Самостоятельная практическая работа
По дисциплине: «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса»
на тему: «Психолого-педагогическое просвещение как раздел психопрофилактики. Психопрофилактическая работа (Психопрофилактика).
Направления и виды психопрофилактики. Психопрофилактика и психогигиена. Просвещение. Психолого-педагогическое просвещение. Профстандарт педагога-психолога о психологическом просвещении субъектов образовательного процесса».
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Психолого-педагогическое просвещение как раздел психопрофилактики…………………………………………………………. 4
Психопрофилактическая работа (Психопрофилактика)................................. 7
Направления и виды психопрофилактики..................................................... 10
Психопрофилактика и психогигиена............................................................. 13
Просвещение.................................................................................................. 14
Психолого-педагогическое просвещение....................................................... 20
Профстандарт педагога-психолога о психологическом просвещении субъектов образовательного процесса............................................................................ 27
Заключение.................................................................................................... 36
Список использованных источников………………………………………. 37
Это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается с непониманием педагогическим коллективом (и / или родителями) важности психопрофилактики. Это часто происходит потому, что в школе (и семье) бывает столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть.
Психолог же начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и т.д., но он предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить. Что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.
Из всех направлений работы практических психологов, независимо от того, какой вуз они закончили, самым слабым звеном их работы является психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение - «раздел профилактической деятельности специалиста- психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания»[2].
Отчасти это объясняется недостаточной теоретической разработкой этого направления и отсутствием методических рекомендаций в справочной литературе для практических психологов. Отчасти — отсутствием контроля и отчетности по данному направлению работы. Отчасти — неподготовленностью специалиста-психолога к этому направлению их деятельности.
Место психолого-педагогического просвещения в структуре основных направлений деятельности практического психолога по-разному определяется в научно-методической литературе. В частности И.В.Дубровина выделяет психологическое просвещение в отдельное направление [1]. В то же время существует и точка зрения, где психолого- педагогическое просвещение рассматривается составной частью психопрофилактической работы [2]. Психолого-педагогическое просвещение выполняет важнейшую функцию по формировании психологической культуры, осознанию потребности в психологической помощи у нуждающегося в ней и созданию благоприятного положительного имиджа психолога, как специалиста. Это своеобразное возделывание почвы земледельцем для получения более высокого урожая в будущем.
Психолого-педагогическое просвещение выполняет следующие четыре основные задачи:
1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [2];
2) информирование населения по вопросам психологического знания;
3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
4) профилактика дидактогений (ятрогений).
По своей сути психолого-педагогическое просвещение — это вариант чисто педагогической работы, выполняемый практикующим психологом, аналогичный такому направлению работы специалиста системы здравоохранения, как санитарно-гигиеническое просвещение.
Содержание психолого-педагогического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, где работает практический психолог и общей ситуации с состоянием психологической культуры в социуме.
Формы психолого-педагогического просвещения - индивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступления и др.
Средства психолого-педагогического просвещения разнообразны. Это вербальные средства (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), а также публицистика (печатные и электронные СМИ). Наглядные средства (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п.
При осуществлении психолого-педагогического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники.
При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта [7, с. 700]. Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; противодействие стрессовым влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации человека: поведенческом, личностном, экзистенциальном [2, с. 122, 125; 8 с.147].
Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как
«нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся). Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти
трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально
благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно- воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой [4, с. 150, 155]. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.
Существуют разные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Вторая форма работы – информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
- тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение,
формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников [6, с. 50; 7 с.990, 991];
- тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.
Четвертая форма – организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В различных формах психопрофилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики: индивидуальная, семейная и групповая.
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики [7, с. 600, 607; 9 с. 99, 102]:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности);
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- позитивность информации;
- минимализация негативных последствий;
- личностная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремленность в будущее.
Формы психологического просвещения:
· лекции,
· беседы,
· семинары,
· выставки,
· подборка литературы,
· выступления на родительском собрании и пр.
