Сценарий внеклассного познавательного занятия
по теме: Птицы Малой Родины (I часть)
3 класс
Автор: воспитатель, Майсей Елена Владимировна
ГОБОУ Мурманская КШИ № 3
Пояснительная записка
Природа родного края: сопки, леса реки, озёра, животный мир - для ребят есть их малая родина. Ребятам необходимо помочь получить знания о родном крае, сформировать способность понимать и любить природу и бережно относиться к ней.
Разрабатывая цикл занятий, преследую цель в познавательно – развлекательной форме прививать любовь к родному краю; формировать чувства эмоциональной близости с миром живой природы.
Эти знания ребята получают на системных внеклассных познавательных занятиях экологической направленности.
Цель: формировать познавательный интерес к окружающей среде;
Задачи:
- расширять представления о птицах; о многообразии их видов;
- знакомить с интересными фактами;
- учить приёмам культуры общения;
- формировать представления об осёдлых и перелётных птицах;
- знакомить с представителями «Красной книги»;
- формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы;
- развивать диалогическую речь;
- развивать память, внимание, мышление;
- активизировать активный и пассивный словарь, наполнение словаря;
- воспитывать нравственные качества: гуманное отношение к птицам;
- воспитывать любовь к окружающему миру, природе.
Материалы и оборудования:
- мультимедийное устройство, презентация «Птицы Малой Родины», алгоритм рассказа о птицах, живущих на Севере, д/з: просмотр интерактивного видео «Экологическая тропа»
Методы работы:
- беседа; творческие задания, дидактическая игра.
Формы работы:
- групповая, парная, индивидуальная.
Словарь новых слов: ржанкообразные, пластинчатоклювые, дятлообразные, , весенние и осенние пролёты, времена кочёвок, чирок-свистунок.
Словарь: воробей, синица, утка, чайка, дятел, ворона, клёст, лебедь и др.
I часть.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Наше занятие – путешествие будет проходить не по странам, не по городам, а по отрядам. Да! Да! Да! По отрядам. А что это за отряды мы узнаем, отгадав загадки.
В лесу, под щебет, Звон и свист, Стучит лесной телеграфист: "Здорово, дрозд, приятель!" И ставит подпись ...(дятел)
|
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст)
|
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
|
Вы догадались, о чём пойдёт речь на занятии? (ответы ребят) Совершенно верно, мы будем говорить о птицах, обитающих в наших краях. Мы ответим на вопрос: Какие птицы живут в Мурманске и Мурманской области?
Основными обитателями Кольского полуострова являются птицы.
В настоящее время список птиц Мурманской области включает 270 видов. Из них 178 видов гнездятся на территории области. 71 вид залетает в наши края. Остальные встречаются либо в период весенних и осенних пролётов, либо во времена кочёвок. Познакомимся с ними ближе.
Все зарегистрированные в Мурманской области птицы делятся на отряды. Открывают парад птиц Отряд Ржанкообразные (60 видов) - с характерным обликом куликов, чаек, чистиков.
Посмотрите на яркую палитру оперенья представителей отряда: чайка морская, полярная крачка (знайте, полярная крачка абсолютный чемпион по длине перелётов), тупик чернозобик.
Птицы гнездиться на скалистых берегах. Гнезда располагаются рядом, что приводит к шуму, гвалту. Это скопление птиц получило название птичьих базаров.
Следующий отряд - Отряд Пластинчатоклювые. (33 вида). Знаете как их по другому называют?(ответы ребят) Отряд гусеобразных. Представители отряда птицы средних и крупных размеров с характерным обликом лебедей, гусей, уток. Лебедь-кликун, гуменник, кряква, чирок-свистунок, морянка, лебедь-шипун, широконоска, обыкновенная гага и др.
Самом распространенным видом среди многообразия птиц является Отряд Воробьиные. Мурманск и Мурманская область насчитывает не менее 100 видов представителей отряда воробьиных.
Для большинства птиц характерен прямой клюв умеренной длины. По своему образу жизни птицы связаны с древесной и кустарниковой растительностью. Вот названия только некоторых из них: щур, овсянка, горихвостка, пеночка, славка. Снегирей, синиц, воробьёв мы частенько встречаем на школьном дворе. Так же к отряду воробьиных относятся клёст, жаворонок, свиристель и др.
Окраска оперенья зависит от возраста и пола птиц. Посмотрите на самца и самку белокрылого клёста. Назовите отличия? (ответы ребят)
Знаете ли вы что ворон самый крупный представитель отряда? А самой маленькой птичкой является желтоголовый королёк? Птичка оляпка живёт круглый год на воде? Знаете, от чего зависит окраска оперенья птиц? (ответы ребят) Как вы думаете, почему зяблика прозвали «пленник» леса? А кого ещё называют «пленниками» леса? (ответы ребят)
Да. Это Отряд Дятлообразные (6 видов). Характерной чертой всех дятлов является приспособленность к жизни на деревьях. Их отличительной особенностью является привычка стучать клювом по коре деревьев. Эти постукивания клювом используют как средство связи для обозначения территории владения. Для добывания насекомых, живущих в стволах деревьев, и служащих птицам пищей. При постукивании клювом по стволу деревьев выдалбывают дупла для обустройства гнезд. Кто- то видел дятла или слышал стук по дереву находясь в лесу? (ответы ребят)
Воспитатель:
Ребята, сделаем привал. Предлагаю собрать воедино вашу фантазию, полученные знания и умения работы с карандашами, красками, бумагой и пластилином. Выполните творческое задание: нарисуйте понравившегося представителя из любого отряда птиц. Может кто – то сделает поделки в технике «оригами» или аппликации, или пластилинового представителя. В выборе изобразительных средств вы не ограничены.
Рефлексия:
Вы справились с заданием. Посмотрите на свои рисунки, поделки. Скажите себе спасибо! (ребята себе в ладоши)
Наше увлекательное познавательное путешествие продолжится на следующем занятии. Повторим, с представителями, каких отрядов птиц мы встретились? Что нового вы узнали? Понравилось занятие? Для расширения ваших познаний о красоте нашего края, даю вам ссылку на интерактивное видео «Экологическая тропа». Инструкция прилагается. Спасибо за внимание!
Содержание презентации
№ п/п слайда |
Содержание слайдов |
1 |
тема:: Птицы Малой Родины |
2 |
Цель. Расширение представлений о птицах Кольского полуострова; Задачи: |
3 |
Анонс представленной информации |
4 – 6 |
Отряд Ржанкообразные (60 видов) |
7 - 10 |
Отряд Пластинчатоклювые(33 вида) |
11 |
Информационный слайд: |
12 - 19 |
Отряд Воробьиные. |
20 |
Отряд Дятлообразные (6 видов). |
Интернет – ссылки:
https://www.kandalaksha-reserve.org/foto_gallery/photo_birds.htm - кандалакшский заповедник.
https://apus.ru/site.xp/049051054054053.html - птицы Кольского полуострова
https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_sinitse_detyam/ - о синицах
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Отряды_птиц – отряды птиц
https://multiurok.ru/files/zagadki-pro-ptits.html - загадки о птицах
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.