Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы. Предназначено для учащихся первой и второй ступени общего среднего образования. Содержит карты-схемы с различными заданиями.
Кто хочет прогуляться по саду Загадок, очутиться на поляне Сказок, пройтись по аллее Басен, посетить театр и принять участие в соревнованиях, добро пожаловать в лингвопарк "Жанры речи"!
Карты-схемы с заданиями для путешествия по лингвопарку.doc
Путешествие по лингвопарку «Жанры речи»
(в рамках Недели русского языка)
Картасхема команды «Тучки»
1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и
она приведёт вас к победе.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С дикого севера в сторону южную
Кто автор этих строк? (Лермонтов)
2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове. (99) Найдите класс,
порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков. (4
й) Там вас ожидает новое испытание. Помните, нужно строго придерживаться
инструкций картысхемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки.
И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду!
3.Откройте двери класса, не входите пока в него. Потопайте сначала ногами
столько, сколько будет равна разница между годами жизни А.Пушкина и
М.Лермонтова (вспомни, сколько лет прожил Пушкин, сколько Лермонтов, и
вычисли разницу) (11 раз) (38 и 27)
4.Доверьте вход в класс капитану. Пусть капитан проделает (посчитайте
сколько шагов: «Летело 5 гусей, 15 уток, 4 журавля. Летели долго, гуси на юг,
утки на север. А журавли присели отдохнуть. С ними и 3 гуся. Сколько полетело
гусей на юг?) 5 ПРЯМО, пять раз повертится вокруг себя, повернётся налево,
сделает один гусиный шаг. Ты видишь задание? Читай его.
«…Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её. «Постой,
Отвечает ветер буйный,
…
Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая
царевна. 5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс) с указателем
того, куда нельзя в одну и ту же дважды войти (указатель – речка, 6 класс).
Нашли это место? Замечательно!
6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна
… Там над речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
7.Составьте как можно больше рифм по начатому:
Речка – печка – гречка – свечка – течка – овечка …
8.Вернитесь в 4й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу справа от
доски на странице 7х7 (49) и найдите по 2 примера на каждую часть речи.
Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями.
Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там.
Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны
знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве
Русского языка.
О ком или о чём написаны следующие строки?
1. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица! (Об Айболите)
2. В Африке разбойники,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3. Та – бежать
В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр»)
Отгадай!
1.С хитрым «иксом» я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задаёт он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое «икс» + «р»? (Риск)
2.Думал я весь день вчера,
Что такое «икс» + «ра»?
(Искра)
3.Подсказал мне Костин брат,
Что такое «икс» + «рат»?
(Старик)
4.Догадался я без брата,
Что такое «икс» + «рата»?
(Актриса)
5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра»
То с бензином, то пуста.
(Канистра)
Запомни: все буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но только, конечно, в порядке ином!
Слова притаились, но мы их найдём?
ЛипкаПилка
АтласСалат
ВолосСлово
КручаРучка
РифмаФирма
КулакКукла
Выполнили задание? Молодцы!
9.А теперь отправляйтесь в королевство Русского языка. Найдите домик с
таким разделом русского языка, который изучает трудные места для написания.
(Орфография) В нём спрятано задание.
Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его.
В гостях у сказки…
1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
Жарптица
2. Кто перевоспитал почтальона Печкина?
Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин
3. Назовите друзей Буратино?
Мальвина, Пьеро, Артемон
4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»?
Машенька, сказка «Маша и медведи»
5. На чём совершал путешествие за мёдом ВиниПух? На воздушком шаре
Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным
чудесам
Гуслисамогуды – магнитофон
Ступа – ракета
Чудозеркальце –телевизор
Сапогискороходы – автомобиль
Волшебный клубок компас
Выполнили?
10.Тогда возвращайтесь в Королевство Русского языка. Получите там
последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу! Задание «Сказка –
ложь, да в ней намёк…»
Путешествие главных членов предложения
Сказка
Задание: вставить слова на месте пропусков так, чтобы не «испортить» сказку,
заполнить таблицу; распределить роли и подготовиться к инсценировке
нём
в
Выходит автор, Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет».
