Конспект занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс 2 вариант
раздел «Коррекционное занятие с элементами арт-терапии»
«Любопытный котенок».
Задачи занятия:
1. обучение конструктивному взаимодействию, через совместную деятельность.
2. Развитие способностей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя приемы арттерапии.
3. Побуждение к активной игровой деятельности, используя музыкальные и литературные приемы.
4. Развитие фантазии, воображения, умения импровизировать.
5. Создание благоприятной атмосферы
Подготовка к занятию:
· Игрушка кошки
· краски для лица: черн карандаш для глаз, губная помада, ватные палочки, диски, салфетки для снятия грима, 3 чашки – наведенная гуашь красного, оранжевого, синего цвета, 2 полотенца – мне и Денису, мыльница с мылом, влажные салфетки, на ватмане нарисованный аквариум, ушки котенка – ободок, зеркало, скатерть на парту, лист обоев, раковина, муляжи фруктов и овощей, цыпленок, «ножка» курочки – нарис Никишкина Е. В., мышка, игрушка котик – спроси в садике. 2 миски для киски. Бутылка с надписью «Молоко». Картинка «колбаса». Коврик – спроси в садике. (под дорожку), магниты
· Песок
· Модуль деревянная извилистая дорожка-массажер.
· Модуль «Муз инструменты».
Прозвенел звонок.
Ход занятия.
(Денис стоит за первой партой.)
- Здравствуйте!
(Денис поворачивается к гостям и говорит «Привет» и машет рукой.)
Сегодня к нам на занятие пришли взрослые. Они уже давно стали большими, ходят на работу, у них много разных забот.
Но сегодня они мне признались, что стали забывать, что такое «игра» и «как играть». Давай им покажем, как мы умеем играть. Денис, ты согласен? (ДА)
Педагог – психолог: Ну тогда начинаем. Давай поприветствуем друг друга улыбками, чтобы наше настроение было замечательным. И конечно похлопаем в ладоши. С таким позитивным настроем мы и начнём наше занятие.
-Денис, отгадай загадку:
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадал ты? Это … (кот)
- Молодец!
Кто изображен на картинке под номером 1? (кот, котенок)
Психолог показывает картинки и рассказывает:
Кошка – одно из любимых человеком домашних животных. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Ты знаешь этих пушистых животных. 9 млн. лет назад появилось это маленькое животное. От него произошли не только 28 видов современных малых кошек, но также и большие хищники – гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары. (показ гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары)
Кошки никогда не мяукают друг с другом. Это звук специально для людей.
Все кошки разные, они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Есть кошки с длинной пушистой шерстью, а есть гладкошерстные. Усы и брови помогают кошкам улавливать запахи, а хвост всегда показывает, в каком кошка настроении: спокойном, игривом или раздраженном.
Кошки очень любят бегать, прыгать и играть. Они отличные охотники. На кого они охотятся? (на мышей – показ мышки). А что любят кошки есть? (мышку).
Кошки – очень умные животные, многое умеют. А ты знаешь, кто учит кошек охотиться, умываться, играть? (Мама-кошка).
Для котят нет детских садов и школ, их всему учит мама-кошка, пока котята еще маленькие.
- Мы не зря заговорили про кошек и сейчас… (Денис добавляет «Мы будем играть!!! И хлопает в ладоши)
-Посмотри на наш план, подойди к нему и покажи, что мы будем делать сейчас? (2-гримироваться)
Парта – 2 черн карандаша, 2 губные помады, зеркало, влажные салфетки, ватные диски.
-Да, да. Будем превращаться: я – в маму-кошку, а ты – в моего послушного, умного, веселого котенка (котика).
-- И сейчас мы с тобой будем гримироваться.
Грим — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски.
Встань, пожалуйста, рядом со мной у зеркала. Внимательно смотрит, что я делаю, а затем повторит самостоятельно.
Психолог с помощью грима перед зеркалом рисует себе нос и усы. Денису помогаю с гримом.
- Вот ты и котенок!
Котенок (психолог называет имя ребенка) – самый смелый,
· самый чистый,
· самый быстрый,
· самый пушистый,
· самый когтистый,
· самый усатый
Мама-кошка гладит Дениса по головке.
- Кто превратился в киску, тот и разговаривает, как котик.
-Как разговаривает котик? (мяу)
Парта – 1 миска, поднос, фрукты-муляжи, колбаса, сосиски, мышка, цыпленок.
- Наша киска захотела кушать.
Дадим ей миску.
- На тебе, киска, миску.
-Посмотри на продукты и выбери те, которые киска любит кушать, положи их в миску. Называй предметы вслух: (огурец, помидор, чеснок, капуста… рыбка, рыбка, сосиска, котлета, колбаса).