Психогигиена - наука о путях сохранения и укрепления психического здоровья, душевного равновесия - приобретает в настоящее время особое значение в связи с возросшей ролью психоэмоциональных факторов в жизни человека и развитии заболеваний, усложнением межличностных отношений на производстве и в быту. Психогигиена является областью гигиены, но ее возникновение на рубеже XIX и XX веков связано с развитием психиатрии. Психогигиена нацелена на оздоровление окружающей среды, образа жизни и повседневного поведения человека, а также его отношений с людьми и со средой. Можно сказать, что психогигиена заботится о предотвращении психических расстройств в целом - безотносительно их специфичности. В отличие от нее психопрофилактика стремится избавить людей от конкретных расстройств, выявляя и блокируя факторы риска, осуществляя адресные превентивные вмешательства. Таким образом, психопрофилактика является также разделом психиатрии, ее превентивным направлением. В последние годы принятый ранее за рубежом термин "психическое здоровье" вошел в официальный обиход и в нашей стране. Постепенно выяснилось, что области, обозначаемые как "охрана психического здоровья" и "психология здоровья", практически совпадают с областью психогигиены и психопрофилактики. Все эти понятия употребляются сейчас как примерно равнозначные. Итак, психогигиена и психопрофилактика -- взаимосвязанные разделы медицины, к которым близко примыкает также психотерапия. Вся эта группа дисциплин нуждается в научном обосновании (как теоретическом, так и экспериментальном). Оно находится в соответствующих разделах клинической психологии. К основным разделам психогигиены относятся: личная психогигиена, психогигиена труда и отдыха, психогигиена общения, психогигиена быта, возрастная психогигиена.
Личная психогигиена - раздел психогигиены, изучающий механизмы психической саморегуляции и разрабатывающий пути улучшения их функционирования с целью укрепления психического здоровья, предупреждения его нарушений и повышения работоспособности. В ее основу положены представления о том, что организм - саморегулирующаяся система, функционирующая по закону взаимообратной связи с помощью сознательных, произвольно управляемых механизмов, оптимизирующих психическую деятельность. Личная психогигиена использует приемы и методы индивидуальной психопрофилактики - аутогенную тренировку, психогимнастику лица и способы самопомощи, применяемые как в регулярном порядке, так и периодически, - для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов. Методы и приемы психогигиены способствуют нейтрализации отрицательных эмоций, формированию адекватных реакций на психотравмирующие ситуации и мобилизации антистрессовых резервов организма. Приемы самопомощи разделяют на психологические и психофизиологические. К психологическим приемам относят: - логические (самоубеждение, оптимистическое сравнение, самоанализ); - волевые (самоприказ, самоосуждение, тренировочное задание и др.); - основанные на воображении (моделирование будущего, вживание в положительный образ); - мнемонические (эмоционально-зрительные, эмоциональнослуховые, эмоционально-моторные, эмоционально-сенсорные);
- приемы, основанные на внимании (переключение, отключение); - приемы эмоциональной разрядки (излияние переживаний собеседнику, через письма, дневник). К психофизиологическим приемам самопомощи относят мышечноэмоциональные, легочно-эмоциональные и сосудисто- эмоциональные. Все они могут быть либо успокаивающими (релаксирующими), либо тонизирующими. Например, такой волевой прием, как самоприказ (распоряжение самому себе), широко применяется для мобилизации воли, самообладания в экстремальных условиях, преодоления страха в трудных жизненных ситуациях. Формулы самоприказа играют роль
пускового механизма проявления волевых действий для достижения цели. Волевой прием "лобовой атаки" используется при возникновении страха и навязчивых мыслей и предусматривает с помощью специально подобранных словесных формул, произносимых с чувством гнева, формирование активного отношения к психотравмирующему фактору. Выражение гнева помогает мобилизоваться, обрести уверенность, преодолеть страх. Волевой прием тренировочных заданий по укреплению воли основан на принципе постепенного увеличения нагрузок и систематического выполнения процедур, заданий. Постепенной адаптацией к условиям, вызывающим выраженные отрицательные эмоции, можно преодолеть боязнь закрытых помещений, пребывания в темной комнате, подъема в лифте, перехода через мост, площадь. Волевой прием "самоосуждения" применяется в тех случаях, когда самоприказ для достижения цели недостаточен. Самоосуждение дает мобилизующий эффект при снижении жизненного тонуса, работоспособности, в состоянии растерянности. Психогигиена труда и отдыха - раздел психогигиены, изучающий пути оптимизации трудовых нагрузок, ускорения процесса восстановления умственной работоспособности, психических функций и укрепления нервно- психического здоровья в свободное от работы время (в период регламентированных перерывов и после работы). В системе психогигиенических мероприятий по поддержанию высокой работоспособности и предупреждению переутомления большое значение имеет внедрение научнообоснованных режимов труда и отдыха - распорядка трудовой деятельности, при котором высокая производительность труда сочетается с устойчивой работоспособностью. Особенно важна рациональная организация внутрисменных перерывов (микро- и макропаузы). Обеденный перерыв целесообразно делать в середине рабочего дня или с отклонением от нее в пределах до 1 часа.
