Пушкинский бал в начальной школе

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В неделю творчества хотелось удивить учеников. Было решено провести бал, но не простой, а связать его с творчеством А.С.Пушкина. Предварительно прочли произведения А.С.Пушкина, нарисовали иллюстрации, выучили танцы,прорепетировали сценки, в которых участвовали родители. Бал удивил и родителей и учителей. Все остались довольны.Внеклассное мероприятие. Содержит викторину,сценки, стихи о танцах. Полезно провести в неделю творчества в начальной школе.
Иконка файла материала Пушкинский бал в начальной школе.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий Пушкинского

бала в начальной школе

 

 

 

 

 

 

разработала Иноземцева А.В.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Звучит музыка «Экосеза» П.И.Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»).  Гости, участники бала входят в зал и рассаживаются.

 

                    ведущий Я свечи зажигаю и молчу

                  И смотрит мне в глаза волшебный вечер

                  Рукою тьмы, притронувшись к плечу,

                  Впервые бала зажигаю свечи…

                Да здравствуют музы, да здравствует разум!

                Ты, солнце святое, гори!

                Как эта лампада бледнеет

                Пред ясным восходом зари,

                Так ложная мудрость меркнет и тлеет

                Пред солнцем бессмертным ума.

                Да здравствует солнце, да скроется тьма!

 

ведущий Мы открываем наш бал. Сегодня мы отправимся в пушкинское время. Бал — это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века.  Бальный сезон начинался поздней осенью. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка и праздничное сияние…

                Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца, с гулом разговоров …

   ведущий  Наш бал посвящаем А.С.Пушкину.

Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия.

Слушаем  стихи в исполнении учеников 1- 2 классов

Эти стихи так прекрасны, что и не скажешь, какое лучше. В любом случае они приносят наслаждение и музыку.

  ведущий Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр! Посещал Пушкин музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.

    ведущий Я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть в «бал». Милые дамы (обращается в сторону девочек), уважаемые кавалеры (поворачивается в сторону мальчиков). Приглашаю вас на бал! 

Вальс с цветами исполняют учащиеся 3 класса

     ведущий  В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин так описывает картину начала придворного бала: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт…  Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием…»

 ведущий А давайте,  и мы попробуем обыграть эту сцену под музыку.

 

ведущий Рука в руке. Как тихо кружатся снежинки.

В снегу деревья- всё как будто напоказ В глазах  растроганных слезинки..

Ах,этот танец… Милый танец падеграс.

Падеграс  дамы и господа! в исполнении учащихся 3,4 классов

 

ведущий Господа, давайте поиграем!

                «Литературные фанты».

Задание: продолжить строчки из произведений А.С.Пушкин.

«Ветер, ветер, ты …» («Сказка о семи богатырях и спящей царевне»).

«У лукоморья …» («Руслан и Людмила»).

«Жил старик …» («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»).

«Три девицы …» («Сказка о царе Салтане…»).

«Жил-был поп …» («Сказка о попе и работнике его, Балде»).

 

ведущий С удивительно трогательной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

Стихи  Пушкина о зиме  читают ученики  3 классов

 

С тобой мы движемся по кругу,

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы нисколько.

Весёлую танцуя …..польку

ведущий На польку Аннушку приглашаются учащиеся 1-2 классов

 

ведущий На наш бал прибывают гости.

Входит Царица с зеркальцем. (ученица)

Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).

Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?

Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?

Дети: Ты, конечно.

Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.

 ведущий А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню. (клип «Я помню чудное мгновенье»)

   Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

ведущий Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?

 

Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?

Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?

Дети: Ровно тридцать лет и три года.

Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)

Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?

ведущий Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!

(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)

Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А стихи рассказывать умеете?   (Заносчиво): Хочу, чтобы стихи вы для меня рассказали!

ведущий Четвероклассники, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием расскажем стихи Пушкина!

(обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…

ведущий А наши дети все знают. Спрашивай!

Старуха: А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?

Дети перечисляют: 33 богатыря в «Сказке о царе Салтане…», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».

ведущий Каблук-носок, каблук-носок

Галопом скачем и подскок.

Три хлопка и снова столько-

Покружились это – …..полька.

ведущий На польку приглашаются учащиеся 3-4 классов

 

Выбегает Бесенок.

Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?

Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)

Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?

Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!

ведущий За какую плату?

Бесенок: А пусть ребята скажут!

Дети: В год за три щелчка по лбу.

ведущий Всего-то?

Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята! (Дети вспоминают конец сказки.) А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).

Вопросы.

- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом   петушке»)

- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье\», - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я исполню, как свою», но шамаханскую царицу не подарил.)

- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?  («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)

    Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.

    Князь Гвидон и злая мачеха?                    (Нет.)

    Царь Дадон и шамаханская царица?       (Да.)

    Царь Салтан и семь богатырей?              (Нет.)

    Королевич Елисей и мертвая царевна?   (Да.)

   Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)

Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!

ведущий Быстрый,резвый и весёлый

Дружный топот многих стоп.

В танце скачут как лошадки,

Оттого он и галоп.

Как вагончики по кругу,

Мчатся пары друг за другом.

Веселимся от души-

Все вагоны хороши

И ликуют все сердца- ведь галопу нет конца!

Бесконечный галоп танцуют все.

 

ведущий А сейчас «Дефиле».

Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит медленная музыка)

В ней все гармония, все диво,- написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.

(Дефиле участниц бала.) Звучит медленная музыка. Девочки проходят круг, демонстрируя свои наряды. После присаживаются на свои места.

   

 

ведущий …Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

 

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право , нет!

ведущий Вальс дружбы!3-4 класс

 

 ведущий Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения .

   ведущий Так в чем же секрет этого танца?

Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей.

И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.

 

Окончен бал, погасли свечи,

Чудесный получился вечер.

 

Вот и закончился наш бал.

…Веселый вечер в жизни нашей

Запомним, юные друзья…

 

Приглашаю всех на вальс (вальс  Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»

Всего хорошего ! До новых встреч!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://dndz.tv/image_add/34567.jpg