-Как киска рада.
-Сколько продуктов мы положили киске в миску? Считай вслух.
- Остальные продукты – какие? наша киска не любит кушать. Называй их (они остаются на подносе).
- А теперь котенок Дениска садится за парту. Он будет учиться дальше.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Развитие моторики, графомоторных навыков
- Послушай сказку. Поставь руки на локти на стол. Слушай внимательно и выполняй движения вместе со мной.
Жили-были пальчики. Ночью они крепко спали (руки в кулачки).
Наступило утро. Вышло солнышко. Пальчики проснулись (открыли ладошки), потянулись (пальцы расправить максимально и напрячь).
Стали делать зарядку. Наклонились –выпрямились (сгибаем пальцы под углом 90 ), присели – встали (согнуть пальцы к ладони – разогнуть).
Встряхнулись ( встряхнуть пальцы), оглянулись ( повертеть кистью).
Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться :
-Что у нас дальше по плану? (4-дорожка)
- Котенок решил погулять.
ДОРОЖКА –в середине класса
Ф/минутка:
Формирование чувства равновесия и Восприятие пространства Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
-Денис, посмотри, здесь тропинка. Она очень узкая. Давай встанем на ножки и пойдём прогуляемся вперед по этой тропинке . Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно.
А сейчас котенок идет по дорожке деревянной, извилистой, мягко ступая, выгибая спинку…
Когда Денис прошел , подошел ко мне.
- Как котенок мурлычет от удовольствия: к («МУР-МУР, МУР-МУР…»)
-Произнеси слова, повторяя за мной: («Кот», «кошка», «котята»)…
- Снова подходи к плану, смотри и показывай, что дальше? (5-муз модуль)А теперь наш котенок подойдет вот к этому модулю.
-Психолог обращает внимание Дениса на стену, где муз звуки.
Развитие зрительного восприятия Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
- Посмотри на ксилофон, возьми палочку и покажи клавиши синего цвета. Как они звучат?
Развитие слухового восприятия Сколько звуков? (два). Они одинаково звучат или по разному? (по- разному)
-Какая замечательная у нас получилась музыка! Мой котенок очень старался!
-Сколько клавиш голубого цвета? Розового цвета? Сколько всего клавиш?
-Посчитай! (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)
-_Денис, посмотри внимательно и скажи, есть ли на этом модуле еще фигуры синего цвета? (ботинок, бусы, квадрат…)
-Подходи к плану. (6- песок)
Песочная терапия
Самая лучшая игрушка для ребенка-песочная куча. Раньше Дениска во дворе просто пинал песок ногами, ломал то, что строили другие дети. А теперь - это его любимая детская игрушка. Да? Котенок Дениска? При игре с песком надо соблюдать правила:
· Песчинки должны остаться в своей песочной стране;
· Грязные руки и песок мы в рот не берем.
Перед каждой работой я разглаживаю песок с помощью линейки или любой палки. Поверхность готова к рисованию.
1. Игра «Песочный дождик.
-котенок Денис, сейчас я насыплю на твои ладошки песочный дожик (насыпаю песок на ладони Дениса).
- А теперь повтори – насыпай песочный дождик на мои ладони. Наш песочный дождик сыплется сверху (с неба), вниз (на землю, чтобы полить цветы, деревья).
2. Игра «Необыкновенные следы». (вверх-вниз, влево-вправо)
Для следующей игры песок нужно разровнять, чтобы было легче оставлять необыкновенные следы.
«Идут медвежата» (две руки в кулак – пальцами давят песок) – идут вперед. Повернули налево.
«Прыгают зайки» - покажи мне указательный и средний пальцы. Кончиками этих пальцев давим песок. Скачут вперед, повернули направо.
Включи синюю подсветку. «Нарисуй волны и рыбку» - растопыренными пальчиками одной руки рисуем вместе извилистые полосы. Затем рисуем рыбку.Такие игры помогают моему котику развитию тактильной чувствительности.
3. Игра «Песочные прятки».
- Милый котенок, сейчас я спрячу в песок буквы и цифры, а ты их должен найти.
-Закрой глаза и не подсматривай (прячу в песок буквы и цифры) затем присыпаю песком из ковшика, т. е. досыпаю песок.
Найдешь – называешь букву, цифру.
Игра отлично развивает воображение, координацию движений и мелкую моторику.
Не оставаться наблюдателем, а играть вместе с ребенком.
- План (7-Работа на доске.)
-Раз мы с тобой считаем, подойди к доске, возьми в руку мел. Запиши пример:
1+1= вычисли. Сколько будет?