Психогигиена общения - раздел психогигиены, изучающий пути оптимизации межличностных отношений на работе и дома - в трудовом,
семейном, учебном и других коллективах. Психологический климат - настроение коллектива, его морально-психологическая атмосфера, основой которой являются межличностные отношения. Микроклимат коллектива может быть благоприятным (здоровым) и неблагоприятным. Для здорового психологического климата характерны не только доброжелательное, товарищеское сотрудничество, но и принципиальная взаимная требовательность друг к другу - взаимоотношения, создающие благоприятные предпосылки для творческой продуктивной работы.
Психопрофилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития психических расстройств путем предотвращения действия на организм болезнетворных - прежде всего психотравмирующих - факторов, выявления лиц с признаками нервно- психической неустойчивости, раннего распознания психических расстройств, предупреждения формирования и хронизации психических заболеваний с проведением лечебно-оздоровительных мероприятий. Различают три вида психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает систему мероприятий, предусматривающих уменьшение вредных воздействий на организм человека, на его психическое состояние, и предупреждение психических нарушений. Указанные меры имеют целью повышение сопротивляемости психики к негативным факторам среды и предупреждение самого факта возникновения болезни. В данном виде профилактики решающее значение имеют совокупность социальноэкономических условий, рациональная организация профессиональной деятельности, быта, отдыха и т.д. Особенно важны оценка и прогнозирование психического здоровья. Речь идет, вопервых, об определении вероятности развития психического расстройства и, во-вторых, об оценке качества психического функционирования и перспектив поведения людей в различных условиях их жизни и деятельности. Несомненно, значимым для решения вопроса о первичной психопрофилактике, предупреждения самого факта заболевания, является знание психологами
клинических проявлений пограничных состояний, что позволит им проводить обоснованные, целенаправленные индивидуальные профилактические мероприятия.
Вторичная психопрофилактика - совокупность мер, направленных на предупреждение неблагоприятных последствий уже развившегося психического расстройства или психосоматического заболевания.
Имеются в виду активное выявление лиц с начальными проявлениями болезненных состояний, раннее начало лечения с использованием комплексной, как правило, патогенетической терапии, что способствует благоприятному течению болезни, приводит к более быстрому выздоровлению, препятствует затяжному течению болезненного процесса. Важное место во вторичной психопрофилактике отводится мероприятиям по предупреждению рецидивов и достижению наиболее полной ремиссии болезни. В случае затяжного течения заболевания предусматривается поддерживающая терапия, которая проводится в амбулаторных условиях. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Это понятие практически соответствует социально-психологической реабилитации, которая проводится с учетом социальных, профессиональных, психологических и медицинских факторов и базируется на интегративном подходе к больному, охватывающем все параметры его жизнедеятельности. Таким образом, психогигиена и психопрофилактика являются направлениями клинической психологии, способствующие разработке и проведению мероприятий, направленных на предотвращение психических заболеваний и их последствий. Данные направления являются важными, поскольку предотвращение заболевания наименее благоприятно, чем его лечение.
Психолого-педагогическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам - это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы» практического психолога вне зависимости от того, где и в каком из учреждений он работает. Как и каждая из «активных форм» оно имеет свои ограничения. Неправильная подача материала, даже психологом, может приводить к явлениям, сходным с дидактогениями. В то же время следует учитывать и реакцию на проведение психолого-педагогического просвещения со стороны своего непосредственного начальства (администрации образовательного учреждения, чиновников управления образования). Вероятно, когда этого требует ситуация в системе муниципального или регионального образования, осуществлять такой вид работы следует с известной осторожностью. За «четвертой властью», которой являются СМИ, с прежних времен закрепился стереотип органа где
«гласность разрешается свыше, а не исходит с низов». Сами же представители СМИ, особенно регионального калибра, не всегда способны сформулировать адекватный и грамотный запрос к психологу. В большинстве случаев у них просто отсутствует необходимый объем специальных познаний по психологии и способности «видения психологической проблемы». Поэтому при условии благоприятного стечения обстоятельств в области психологической публицистической деятельности в СМИ, практический психолог самостоятельно формирует необходимый запрос к самому себе и своим коллегам. В частности, такого плана опыт имел место в просвещенческой работе черногорских психотерапевтов [2].
