«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».
Оценка 5

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

Оценка 5
Домашнее обучение
docx
дефектология
3 кл
04.05.2019
«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».
Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.
Доклад Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ «МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1» (ГКОУ «МОЦО №1») Доклад по теме: «Психолого­педагогическая диагностика раннего детского аутизма». Подготовила: Бабицкая Л.Н.,  учитель индивидуального обучения г. Магадан 2017г. Психолого­педагогическая диагностика раннего детского аутизма В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика   которого   имеет   сходство   с   другими   нарушениями   нервно­психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2­3 года жизни возможна постановка ошибочного   диагноза,   поэтому   необходима   четкая   дифференциация   РДА   и   других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления. Ранний   детский   аутизм   следует   дифференцировать   от   особой   формы   умственной отсталости   —   синдрома   “счастливой   куклы”.   Характерным   признаком   данного заболевания   является   сочетание   интеллектуальной   недостаточности   с   выраженным недоразвитием речи, частыми приступами смеха и характерной подпрыгивающей походкой, напоминающей   движения   механической   куклы.   Часто   эти   признаки   сочетаются   с судорожными припадками, импульсивно­агрессивными формами поведения, характерными внешними особенностями (микроцефалия, плоский затылок, редкие зубы, слюнотечение) и неврологическими   нарушениями   (изменение   мышечного   тонуса   по   типу   гипотонии   и усиление сухожильных рефлексов, проявление мозжечковой атаксии). В отличии от детей с ранним детским аутизмом, эти дети вступают в контакт со взрослыми.  Постановка   диагноза   детского   аутизма   (синонимы:   РДА,   синдром   Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения. Они являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности. Независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости, эпилептических приступов, врожденной краснухи, туберозного   склероза,   церебрального   липидоза,   фрагильной   Х­хромосомы,   которые нередко  сопровождают  детский  аутизм, расстройство  определяется только  по  наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию.  Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными.  И все же ранний детский аутизм – заболевание достаточно распространенное. Между тем, это нарушение психического развития недостаточно известно специалистам и семьям, в которых есть дети, больные с аутизмом. Многие учетные придерживаются мнения, что ранний   детский   аутизм   –   это   отдельное   заболевание,   имеющее   более   благоприятный прогноз при лечении и последующей адаптации больных этим расстройством.  Одной из важных проблем при работе с такими детьми является дифференциальная диагностика   случаев   раннего   детского   аутизма.   Постановка   диагноза   "ранний   детский аутизм" ­ процедура длительная и ответственная. Она опирается, как правило, на долгое знакомство с ребенком, страдающим аутизмом, и опять­таки на наличие уже известных симптомов в его поведении: избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения; характерны повышенные затруднения в формировании социально­бытовых навыков при сохранном, а часто   даже   при   опережающем   биологический   возраст   интеллекте;   однообразное (стереотипное),   часто   ритуальное   поведение,   которое   проявляется   в   однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий; чрезмерная   психомоторная   возбудимость,   двигательная   расторможенность,   которая нередко   сочетается   с   импульсивностью   и   агрессивным   поведением.   Такую   ситуацию   в патопсихологической   диагностике   нельзя   принять   за   нормальную,   учитывая,   что постановка диагноза на ранних сроках развития заболевания в четверти случаев позволяет вылечить это расстройство. [8]. Остро   сегодня   стоит   проблема   разработки   значимых   диагностических   процедур, которые   бы   позволили   четко   различить   ранний   детский   аутизм   от   олигофрении   и шизофрении, причем сделать это как можно раньше – до 4­5 лет. Необходимо провести анализ расстройств умственных способностей детей больных аутизмом, и детей, страдающих схожими расстройствами ­ олигофренией и шизофренией. Именно с этими заболеваниями часто путают на практике ранний детский аутизм: в первом случае ­ по причине сниженного интеллекта, во втором ­ из­за замкнутости и социальной дезадаптации   больного   ребенка.   Ученые   предполагают   наличие   значимых   различий   в структуре   интеллекта   детей,   больных   аутизмом,   и   детей,   больных   олигофренией   и шизофренией.   Одной   из   сопутствующих   задач   при   диагностике   –   это   систематизация наиболее значимых симптоматических проявлений олигофрении, шизофрении и раннего детского   аутизма   и   получение   на   этой   базе   возможности   более   точной   и   быстрой диагностики раннего детского аутизма.  Родителям на заметку. Детский   аутизм  является   одним   из   наиболее   серьёзных   нарушений   в   развитии ребёнка. Его основные симптомы­ это отрешённость и погружение в себя.  Диагноз   РДА   ставится   при   значительных   нарушениях   в   развитии  речи  и эмоционально­волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром.  Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным.  К большому сожалению, исходя из практики работы детских психологов, диагноз РДА в последнее время перестал быть редким. Особое   значение   при   диагностировании   РДА   имеет   информация   об   особенностях поведения ребёнка, полученная от его родителей.  Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы исключить следующие признаки раннего детского аутизма:  * Насколько обычен режим дня ребёнка и соответствует ли возрасту малыша?  * Продолжителен ли ночной сон?  * Соответствуют ли возрасту рацион, приемы кормления или приобретённые навыки самостоятельного питания? * Продолжительный и часто беспричинный плач. * Страхи и беспричинные приступы тревоги. * Полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие.  *  Если ребёнок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или третьем лице (ты, он), но не в первом (я).  * Остановки в развитии , или потеря приобретённых навыков (регрессия).  * Странности в поведении, неадекватные реакции.  * Ребёнок избегает взглядов других людей, настойчиво не смотрит в глаза.  *  Отсутствие   взаимности   в   общении   с   другими   людьми   и   интереса   к   общению, особенно со сверстниками.  * Отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребёнок не слышит. * Частые состояния отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство.  *  Навязчивое   предпочтение   различных   предметов   без   использования   их   по назначению.  *  Навязчивый   интерес   к   определённым   областям   знаний,   очень   специфические знания.  * Избегание физических контактов. Например, грудные дети не любят быть на руках.  * Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли. * Часто подвергает себя опасности, не оценивая степени этой опасности.  * Очень чувствителен к различным звукам. Закрывает уши руками. *  Совершает необычные повторяющиеся движения (крутится как волчок, ходит на ''цыпочках'', машет руками).  * Примитивный характер игры. Стремление к упорядочению предметов.  *  Эмоциональные   реакции   не   пропорциональны   ситуации   или   совсем   ей   не соответствуют. * Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей. * Очень резкие смены настроения.  * Очень резкая реакция на изменение окружающей обстановки.  * Ребёнок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами.  * Хорошая автоматическая память позволяет ребёнку воспроизводить стихи и песни. При этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого. * Необычный тембр голоса или монотонная речь.  * Плохо усваивает навыки общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.  * При обследовании новых предметов пытается проверить их на вкус и на запах.  В случае возникновения у  родителей  каких­либо сомнений в отношении поведения ребёнка  по   каким­то   из   перечисленных   параметров,   рекомендуется   обратиться   за консультацией к врачу ­ специалисту. Согласно   МКБ­10   среди   нарушений   психологического   развития   выделен   детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.  Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Итак, основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.  Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует   на   удаление   и   приближение   матери,   не   улыбается,   не   проявляет   видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу.  В дальнейшем основными критериями болезни являются:  — отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;  — отгороженность от внешнего мира;  — слабость эмоциональных реакций;  — недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы;  — недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;  — фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);  —   однообразное   поведение,   наличие   постоянных   стереотипных   регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).  Следует отметить, что одним из самых существенных симптомов является не протест этих детей против перемены обстановки, а изначальное очень явное, необычно разительное ослабление   инстинктивных   или   безусловнорефлекторных   реакций   ­   ориентировочных, пищевых, самозащиты и др. Отсутствие этих реакций, всегда, как известно, очень четко направленных, делает поведение детей амофорными, хаотичными, дезорганизованными, а их   самих   ­   практически   беззащитными   и   беспомощными.   Естественно,   что   такая изначальная,   часто   врожденная   недостаточность   безусловнорефлекторного   фонда, важнейших стволовых аппаратов не может не отразится отрицательно на формировании корковой   деятельности.   Кора   головного   мозга   у   этих   детей   неплохо,   но   пассивно регистрирует и запечатлевает все, что случайно попадает в их поле зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Отсюда грубые нарушения внимания, склонность "невидящим" взглядом скользить без интереса по окружающим   лицам   и   предметам,   бесцельные   движения,   длительная   неспособность овладеть   навыками   самообслуживания   и   главное   ­   длительная   задержка   формирования самосознания, комплекса "Я", что сказывается в склонности говорить о себе в третьем лице, в подражательности речи и действий и др. Важно еще раз  подчеркнуть, что при настойчивой стимуляции удается заставить этих детей "собраться", "мобилизоваться" и дать   более   или   менее   правильные   ответы   на   вопросы   или   проявить   более   или   менее адекватные эмоциональные реакции. В   силу   специфики   данного   нарушения   развития   необходимы   особые   принципы обучения   навыкам   самообслуживания   и   бытового   поведения   аутичного   ребенка, учитывающие   его   общие   и   индивидуальные   особенности.   Коррекционная   работа направлена,   главным   образом,   на   развитие   эмоционального   контакта   и   взаимодействие ребенка   со   взрослым   и   со   средой,   аффективное   развитие,   формирование   внутренних адаптивных механизмов поведения, а это, в свою очередь повышает общую социальную адаптацию   аутичного   ребенка,   что   является   самым   главным   и   очень   важным   в   работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей. В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная   роль   по   развитию   и   подготовке   аутичного   ребенка   к   жизни.   Эффективность методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».

«Психолого-педагогическая диагностика раннего детского аутизма».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019