2+1=
3+1=
(можно пользоваться своей линейкой-бегунком).
- Какой умный и послушный котенок . Ты молодец!
-План (8-аквариум) (Висит аквариум) на магнитах
Отгадай загадку:
«Посмотри, полукруглый дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы» (Аквариум).
- А кто любит плавать в аквариуме? (рыбы)
Все кошки очень любят наблюдать за рыбками в аквариуме, а что рыбки делают? (они плавают, ныряют…)
Проговариваем слова на тему «рыбы», «вода»…
Парта-3 чашки – наведенная гуашь красного, оранжевого, синего цвета, перчатки, губки, влажные салфетки.
Посмотри, какой большой аквариум нарисовали для тебя ребята 2- го класса. (Показывает большой лист бумаги с изображением аквариума – фон для коллективной работы). Аквариум прикреплен к доске.
Что есть в этом аквариуме? Я говорю, Денис повторяет (Вода, водоросли, камушки)
А кого не хватает? (Рыбок.) 2-классники так старались, рисовали аквариум, а рыбок нарисовать не успели, ушли гулять.
-Мой котенок очень любит рисовать, только не кисточкой, а лапкой. Сейчас я покажу, как мы будем печатать лапками рыбок.
Показ способа изображения: прикладываю ладошку со сложенными вместе пальчиками к пропитанной краской губке, а потом прикладываю к аквариуму. Получилась рыбка. Где у нее голова? Где будет хвостик? Теперь другой ладошкой, другой губкой в другой краске прикладывает Денис к своей ладошке и отпечатывает на бумаге.
Чтобы рыбка на нас смотрела, нарисуем ей пальчиком глаз.
- -Какой прекрасный аквариум получился!
-Что у нас дальше по плану? (9- моем руки)
Работа Дениса. Помощь при необходимости.
2 полотенца повесить, где раковина – мне и Денису, мыльница с мылом А сейчас котенок помоет лапки.
(В раковине моет руки с мылом, вытирает полотенцем).
Рефлексия (подведение итогов занятия) и обратная связь от учителя.
Рассмотреть аквариум.
Давай посчитаем, сколько красивых рыбок живет в нашем аквариуме! Они все яркие, нарядные, разноцветные! Плавают наши рыбки по всему аквариуму, прячутся в водорослях. Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок есть не будем. Мы будем ими любоваться!
Милый котенок! Ты сегодня многому научился. Что мы делали? (кормили котика – ням-ням, ходили по узкой тропе, играли в песке, считали, искали буквы, цифры, делали следы, рисовали руками ладошкой…Кошки умные, добрые, мягкие, пушистые, живут дома))
-Денис, покажи на картинке, что помогает кошкам улавливать запахи? (произносит - Усы и брови).
- А какое настроение у кошки, если хвост стоит столбом? (доброе, ласковое, хочет, чтобы ее погладили).
-Да, хвост всегда показывает, в каком кошка настроении: спокойном, игривом или раздраженном.
-Какие хищники произошли от кошки? Показываю картинку, Денис пробует назвать, например –тигр (гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары)
-А что, больше всего любит кушать кошка? (мышку, рыбу).
- Не зря мы с тобой сегодня рисовали рыбок на песке, на листе ватмана, потому что на следующем занятии мы будем говорить о ком? (о рыбе)
Мне понравилось быть мамой-кошкой и играть с тобой, потому что ты послушный, добрый, внимательный. Характер у тебя, как у котенка, мягкий или ты злой?(нет, я добрый-гладит себя по голове))
Превращение: А сейчас наша игра заканчивается. Давай приберем рабочее место и превратимся обратно в мальчика Дениса.
Уборка. Стираем грим с помощью влажных салфеток.
(Денис говорит спасибо, было весело) Пока!
Арт-терапия
не только метод, позволяющий заботиться об эмоциональном здоровье личности, но
и средство, способствующее приобретению новых знаний и практических умений в
области искусства, опыта творческой деятельности и конструктивного общения на
основе эмоционально значимой деятельности.
Согласно Вульфу Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять
психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам
личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и
восстановления целостности человека.
Большой движущей силой активности и развития ребенка является интерес.
Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он
должен быть глубоко захвачен ею, а это может быть обеспечено только сильным
интересом. Арт-терапия не имеет противопоказаний.
Песочная терапия применяется в работе с детьми со следующими проблемами: тревожность и страх, нарушения в поведении, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, сложности, связанные с изменениями в семье (развод родителей, рождение младшего ребенка и другие).
Особо нуждаются в такой терапии дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.
Упражнения с песком помогают получить новые знания об окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая активность ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.