Психолого-педагогическое просвещение в системе психологической службы образования не должно замыкаться в периметре стен образовательных учреждений. Так называемые наглядные формы просвещения, используемые широко в системе медицинского санитарного
просвещения в психолого-педагогическом просвещении малоэффективны. Эффективность психолого-педагогического просвещения в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации от психолога к населению. Включение в процесс психолого-педагогического просвещения каналов печатных и электронных СМИ способствует не только большему доступу населения, особенно молодежи, к психологической информации, но и позволяет реально фиксировать результат этой работы.
Психологическое просвещение – это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:
· формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
· информирование населения по вопросам психологического знания;
· формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.
Психологическое просвещение – основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога независимо от того, в какой из систем (образование, здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы и др.) он работает.
Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.
Психологическое просвещение – это направление практико- ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зрения
подхода к психологическому просвещению как психологической практике имеет смысл остановиться на таких типах психологического просвещения, которые обусловлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой – степенью технической опосредованности этой деятельности.
Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.
К основным формам психологического просвещения можно отнести:
· индивидуальные (беседа),
· групповые (тематический урок, родительское собрание). К средствам психологического просвещения относятся:
· вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении),
· публицистика (печатные и электронные СМИ),
· наглядные (плакат, буклет, памятка),
· интерактивные и т.п.
Безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет сеть Интернет (размещение тематической информации на web- сайтах и т.п.).
Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по
оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.
Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.
В профориентационной работе психологическое просвещение также является неотъемлемой составной частью, по формированию сознательного выбора профессии. Психологическое просвещение в рамках этого вида работы может осуществляться по следующим направлениям:
· информирование и профессиональная агитация на профессию практического психолога, осуществляемые представителем этой области практической деятельности,
· работа по информированию подрастающего поколения о психологических требованиях к профессиям в рамках работы по сознательному профессиональному самоопределению.
При всей работе по психологическому самоопределению профессиональный выбор за детей традиционно делают родители. Следовательно, и психологическое просвещение среди этой категории потребителей психологической информации профориентационного плана должно занимать свое место. Собственно в плоскости работы с родителями учащихся и находится третье направление деятельности практического психолога и профконсультанта - психологическое просвещение.
Профессия психолога относится к так называемым «коммуникативным сферам» практической деятельности, поэтому психолог должен быть
специалистом по общению. Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности – большой пользы от такой работы не будет. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы. Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора- лектора, можно заменить приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. К настоящему времени в психологическом просвещении накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения.
В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом. Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно. Наглядные формы психологического просвещения - психологический листок и буклет. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.
Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно «интерьерную» функцию. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток – небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное
использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения. Поскольку применение большинства из этих наглядно- вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.
Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.
Психологическое просвещение школьников сегодня очень популярно. Результатом просвещения считается усвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. Чтобы полученное знание могло активно использоваться школьниками, оно должно быть живым, активным.
Для того, чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Психолог должен быть готов в
такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.
Психологическое просвещение педагогов – еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики.
Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения, построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах, осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие «классические» мероприятия, как лекция или семинар, в силу объективных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склонность к созданию и закреплению различных стереотипов, повышенная личностная тревожность и другое) являются крайне неэффективными.
Т.о. формулируем основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (т.е. знание – как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.
Общая цель консультирования родителей заключается в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего –
родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы. Если говорить о содержании, то в задачи школьного психолога, на наш взгляд, не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого могут использоваться короткие психологические беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.
В связи с вышесказанным понятно, что практическое решение этих и других проблем в сфере психологического просвещения требует более высокого уровня профессиональных компетенций педагога образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Разработку Концепции предваряет анализ основ компетентностного подхода: описания категории компетенции и ее содержания в контексте реальной профессиональной деятельности.
Современная целостная модель профессиональной компетентности, включает пять наборов связанных компетенций, и, соответственно, пять измерений:
• когнитивные компетенции, включающие не только официальные знания, но также и неофициальные – основанные на опыте. Знания (знают – что), подкрепленные пониманием (знают – почему), отличаются от компетенций;
• функциональная компетентность (навыки или «ноу-хау»), включает, что человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать и способен продемонстрировать;
• личностные компетенции (поведенческие компетенции, «знают, как вести себя»), определяются как относительно устойчивые характеристики личности причинно связанные с эффективным выполнением работы;
• этическая компетентность, личное мнение и профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения;
• мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой.