Автор: В одной огромной стране Синтаксис, в районе Предложения, жилибыли
два мальчика: Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет».
Подлежащее: Я – Осень!
Сказуемое: А я – Пахнет.
Автор: Они очень дружили и всегда вместе играли, веселились, но никогда не
выходили за границы своего посёлка, который назывался Нераспространённое
предложение:
только
____________________________________________
Однажды наши друзья решили путешествовать. Собрали самое необходимое и
отправились в путь. Долго ли, коротко ли шли они и наконец увидели небольшой
домик, возле которого сидел мальчик. На его рубашке были вышиты прерывистые
линии.
Появляется _____________
Подлежащее: Кто ты?
Сказуемое: Что ты делаешь?
______________: Я второстепенный член предложения – ___________.
Я обозначаю предмет, на который направлено действие. В предложении я обычно
поясняю ____________ и отвечаю на вопросы _____________________.
Подлежащее: Не понимаю!
жили ____________: А что же здесь непонятного?
Например: Мальчик читает (что?) _________.
Сказуемое: Значит, ты и меня можешь пояснить?
_____________: Конечно. ОСЕНЬ ПАХНЕТ (чем?) ______________.
Подлежащее: Ой! Как интересно! А пойдём вместе с нами путешествовать.
Автор: _____________ собрало все свои вещи (вопросы косвенных падежей), и
новые друзья пошли дальше. Через некоторое время они увидели новый домик и
решили туда зайти. Там тоже жил мальчик, кучерявый и очень красивый. На его
одежде были вышиты волнистые линии.
Появляется ________________ .
Подлежащее: Кто ты?
Сказуемое: Что ты здесь делаешь?
_____________: Я второстепенный член предложения – _____________.
Я обозначаю признак предмета и отвечаю на вопросы ___________________.
Я обычно поясняю тот член предложения, который выражен ________________.
Подлежащее: Значит, ты меня можешь пояснить? Подлежащее ОСЕНЬ выражено
существительным
_____________: Конечно. ОСЕНЬ (какая?) ______________
_____________: А меня ты можешь пояснить? Ведь дополнение «______________»
тоже выражено существительным.
_____________: Могу. ____________ (какими?) ______________.
Сказуемое: (задумчиво) __________ осень пахнет __________ ___________. Мне
нравится! Хочешь с нами вместе путешествовать?
______________: Хочу. И вам будет веселее, и мне интереснее.
Автор: ____________ собрало все свои вопросы, и новые друзья пошли дальше.
Вскоре они повстречали ещё одного мальчика. Его рубашка тоже была красиво вы
шита, но на ней были какието странные точки и чёрточки.
Появляется ______________
Подлежащее: Как тебя зовут?
Сказуемое: Чем ты занимаешься?
_____________: Я второстепенный член предложения – _________________.
Я обозначаю место, _______, ______, образ действия и отвечаю на вопросы где?
когда? ____________________________? Обычно поясняю _________, выраженное
__________.
Сказуемое: Так ты меня можешь пояснить?
______________: Да. ПАХНЕТ (как?) ___________ Подлежащее:
__________ ОСЕНЬ ________ ПАХНЕТ ___________
____________. Как красиво! Давайте дружить и вместе путешествовать: ведь
друзьям всегда веселее и интереснее.
Все: (хором) Давайте!
Автор: С тех пор главные и второстепенные члены предложения очень
подружились и никогда не расставались. Вскоре они узнали, что путешествовали в
той части страны Синтаксис района Предложение, который называется
Распространённое предложение.
А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на некоторые мои вопросы:
* Почему посёлок, в котором остались жить герои сказки, называется Распростра
нённое предложение?
* С какими второстепенными членами предложения познакомила вас сказка?
* Какие члены предложения жили в посёлке Нераспространённое предложение?
Заполните таблицу с «белыми пятнами»
Члены
предложения
Что
обозначают?
