Сценарий Пушкинского
бала в начальной школе
разработала Иноземцева А.В.
учитель начальных классов
(Звучит музыка «Экосеза» П.И.Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»). Гости, участники бала входят в зал и рассаживаются.
ведущий Я свечи зажигаю и молчу
И смотрит мне в глаза волшебный вечер
Рукою тьмы, притронувшись к плечу,
Впервые бала зажигаю свечи…
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость меркнет и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
ведущий Мы открываем наш бал. Сегодня мы отправимся в пушкинское время. Бал — это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века. Бальный сезон начинался поздней осенью. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка и праздничное сияние…
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца, с гулом разговоров …
ведущий Наш бал посвящаем А.С.Пушкину.
Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия.
Слушаем стихи в исполнении учеников 1- 2 классов
Эти стихи так прекрасны, что и не скажешь, какое лучше. В любом случае они приносят наслаждение и музыку.
ведущий Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр! Посещал Пушкин музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.
ведущий Я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть в «бал». Милые дамы (обращается в сторону девочек), уважаемые кавалеры (поворачивается в сторону мальчиков). Приглашаю вас на бал!
Вальс с цветами исполняют учащиеся 3 класса
ведущий В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин так описывает картину начала придворного бала: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт… Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием…»
ведущий А давайте, и мы попробуем обыграть эту сцену под музыку.
ведущий Рука в руке. Как тихо кружатся снежинки.
В снегу деревья- всё как будто напоказ В глазах растроганных слезинки..
Ах,этот танец… Милый танец падеграс.
Падеграс дамы и господа! в исполнении учащихся 3,4 классов
ведущий Господа, давайте поиграем!
«Литературные фанты».
Задание: продолжить строчки из произведений А.С.Пушкин.
«Ветер, ветер, ты …» («Сказка о семи богатырях и спящей царевне»).
«У лукоморья …» («Руслан и Людмила»).
«Жил старик …» («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»).
«Три девицы …» («Сказка о царе Салтане…»).
«Жил-был поп …» («Сказка о попе и работнике его, Балде»).
ведущий С удивительно трогательной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.
Стихи Пушкина о зиме читают ученики 3 классов
С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько.
Весёлую танцуя …..польку
ведущий На польку Аннушку приглашаются учащиеся 1-2 классов
ведущий На наш бал прибывают гости.
Входит Царица с зеркальцем. (ученица)
Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).
Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?
Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?
Дети: Ты, конечно.
Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.
ведущий А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню. (клип «Я помню чудное мгновенье»)
Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
ведущий Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?
Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.
Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?
Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?
Дети: Ровно тридцать лет и три года.
Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)
Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?
ведущий Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!
(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)
Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А стихи рассказывать умеете? (Заносчиво): Хочу, чтобы стихи вы для меня рассказали!
ведущий Четвероклассники, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием расскажем стихи Пушкина!
(обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?
Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…
ведущий А наши дети все знают. Спрашивай!
Старуха: А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?
Дети перечисляют: 33 богатыря в «Сказке о царе Салтане…», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».
ведущий Каблук-носок, каблук-носок
Галопом скачем и подскок.
Три хлопка и снова столько-
Покружились это – …..полька.
ведущий На польку приглашаются учащиеся 3-4 классов
Выбегает Бесенок.
Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?
Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)
Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?
Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.
Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!
ведущий За какую плату?
Бесенок: А пусть ребята скажут!
Дети: В год за три щелчка по лбу.
ведущий Всего-то?
Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята! (Дети вспоминают конец сказки.) А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).
Вопросы.
- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом петушке»)
- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье\», - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я исполню, как свою», но шамаханскую царицу не подарил.)
- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)
Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да.)
Царь Салтан и семь богатырей? (Нет.)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)
Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)
Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!
ведущий Быстрый,резвый и весёлый
Дружный топот многих стоп.
В танце скачут как лошадки,
Оттого он и галоп.
Как вагончики по кругу,
Мчатся пары друг за другом.
Веселимся от души-
Все вагоны хороши
И ликуют все сердца- ведь галопу нет конца!
Бесконечный галоп танцуют все.
ведущий А сейчас «Дефиле».
Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит медленная музыка)
В ней все гармония, все диво,- написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.
(Дефиле участниц бала.) Звучит медленная музыка. Девочки проходят круг, демонстрируя свои наряды. После присаживаются на свои места.
ведущий …Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право , нет!
ведущий Вальс дружбы!3-4 класс
ведущий Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения .
ведущий Так в чем же секрет этого танца?
Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей.
И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.
Окончен бал, погасли свечи,
Чудесный получился вечер.
Вот и закончился наш бал.
…Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья…
Приглашаю всех на вальс (вальс Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»
Всего хорошего ! До новых встреч!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.