Задачи профессиональной деятельности.
Так, например, задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования включают, в частности:
• проведение (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария;
• проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;
• работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
• взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды.
Отсюда, в соответствии с логикой применения профессионального стандарта и необходимостью сформировать соответствующий образовательный результат, вытекают требования к структуре профессионального цикла основной образовательной программы (ОПОП) и содержанию учебного плана.
Структура профессионального стандарта для педагогов-психологов Каждый профстандарт , включая стандарт для психологов, разрабатывался на основе одного макета, утвержденного 12 апреля 2013 года. Согласно этому макету профессиональный стандарт психолога с 1 января 2018 года включает в себя следующие части: Дается общая характеристика специальности. В этом разделе указывается точное наименование профессии, деятельность, которою осуществляет этот специалист, классификация по ОКЗ и ОКВЭД;
Функциональная карта. В этой части документа предоставляется перечень трудовых функций, которые необходимо выполнять педагогу-психологу; Характеристика рабочих функций. Указываются требования к каждой обобщенно трудовой функции. Кроме того, дается перечень умений, знаний, а также конкретных действий, которые обязан выполнять педагог-психолог; Информация об организациях-разработчиках.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для выполнения своих функций . Квалификация - уровень знаний, умений, действий (навыков) плюс опыт работы.
Уровень квалификации психолога
Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование. Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки.
Профстандарт является документом, который определяет как основные требования к педагогу-психологу, так и задает общее направление деятельности этого специалиста. Профессиональный стандарт играет роль лишь рамочного документа. А это означает, что список требований к психологу может дополняться местными особенностями. Профессиональный стандарт педагога-психолога – рамочный документ, в котором определяются: обобщенные трудовые функции (2); трудовые функции вариант А (7), вариант Б (5) возможные должности (3); требования к образованию (0303 Психология; 050706 Педагогика и психология; 050716 Специальная психология; 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология); трудовые действия, знания и умения Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним
стандартом образовательной организации, в соответствии со спецификой реализуемых в данной организации образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:
1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса .
4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
5 . Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Код А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:
Код Б. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления Психологическое просвещение субъектов образовательного
процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовнопроцессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Трудовые действия
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных
обучающихся и воспитанников Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
Необходимые умения:
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования. Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований. Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся. Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ. Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся. Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий. Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические
технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями.
Необходимые знания: Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии. Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования. Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Профессиональная этика Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Трудовые действия
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию
образовательного процесса Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
Необходимые умения: Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой. Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом. Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления. Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательные технологий.
Необходимые знания: История и теория проектирования образовательных систем. Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса. Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса. Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования. Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав
ребенка. Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Трудовые действия
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы - общего направления практической деятельности педагога- психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека.
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:
- понимание и знание себя и других людей;
- адекватная самооценка и оценка других людей;
- саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.
Работа с педагогами школ и ДОУ осуществляется по запросам администрации образовательного учреждения в соответствии с договорными обязательствами сторон. Разработана тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения.
1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 208 c.
2. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: изд. АПНСССР, 1991. - 96с.
3. Безгодова С. А., Васильева С. В., Микляева А. В., Панферов В. Н. Введение в профессию. Психолог. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2016. - 292 c.
4. Габай, Т. В. Педагогическая психология. Учебное пособие / Т.В. Габай.
- М.: Издательство МГУ, 2011. - 160 c.
5. Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно- тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. - 2014. - Т13,№4. - С.993-996.
6. Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 698-701.
7. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ignatova- psykhodiagnostika.pdf.
8. Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции 28-29 марта 2016 г. / под общ. ред. М.В. Лукьяновой, Т.А.
Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 265 с. - ISBN 978-5-9296- 0843-8. – Текст: электронный.
9. Хабарова Т.Ю., Чайкина Н.Н., Куташов В.А. Медико-психологическая реабилитация пациенток женской консультации с посттравматическим стрессовым расстройством // Прикладные информационные аспекты медицины: науч.-практ. журнал. – Воронеж, 2016. – Т.19. №1. – С. 144-151.
10. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.