Дата:
Предмет: русский язык
Класс: 9
Учитель: Шакирова Ф.Г.
Тема урока: Русский язык — национальный язык русского народа, форма выражения национальной культуры
Цели урока: расширить представление учащихся о значении русского языка; позна- комить с функциями русского языка как одного из мировых языков; развить умение со- ставлять цитатный план текста; научить формулировать тезис, общий для нескольких тек- стов; развивать устную речь учащихся.
Личностные УУД. Развитие морального сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Выделение главной информации. Свёртывание информации до ключевых слов. Переработка информации в форму цитатно- го плана. Построение рассуждения. Сравнение суждений, выделение их общих признаков. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи. Умение вести диалог. Взаимо- действие со сверстниками и с преподавателем.
I. Вступительное слово учителя. Эмоциональный зачин.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль.
И долговечней царственное слово. (А. Ахматова)
– Как вы понимаете последнюю фразу поэта?
– В каком значении употреблено слово «слово»? Какие ещё поэтические афоризмы с этим словом вы можете вспомнить?
– «Переведите» поэтическую мысль Ахматовой на язык прозы, запишите предложе- ние, в котором будет отражено основное содержание строфы.
– Сопоставьте эту строфу Ахматовой с её словами, написанными в 1941 году (стихо- творение «Мужество»): «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».
1. Анализ основного понятия, вынесенного в тему урока, продолжается с опорой на определение, данное русскому языку А. Ахматовой:
– Почему поэт называет русское слово «великим»?
– Какие синонимы к этому определению вы можете подобрать?
– Какие факты, подчеркивающие значительный статус русского языка, вам известны?
2. Работа с упр. 1 начинается с чтения, выделения основных фактов, расширяющих представление учащихся о функциях русского языка в мире, определения значения слов ООН, ЮНЕСКО; затем повторяются понятия, связанные с умением проводить информа- ционную обработку текста: ключевые слова, цитата, цитатный план.
Составление цитатного плана заканчивается взаимопроверкой выполненной работы.
В словари записываются слова ООН, МОК, МВФ, ОДКБ, МАГАТЭ и полное наиме- нование каждой из этих организаций. Обращается внимание на правильную запись этих имён собственных: только в названии Организации Объединённых Наций все слова пи- шутся с заглавной буквы.
– *Сколько всего у ООН официальных языков? Перечислите их.
Официальными языками ООН являются шесть мировых языков: английский, француз- ский, русский, китайский, испанский и арабский.
Это интересно. С 2010 года ООН ввела празднование дней официальных языков.
Днём русского языка является 6 июня – день рождения А. С. Пушкина.
– Почему именно эта дата выбрана Днём русского языка?
3. Содержательный анализ текста – характеристики достоинств русского языка, при- надлежащей А. С. Пушкину (текст записывается, в процессе записи осуществляется его лексический комментарий, объясняются значения слов словесность, лексикон, гармония, а также устаревшие формы слов избавя и заемлет).
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему за- коны обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение
речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и пра- вильность. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова. 1825).
– Какие факты русской истории и культуры нашли отражение в этих пушкинских сло- вах?
– Почему влияние именно греческого языка сказалось на развитии русской словесно- сти?
– Выпишите слова, которыми определяет Пушкин свойства русского языка.
4. Работа с упр. 2.
– Дополните записанные характеристики и сделайте вывод о том, какая мысль объ- единяет все данные в упражнении тексты и суждение А. С. Пушкина.
– Объясните значение понятий новые языки и классические языки.
Чтение и обсуждение текста Л. В. Щербы (упр. 4).
Дополнительно к указанным заданиям учащиеся повторяют понятие литературный язык, находят примеры употребления в тексте высокой лексики (в том числе активно ис- пользуемые суперлативы – прилагательные в превосходной степени) и сниженных слов, выделяют используемые автором приёмы повторов, находят параллелизм, вопросно- ответное построение текста, другие приёмы, способствующие повышению эмоционально- сти высказывания.
Работу можно завершить небольшим сочинением «Слово о русском языке» или мини- беседой:
– С каким чувством относятся к русскому языку те деятели науки и культуры, с суж- дениями которых вы познакомились на уроке?
– Каково отношение к русскому языку представителей других народов?
– Какое место занимает русский язык среди других языков мира и почему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.