СТАТЬЯ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ»
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К.С. Аксаков.
Воссоздание этого мира идет всю жизнь, но особенно важны первые годы жизни, когда ребенок - исследователь и первооткрыватель, прилежный ученик и самый мудрый учитель.
Качественный скачок, который совершает малыш за первые три года жизни, столь значителен, что некоторые психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от
момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.
Как помочь любознательному малышу? Что ребенок умеет говорить в один, два, три года и как с ним играть? На эти вопросы я и постараюсь ответить.
Прежде всего, никаких специальных «усаживаний» за занятия: ребенок может сидеть, прыгать, лежать на ковре, гулять с вами по парку. Вы просто наблюдайте за малышом, читайте книжки, чаще беседуйте и играйте с ним. Жизнерадостность малыша и его постоянное желание постигать все новое подскажет вам, что вы на правильном пути.
Основные показатели развития речи детей до 3-ех лет.
Возраст |
Развитие речи вашего малыша
|
1-1,5 мес. 3- 4 мес. 5 мес. 7 мес.
8 мес. 11 мес. 1г.- 1г.3 мес.
1г.3 мес.- 1г.6 мес.
1г. 10 мес.- 2г. 1 мес.
2г. 1мес.- 2г. 6 мес.
З года
|
- улыбается всем, кто с ним общается - Смеется очень громко и заливисто; - Гулит (будто воркует голубок) - «Поет песенки» из гласных а-а-а ,о-о-о, у-у-у; из гласных ии и согласных а-га, а-ги, а-гу. - Повторяет сочетания звуков ма-ма-ма, па-па-па, дя-дя-дя - Произносит первые слова «мама,папа,дай» - «Напевает» знакомые мелодии, говорит до 10 слов «баба, ам, бух, пить,ко-ко(курица), ав-ав(собака), может выполнить простые поручения: « Принеси бутылочку», «Положи куклу спать». - Активно использует мимику и жесты, рассказывает сказки на «своем» языке, произносит слова с одинаковыми слогами «дя-дя, га-га, ля-ля, ва-ва» Словарный запас может составлять до 40 слов. - Словарный запас достигает 60 слов, появляются первые фразы: «Катя бай-бай» (Катя спит) «Мама пишла» (Мама пришла.) «Саса аесый масик» (Саша хороший мальчик), «Дай каську». (Дай кашку). - Выплескивает большое разнообразие эмоций, очень выразите- лен в мимике. Многосложные слова произносит, но часто пропус- кает слог: «кокольчик»(колокольчик), «салет» (самолет), «титик» (кирпичик). Придумывает слова: «мазелин»(вазелин), «мокрес»(компресс) «копалка»(лопатка), «кранстуктор»(конструктор)
Чаще называет цвет, свойства, качества предметов (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий) - Ярко-окрашенная эмоциональная речь сопровождается мимикой и жестами. Правильно произносит большинство согласных звуков за исключением шипящих и р,л ( «сюба,тю- ба»-шуба, «зюк,дюк» – жук, «тяй»-чай, «люк» – лук, «лепа» – репа, «ляк»-рак, «лядио» –радио). - в малознакомых словах переставляет, искажает, пропускает слоги: «пигин»(пингвин), «васипед»(велосипед), «батуретка» (табуретка). - произносит предложения до 5-8 слов: «Я оделя касивое патье, потому сьто паздник». (Я одела красивое платье, пото- му что праздник). Составление сложных предложений – важное достижение в речевом развитии ребенка. |
Безусловно, все эти показатели – условный эталон нормы. У кого-то из детей речь более совершенна, у кого-то менее. Но если задержка психического и речевого развития сущест- венна, вам следует обратиться к специалистам. Помните, что своевременно оказанная ма- ленькая помощь поможет избежать больших неприятностей в будущем. Итак, для трехлетнего малыша вполне закономерно несовершенство произнесения неко- торых звуков, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах. Но ваш малыш стремится общаться, выражать свои мысли, чувства, эмоции. Может воспринимать не- большие по объему сказки, отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако со- держание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша. Что читать? До 7-8 мес. Для ребенка важен эмоциональный фон прочитанного. Поэтому, даже если вы читаете поваренную книгу или телепрограмму на неделю, пусть это звучит как удивительная сказка с хорошим концом. Но гораздо проще читать русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Три мед- ведя», «Заюшкина избушка», стихотворения А.Барто «Игрушки», сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Краденное солнце», «Телефон», «Тараканище», В.Сутеева «Кораблик», «Три котенка», «Петух и краски», С.Маршака «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», рассматривать книжки-картинки о временах года, животных, явлениях природы. Доказано, что речь «спрятана» в кончиках пальцев, поэтому для развития предложите ма- лышу такие игры: - выложи из кубиков домик, башенку, дорожку, диван и т.д. - слепите из пластилина шарик, морковку, баранку, яблоко … - наведите порядок в шкатулке с пуговицами – разложите их в ячейки, используя короб- ку из-под конфет.(эта игра проводится под строгим наблюдением, т.к. мелкие предметы опасны из-за возможного их вдыхания в легкие. Однако именно мелкие предметы лучше всего развивают тонкие движения пальцев) - из счетных палочек выложите домик, дорожку, ворота, будку для собаки, лодочку, рыб- куб флажок, грибок, елочку, лопатку… - хвалебную оду можно пропеть таким замечательным игрушкам, как пирамидки и мат- решки. Эти незатейливые игрушки развивают у детей логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, планирование действий. Итак, следите за развитием малыша, постепенно усложняйте задания. Благодаря ваше- му участию и вниманию малыш будет более успешно постигать окружающий его мир. |
учитель-логопед Утвенко С.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.