Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы. Предназначено для учащихся первой и второй ступени общего среднего образования. Содержит карты-схемы с различными заданиями.
Кто хочет прогуляться по саду Загадок, очутиться на поляне Сказок, пройтись по аллее Басен, посетить театр и принять участие в соревнованиях, добро пожаловать в лингвопарк "Жанры речи"!
Путешествие по лингвопарку «Жанры речи»
(в рамках Недели русского языка)
Картасхема команды «Тучки»
1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и
она приведёт вас к победе.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С дикого севера в сторону южную
Кто автор этих строк? (Лермонтов)
2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове. (99) Найдите класс,
порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков. (4
й) Там вас ожидает новое испытание. Помните, нужно строго придерживаться
инструкций картысхемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки.
И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду!
3.Откройте двери класса, не входите пока в него. Потопайте сначала ногами
столько, сколько будет равна разница между годами жизни А.Пушкина и
М.Лермонтова (вспомни, сколько лет прожил Пушкин, сколько Лермонтов, и
вычисли разницу) (11 раз) (38 и 27)
4.Доверьте вход в класс капитану. Пусть капитан проделает (посчитайте
сколько шагов: «Летело 5 гусей, 15 уток, 4 журавля. Летели долго, гуси на юг,
утки на север. А журавли присели отдохнуть. С ними и 3 гуся. Сколько полетело
гусей на юг?) 5 ПРЯМО, пять раз повертится вокруг себя, повернётся налево,
сделает один гусиный шаг. Ты видишь задание? Читай его.
«…Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её. «Постой,
Отвечает ветер буйный,
…
Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая
царевна.5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс) с указателем
того, куда нельзя в одну и ту же дважды войти (указатель – речка, 6 класс).
Нашли это место? Замечательно!
6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна
… Там над речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
7.Составьте как можно больше рифм по начатому:
Речка – печка – гречка – свечка – течка – овечка …
8.Вернитесь в 4й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу справа от
доски на странице 7х7 (49) и найдите по 2 примера на каждую часть речи.
Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями.
Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там.
Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны
знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве
Русского языка.
О ком или о чём написаны следующие строки?
1. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица! (Об Айболите)
2. В Африке разбойники,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3. Та – бежать
В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр»)
Отгадай!
1.С хитрым «иксом» я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задаёт он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое «икс» + «р»?(Риск)
2.Думал я весь день вчера,
Что такое «икс» + «ра»?
(Искра)
3.Подсказал мне Костин брат,
Что такое «икс» + «рат»?
(Старик)
4.Догадался я без брата,
Что такое «икс» + «рата»?
(Актриса)
5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра»
То с бензином, то пуста.
(Канистра)
Запомни: все буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но только, конечно, в порядке ином!
Слова притаились, но мы их найдём?
ЛипкаПилка
АтласСалат
ВолосСлово
КручаРучка
РифмаФирма
КулакКукла
Выполнили задание? Молодцы!
9.А теперь отправляйтесь в королевство Русского языка. Найдите домик с
таким разделом русского языка, который изучает трудные места для написания.
(Орфография) В нём спрятано задание.
Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его.
В гостях у сказки…
1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
Жарптица
2. Кто перевоспитал почтальона Печкина?
Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин
3. Назовите друзей Буратино?
Мальвина, Пьеро, Артемон
4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»?
Машенька, сказка «Маша и медведи»
5. На чём совершал путешествие за мёдом ВиниПух?На воздушком шаре
Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным
чудесам
Гуслисамогуды – магнитофон
Ступа – ракета
Чудозеркальце –телевизор
Сапогискороходы – автомобиль
Волшебный клубок компас
Выполнили?
10.Тогда возвращайтесь в Королевство Русского языка. Получите там
последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу! Задание «Сказка –
ложь, да в ней намёк…»
Путешествие главных членов предложения
Сказка
Задание: вставить слова на месте пропусков так, чтобы не «испортить» сказку,
заполнить таблицу; распределить роли и подготовиться к инсценировке
нём
в
Выходит автор, Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет».
