Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
«Проблема усвоения слов с
непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных
классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить
практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и
эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать
ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной
проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления
нового слова.
3. Работа иногда проводится формально
однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса,
который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и
взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно
проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны
расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник,
президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери словечко»
(учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово
и проставляют ударение. Например дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал
или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).
Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу творческие
диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например:
1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг);
2. Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен);
3. Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей);
4. Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. (Афиша).
Или игра «Лингвистическое
лото» (в карточках лото написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель
читает толкование, дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово) и приём
«Одно из двух»(даются предложения, где пропущено слово. Предлагается два
варианта слов. Учащимся необходимо выбрать нужное.) Например:
Долго плутали мы в (тёмном, мрачном) лесу. Наконец набрели на (старую, ветхую)
избушку. (Оглушительный, громкий) выстрел разорвал тишину.
Виды словарной работы:
Картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты "Проверяю себя", устный диктант, контрольный диктант;
Загадки;
Дописывание стихотворений словарными словами;
Подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой;
Запись пропущенных букв и составление предложений со словами;
Запись слов по темам, видовым признакам;
Определение словарных слов в предложениях, стихотворениях;
Преобразование слов;
Этимологические справки по изучаемым словам;
Работу с орфографическим словарём.
Для выработки навыка правописания словарных слов можно использовать работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы:
На доске написаны слова с пропущенными безударными буквами. Учитель показывает на место гласной, обучающиеся поднимают карточку с нужной гласной.
Учитель показывает обучающимся карточку с гласной, обучающиеся называют слова, в которых она пишется.
Учитель называет слова с безударными непроверяемыми гласными, обучающиеся поднимают карточки с нужными гласными. Можно проводить комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий за первой партой. Он называет любое изученное слово, объясняет значение (если затрудняется, то на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. Все записывают это слово в тетрадях, проставляя ударение, подчёркивая гласную. И так каждый ученик по очереди называет своё слово.
Подбор и
запись слов синонимов и антонимов Одним из эффективных приемов словарно
– орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и
противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися слов,
как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами. Например,
учащимся предлагается работа на подбор и запись синонимов к существительным
Отечество, метель, граница. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них
непроверяемые гласные: Отечество – Родина, Отчизна; Граница – рубеж, межа,
край, предел; Метель – вьюга, буря, пурга. Предлагаются аналогичного типа
задания и на подбор антонимов. Например, при изучении глагола учащиеся по
заданию учителя подбираю и записывают: Работать – отдыхать, праздновать; Мешать
– помогать, пособлять. Аналогичные задания могут предлагаться и при изучении
других частей речи. Составление предложений с данными словами Этот вид
работы используется в начальной школе достаточно широко. Он способствует
закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению
синтаксического строя речи. Например, учащимся предлагается составить
предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся
составляют и записывают предложения, например: К каждому абзацу текста мы
подобрали заголовок. Мой брат служит матросом на подводной лодке. В нашем лагере
было весело. Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе всегда чисто.
Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
v Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.
v Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.
v Применять тренировочные упражнения.
v Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.