Дорогие родители!
Данное практическое пособие поможет Вам в развитии первых навыков произношения звуков речи и мышления Вашего ребенка. Помните, что с Вашей помощью ребенок может достичь положительных результатов в своем развитии. Предлагаемые различные упражнения помогут сделать первые шаги на пути к овладению речью .Занятия должны проводиться в доброжелательном настроении, систематически, но не более чем 15 -20 минут ежедневно. Играйте с ребенком, общайтесь с ним , помогите ребенку войти в прекрасный мир звуков и речи. Успехов Вам!
Методическое объединение учителей – дефектологов школы – интерната № 27 города Пятигорска.
Выполняйте ежедневно упражнения на дыхание :
1. Глубокий вдох через рот – выдох через нос.
2. Глубокий вдох через нос – выдох через рот .
3. Надувайте щеки и выталкивайте воздух через рот.
4. Надувайте щеки и выдыхайте воздух сначала из правой щеки , потом из левой .
5. Положите ватку на нос ребенка . Пусть дует на ватку, сдувая её с носа.
6. Сдувайте маленькие кусочки бумаги с ладони.
7. Пускайте мыльные пузыри.
8. Дуйте на нитку., держа её пальцами рук на весу.
9. Дуйте на легкие пластмассовые шарики, они могут лежать на ладони или на столе .
10. Наберите в стакан воды, вставьте в стакан с водой трубочку. Пусть ребенок дует в трубочку , делая волны из воды .
Выполняйте упражнения для рта, губ, языка.
1. Вытяните губы вперед
2. Растяните губы в улыбке .
3. Поднимите кончик языка наверх за верхние губы рта.
4. Рот широко открыть, высунуть язык. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убрать в глубь рта . двигать языком медленно 15 раз. Опустите язык как можно ниже , доставая до подбородка.
5. Высунуть широкий язык. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд Сверните язык в трубочку.
6. Сделайте упражнение « Лопатка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10- 15 секунд
7. Оближите губы круговым движением языка. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта . повторить 15 раз.
8. Пощелкайте языком. Упражнение « Лошадка»
9. Кончиком языка водите вправо и влево к уголкам рта.
10. Втяните губы внутрь рта.
Выполняйте упражнения на произношение звуков речи.
На первом этапе - это звуки: а, о, у, и, м, в, п.
Произнесите длительно :
А_______________
О_______________
У_______________
И_______________
А____О______У___
И_______________
О_____У______И___
М________________
В_________________
М________А_______
В________А________
В_________о_______
В___О____В____А___
ВО____ВА_____МА___МА___ ВА____ВА___
П П П П ( звук глухой, без голоса)
ПА______ПА______
А____М_____А______
О____М____У_____М_______И______А______
Произнесите все , что написано выше с помощью фонетической ритмики.
А - руки вверх. И – руки наверх и чуть
О – руки в стороны в сторону .
У – руки вперед
М - руки к щекам . В – руки вперед от губ рта .
Учите ребенка различать неречевые звуки.
1. Игра « Что звучит?»( барабан, погремушка, бубен, колокольчик, хлопанье в ладоши, стук молоточка по столу ) Игра проводится много раз, пока ребенок не научится различать звучание того или иного предмета, действия.
2. Различение количества ударов . Сколько раз били в барабан? Сколько раз хлопнули в ладоши?
3. . Различение громкости звучание предметов . Тихо. Громко .
4. Игра « Что в коробочке ?»
Ребенку дается послушать, как звучат спрятанные в коробке : конфеты, горох, пуговицы и т д . Ребенок слушает и показывает, с чем была коробка.
Помните, что количество звучащих предметов увеличивается постепенно. Не давайте ребенку слушать сразу большое количество предметов.
5. Игра « Что в мешочке ?» ( Там: «би – би , у-у-у, ав- ав )
Учите ребенка слушать и произносить речевые звуки.
у – у – у - у
ав – ав - ав
ту- туууууу
мяу - мяу
му- му - уууу
би - би - би
ИА – ИА
Учите детей произносить первые простые слова.
дом
Вова
Вава
мяч
стул
стол
мама
папа
ляля
семья
Развитие мелкой моторики, двигательной активности и мышления.
Учите детей :
1. Катать шарики, колбаски из пластилина.
2. Складывать разрезные картинки .
3. Складывать пирамидку.
4. Раскладывать предметы по цвету.
5. Чертить ровную линию на листе бумаги.
6. Рисовать кружочки, ставить точки в кружках.
7. Учите детей слушать и угадывать, произносить звуки соответственно картинке.
Произносить звук соответственно определенному цвету:
красный – звук А
синий – звук У
желтый – звук О и т . д .
8. Раскладывать кубики по цвету.
9. Определять количество предметов : много, мало
10. Определять размеры предметов: большой , маленький.
11. Произносить звуки ( А, О, У, И, ) в движении .
12 . Произносить звуки (А, О , У , И,) с хлопками.
13. Учить детей определять погодные явления : холодно, тепло
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.