы:

1. Какое мнение сложилось у родителей о предыдущем классе и педагогах?
2. Какое мнение о школе у родителей уже сложилось?
3. Как оценивают родители положение ребенка в собственной семье?
4. Что ребенку можно делать в семье, а чего нельзя?
5. Какая помощь нужна родителям от школы?
6. Как они понимают воспитательную систему класса?
7. Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?

Каждая индивидуальная консультация обычно заканчивается рекомендациями, которые должны быть тактичными и краткими. Сотрудничество принесет свои плоды, когда родители - люди, без которых ребенок не представляет свою жизнь – найдут в себе желание и силы каждый день быть настоящими родителями.

В индивидуальных консультациях по необходимости участвует не только классный руководитель, но и учителя-предметники, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Кроме индивидуальных консультаций в школе существует более формальная и официальная форма работы с учащимися группы риска и их родителями. В течение года ученики раз в четверть приглашаются вместе с родителями на профилактические советы, где в присутствии заместителя директора по воспитательной работе Кощуковой С.Н., родителей, учителей обсуждаются наболевшие вопросы, которыми чаще всего являются дисциплинарные правонарушения. В этом случае на заседание профилактического совета приглашается инспектор по делам несовершеннолетних.

Огромное значение в воспитательной работе имеет такое традиционное и проверенное средство, как тематическая беседа. Использовать беседу необходимо, чтобы создать доверительную атмосферу общения между родителями и психологом, и выявить истинные причины конфликтных ситуаций в семье, в школе, при общении асоциального ребенка с взрослыми, одноклассниками и друзьями. Результаты беседы не должны становиться известными, если родители или ребенок не хотят этого. В ходе беседы психолог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации или учить родителей.

Тематика бесед для родителей учащихся 7-10 классов:

1.       Внеучебные интересы Вашего ребенка.

2.       Характер подростка и его проявления.

3.       О культуре взаимоотношений в семье.

4.       О грубости и хамстве в общении.

5.       Ваши дети после уроков.

6.       Об обязанности и ответственности.

7.       Ребенок и компания. Проблемы общения.

8.       Как бороться с ленью и неорганизованностью?

9.       Компьютер в жизни подростка.



Родительские чтения являются забытой сегодня, но очень полезной и необходимой формой работы с семьей. Они дают возможность родителям хотя бы обзорно, в цитатах, познакомиться с классической психолого-педагогической литературой по определенной проблеме, выразить свое отношение, подготовить родителей к восприятию изменений, которые происходят с их детьми в подростковом возрасте. Самое удобное время для этого вида работы с родительской общественностью - 25-30 минут на родительском собрании. Конечно же, в каждодневной рутине психологу трудно найти время для подготовки к родительским чтениям, штудировать литературу, разрабатывать вопросы для обсуждения. Однако этот вид воспитательной работы помогает родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания, по-новому взглянуть на собственного ребенка и изменить свое отношение к нему.

Особенно интересными мне кажутся следующие темы:

1.Законы семейной жизни по книгам К.Д.Ушинского
2. Как стать интересным для собственного ребенка? (по материалам периодической печати)
3. Нравственная культура человека (по книгам А.Меня).

Так же, с целью профилактики и просвещения всех родителей мною организован клуб родительского всеобуча «Мамина и папина школа», ведь, как известно, предупредить проще и легче, чем лечить и исправлять. Занятия в клубе проводятся по классам с 1 по 11, на каждый класс рассчитано 7-8 тем в течение года. Родители с радостью встретили эту идею и посещают занятия с удовольствием.

                                                                                                Автор статьи: Талаева Тамара Владимировна


 

Аспекты сотрудничества с родителями учащихся

Аспекты сотрудничества с родителями учащихся

Однако, следует учесть, что родители ребенка с социально-негативным поведением должны стать активными помощниками психолога и учительского коллектива в течение адаптационного периода

Однако, следует учесть, что родители ребенка с социально-негативным поведением должны стать активными помощниками психолога и учительского коллектива в течение адаптационного периода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021