Автор: В одной огромной стране Синтаксис, в районе Предложения, жилибыли
два мальчика: Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет».
Подлежащее: Я – Осень!
Сказуемое: А я – Пахнет.
Автор: Они очень дружили и всегда вместе играли, веселились, но никогда не
выходили за границы своего посёлка, который назывался Нераспространённое
предложение:
только
____________________________________________
Однажды наши друзья решили путешествовать. Собрали самое необходимое и
отправились в путь. Долго ли, коротко ли шли они и наконец увидели небольшой
домик, возле которого сидел мальчик. На его рубашке были вышиты прерывистые
линии.
Появляется _____________
Подлежащее: Кто ты?
Сказуемое: Что ты делаешь?
______________: Я второстепенный член предложения – ___________.
Я обозначаю предмет, на который направлено действие. В предложении я обычно
поясняю ____________ и отвечаю на вопросы _____________________.
Подлежащее: Не понимаю!
жили____________: А что же здесь непонятного?
Например: Мальчик читает (что?) _________.
Сказуемое: Значит, ты и меня можешь пояснить?
_____________: Конечно. ОСЕНЬ ПАХНЕТ (чем?) ______________.
Подлежащее: Ой! Как интересно! А пойдём вместе с нами путешествовать.
Автор: _____________ собрало все свои вещи (вопросы косвенных падежей), и
новые друзья пошли дальше. Через некоторое время они увидели новый домик и
решили туда зайти. Там тоже жил мальчик, кучерявый и очень красивый. На его
одежде были вышиты волнистые линии.
Появляется ________________ .
Подлежащее: Кто ты?
Сказуемое: Что ты здесь делаешь?
_____________: Я второстепенный член предложения – _____________.
Я обозначаю признак предмета и отвечаю на вопросы ___________________.
Я обычно поясняю тот член предложения, который выражен ________________.
Подлежащее: Значит, ты меня можешь пояснить? Подлежащее ОСЕНЬ выражено
существительным
_____________: Конечно. ОСЕНЬ (какая?) ______________
_____________: А меня ты можешь пояснить? Ведь дополнение «______________»
тоже выражено существительным.
_____________: Могу. ____________ (какими?) ______________.
Сказуемое: (задумчиво) __________ осень пахнет __________ ___________. Мне
нравится! Хочешь с нами вместе путешествовать?
______________: Хочу. И вам будет веселее, и мне интереснее.
Автор: ____________ собрало все свои вопросы, и новые друзья пошли дальше.
Вскоре они повстречали ещё одного мальчика. Его рубашка тоже была красиво вы
шита, но на ней были какието странные точки и чёрточки.
Появляется ______________
Подлежащее: Как тебя зовут?
Сказуемое: Чем ты занимаешься?
_____________: Я второстепенный член предложения – _________________.
Я обозначаю место, _______, ______, образ действия и отвечаю на вопросы где?
когда? ____________________________? Обычно поясняю _________, выраженное
__________.
Сказуемое: Так ты меня можешь пояснить?
______________: Да. ПАХНЕТ (как?) ___________Подлежащее:
__________ ОСЕНЬ ________ ПАХНЕТ ___________
____________. Как красиво! Давайте дружить и вместе путешествовать: ведь
друзьям всегда веселее и интереснее.
Все: (хором) Давайте!
Автор: С тех пор главные и второстепенные члены предложения очень
подружились и никогда не расставались. Вскоре они узнали, что путешествовали в
той части страны Синтаксис района Предложение, который называется
Распространённое предложение.
А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на некоторые мои вопросы:
* Почему посёлок, в котором остались жить герои сказки, называется Распростра
нённое предложение?
* С какими второстепенными членами предложения познакомила вас сказка?
* Какие члены предложения жили в посёлке Нераспространённое предложение?
Заполните таблицу с «белыми пятнами»
Члены
предложения
Что
обозначают?