Подлежащее
…
Дополнение
…
…
То,
о чём
говорится в
предложении
То, что делает
подлежащее
на
Предмет,
который
направлено
действие
…
Место
…
Причину
какие
На
вопросы
отвечают?
Вопросы И.п.
…
какого
От
члена
предложения
зависят?
…
Вопросы
косвенных
…
Чаще
сказуемого
от
Чем
выражаются
Именем сущ.,
…
Глаголом
(в основном)
…
Именем сущ.,
местоимением,
именем числит.
…
…
Именем прил.,
местоимением,
именем числит.
От
подлежащего
или
дополнения
От сказуемого Чаще …,
Именем сущ.,
другими
частями речи Картасхема команды «Парус»
1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и
она приведёт вас к победе.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Кто автор этих строк? (Лермонтов)
2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове. (99) Найдите класс,
порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков.(4
й) Там вас ожидает новое испытание. Помните, нужно строго придерживаться
инструкций картысхемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки.
И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду!
3.Откройте двери класса, не входите пока в него. Похлопайте в ладоши
столько, на сколько А.Пушкин старше М.Лермонтова (вспомни, когда родился
Пушкин, когда Лермонтов, и вычисли разницу) (15) (1799 и 1814)
4.Доверьте вход в класс капитану. Пусть капитан проделает (посчитайте
сколько шагов: «На яблоне росли 4 яблока, 6 груш, 11 слив и 2 персика. Сорвали 4
груши, 1 персик, а 8 слив съели. Сколько фруктов росло на яблоне? 4 ПРЯМО, пять раз повертится вокруг себя, повернётся направо, сделает два гусиных шага.
Ты видишь задание? Читай его
«…Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её. «Постой,
Отвечает ветер буйный,
…
Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая
царевна.
5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс) с указателем
того, что в песне «Весёлый ветер» обшарил кроме всех морей на свете. (указатель
– гора, 8 класс). Нашли это место? Замечательно!
6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна
… Там над речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
7.Составьте как можно больше рифм по начатому:
Гора – нора – порадыракораигра…
8.Вернитесь в 4й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу слева от
доски на странице 6х8 (48) и найдите по 2 примера на каждую часть речи.
Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями.
Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там.
Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны
знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве
Русского языка.
О ком или о чём написаны следующие строки?
1. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица! (Об Айболите)
2. В Африке разбойники, В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3. Та – бежать
В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр»)
Отгадай!
1.С хитрым «иксом» я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задаёт он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое «икс» + «р»?
(Риск)
2.Думал я весь день вчера,
Что такое «икс» + «ра»?
(Искра)
3.Подсказал мне Костин брат,
Что такое «икс» + «рат»?
(Старик)
4.Догадался я без брата,
Что такое «икс» + «рата»?
(Актриса)
5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра»
То с бензином, то пуста.
(Канистра)
Запомни: все буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но только, конечно, в порядке ином!
Слова притаились, но мы их найдём?
ЛипкаПилка
АтласСалат
ВолосСлово
КручаРучка
РифмаФирма
КулакКукла
Выполнили задание? Молодцы!
9.А теперь отправляйтесь в королевство Русского языка. Найдите домик с
таким разделом русского языка, который изучает буквы и звуки. (Фонетика) В нём
спрятано задание. Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его.
В гостях у сказки…
1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
Жарптица
2. Кто перевоспитал почтальона Печкина?
Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин
3. Назовите друзей Буратино?
Мальвина, Пьеро, Артемон
4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»?
Машенька, сказка «Маша и медведи»
5. На чём совершал путешествие за мёдом ВиниПух?
На воздушком шаре
Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным
чудесам
Гуслисамогуды – магнитофон
Ступа – ракета
Чудозеркальце –телевизор
Сапогискороходы – автомобиль
Волшебный клубок компас
Выполнили?
10.Тогда возвращайтесь в Королевство Русского языка. Получите там
последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу! Задание «Сказка –
ложь, да в ней намёк…»
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.