Первые шаги к речи. Методическое пособие для учителей и родителей. Часть 1. Для детей с недостатками слуха

  • Домашнее обучение
  • Карточки-задания
  • Памятки
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Рабочие тетради
  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первые шаги к речи. Методическое пособие для учителей и родителей. Часть 1. Для детей с недостатками слуха
Иконка файла материала Первые шаги к речи-1.docx

 

 

Дорогие родители!

 

Данное  практическое пособие поможет Вам   в развитии  первых навыков  произношения  звуков речи и мышления Вашего ребенка. Помните, что  с Вашей помощью  ребенок  может  достичь положительных результатов в своем развитии.  Предлагаемые   различные упражнения помогут   сделать  первые шаги на пути к овладению речью .Занятия  должны проводиться  в доброжелательном настроении, систематически, но не более чем 15 -20 минут ежедневно. Играйте с ребенком, общайтесь с ним , помогите    ребенку войти в прекрасный мир звуков и речи.  Успехов Вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое объединение  учителей – дефектологов  школы – интерната  № 27 города Пятигорска.

 

 

Выполняйте ежедневно упражнения на дыхание :

 

1.   Глубокий вдох через рот – выдох через нос.

2.   Глубокий  вдох через нос – выдох через рот .

3.    Надувайте щеки и выталкивайте воздух через рот.

4.    Надувайте щеки   и выдыхайте воздух сначала  из правой щеки , потом из левой .

5.    Положите ватку на нос  ребенка . Пусть дует на ватку, сдувая её с носа.

6.    Сдувайте маленькие кусочки бумаги с ладони.

7.    Пускайте мыльные пузыри.

8.    Дуйте на  нитку., держа её  пальцами рук на весу.

9.    Дуйте   на легкие пластмассовые шарики, они могут лежать на ладони или на столе .

10.     Наберите в стакан воды, вставьте  в стакан с водой трубочку. Пусть ребенок дует в трубочку , делая волны   из воды .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняйте упражнения для рта, губ, языка.

 

1.   Вытяните губы вперед

2.   Растяните губы в улыбке .

3.   Поднимите кончик языка  наверх  за верхние губы рта.

4.    Рот широко открыть, высунуть язык. Язык сильно высунуть вперед,  напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально  выдвигать вперед и убрать в глубь рта . двигать языком медленно 15 раз. Опустите язык как можно ниже , доставая до подбородка.

5.   Высунуть широкий язык. Боковые края языка  прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд Сверните язык в трубочку.

6.    Сделайте  упражнение « Лопатка». Широкий язык  высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10- 15 секунд

7.    Оближите  губы круговым движением языка. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык  в глубь рта . повторить 15 раз.

8.    Пощелкайте языком. Упражнение « Лошадка»

9.    Кончиком языка водите  вправо и влево к уголкам рта.

10.             Втяните губы внутрь рта.

 

 

 

 

 

Выполняйте упражнения на  произношение  звуков речи.

На первом этапе  -  это звуки:  а, о, у, и, м, в, п.

 Произнесите длительно  :

А_______________

О_______________

У_______________

И_______________

А____О______У___

И_______________

О_____У______И___

М________________

В_________________

М________А_______

В________А________

В_________о_______

В___О____В____А___

ВО____ВА_____МА___МА___ ВА____ВА___

П       П        П       П  ( звук глухой, без голоса)

 ПА______ПА______

А____М_____А______

О____М____У_____М_______И______А______

Произнесите все , что написано выше с помощью фонетической ритмики.

А - руки вверх.                         И – руки  наверх и чуть

О – руки в стороны                      в сторону .

У – руки вперед

М -  руки к щекам  .            В – руки  вперед  от губ рта .

 

 

 

 

Учите ребенка различать неречевые звуки.

 

1.    Игра « Что звучит?»( барабан, погремушка, бубен, колокольчик, хлопанье в ладоши, стук  молоточка по столу ) Игра проводится много раз, пока ребенок не научится различать  звучание того или иного предмета, действия.

 

2.    Различение  количества  ударов . Сколько раз  били в барабан?  Сколько раз  хлопнули в ладоши?

 

3.    . Различение громкости звучание предметов . Тихо. Громко .

 

4.    Игра « Что в коробочке ?»

 Ребенку дается послушать, как звучат спрятанные в коробке : конфеты, горох, пуговицы и т д .  Ребенок слушает и показывает, с чем была коробка.

 Помните, что количество звучащих предметов  увеличивается постепенно. Не давайте  ребенку слушать сразу большое количество предметов.

 

5.    Игра « Что в мешочке ?» ( Там:  «би – би , у-у-у, ав- ав  )

 

 

 

 

 

 

 

 

Учите  ребенка слушать и произносить речевые звуки.

                         у – у – у - у

 

                          ав – ав - ав

                           ту- туууууу

 

                         мяу - мяу

 

                          му- му - уууу

 

                       би - би - би

                          ИА – ИА

 

 

Учите детей произносить первые простые слова.

 

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:2z7US48fSxTKfM:http://www.stroysovety.ru/images/creative.jpg                                 дом

 

 

                                          Вова

 

                                                Вава

                                               мяч

                                                  стул

                                               стол

 

 

                                            мама

 

                                                папа

 

 

                                            ляля

 

 

                                              семья

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики, двигательной активности  и мышления.

Учите детей :

 

1.   Катать шарики, колбаски  из пластилина.

2.   Складывать разрезные картинки .

3.    Складывать пирамидку.

4.   Раскладывать предметы по цвету.

5.    Чертить  ровную линию на листе бумаги.

6.    Рисовать кружочки, ставить точки в кружках.

7.   Учите детей слушать и угадывать, произносить звуки соответственно  картинке. 

Произносить звук  соответственно  определенному цвету:

 красный – звук  А

 синий – звук  У

 желтый – звук  О  и т . д .

8. Раскладывать  кубики по цвету.

9.  Определять количество предметов : много, мало

10. Определять размеры предметов: большой , маленький.

11.  Произносить звуки  ( А, О, У, И, )  в движении . 

12 . Произносить звуки (А, О , У , И,) с хлопками.

13.  Учить детей определять  погодные явления : холодно, тепло

 


 

Скачано с www.znanio.ru