Подлежащее
…
Дополнение
…
…
То,
о чём
говорится в
предложении
То, что делает
подлежащее
на
Предмет,
который
направлено
действие
…
Место
…
Причину
какие
На
вопросы
отвечают?
Вопросы И.п.
…
какого
От
члена
предложения
зависят?
…
Вопросы
косвенных
…
Чаще
сказуемого
от
Чем
выражаются
Именем сущ.,
…
Глаголом
(в основном)
…
Именем сущ.,
местоимением,
именем числит.
…
…
Именем прил.,
местоимением,
именем числит.
От
подлежащего
или
дополнения
От сказуемого Чаще …,
Именем сущ.,
другими
частями речиКартасхема команды «Парус»
1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и
она приведёт вас к победе.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Кто автор этих строк? (Лермонтов)
2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове. (99) Найдите класс,
порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков.(4
й) Там вас ожидает новое испытание. Помните, нужно строго придерживаться
инструкций картысхемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки.
И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду!
3.Откройте двери класса, не входите пока в него. Похлопайте в ладоши
столько, на сколько А.Пушкин старше М.Лермонтова (вспомни, когда родился
Пушкин, когда Лермонтов, и вычисли разницу) (15) (1799 и 1814)
4.Доверьте вход в класс капитану. Пусть капитан проделает (посчитайте
сколько шагов: «На яблоне росли 4 яблока, 6 груш, 11 слив и 2 персика. Сорвали 4
груши, 1 персик, а 8 слив съели. Сколько фруктов росло на яблоне? 4 ПРЯМО,пять раз повертится вокруг себя, повернётся направо, сделает два гусиных шага.
Ты видишь задание? Читай его
«…Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её. «Постой,
Отвечает ветер буйный,
…
Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая
царевна.
5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс) с указателем
того, что в песне «Весёлый ветер» обшарил кроме всех морей на свете. (указатель
– гора, 8 класс). Нашли это место? Замечательно!
6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна
… Там над речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
7.Составьте как можно больше рифм по начатому:
Гора – нора – порадыракораигра…
8.Вернитесь в 4й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу слева от
доски на странице 6х8 (48) и найдите по 2 примера на каждую часть речи.
Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями.
Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там.
Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны
знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве
Русского языка.
О ком или о чём написаны следующие строки?
1. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица! (Об Айболите)
2. В Африке разбойники,В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3. Та – бежать
В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр»)
Отгадай!
1.С хитрым «иксом» я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задаёт он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое «икс» + «р»?
(Риск)
2.Думал я весь день вчера,
Что такое «икс» + «ра»?
(Искра)
3.Подсказал мне Костин брат,
Что такое «икс» + «рат»?
(Старик)
4.Догадался я без брата,
Что такое «икс» + «рата»?
(Актриса)
5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра»
То с бензином, то пуста.
(Канистра)
Запомни: все буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но только, конечно, в порядке ином!
Слова притаились, но мы их найдём?
ЛипкаПилка
АтласСалат
ВолосСлово
КручаРучка
РифмаФирма
КулакКукла
Выполнили задание? Молодцы!
9.А теперь отправляйтесь в королевство Русского языка. Найдите домик с
таким разделом русского языка, который изучает буквы и звуки. (Фонетика) В нём
спрятано задание.Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его.
В гостях у сказки…
1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
Жарптица
2. Кто перевоспитал почтальона Печкина?
Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин
3. Назовите друзей Буратино?
Мальвина, Пьеро, Артемон
4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»?
Машенька, сказка «Маша и медведи»
5. На чём совершал путешествие за мёдом ВиниПух?
На воздушком шаре
Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным
чудесам
Гуслисамогуды – магнитофон
Ступа – ракета
Чудозеркальце –телевизор
Сапогискороходы – автомобиль
Волшебный клубок компас
Выполнили?
10.Тогда возвращайтесь в Королевство Русского языка. Получите там
последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу! Задание «Сказка –
ложь, да в ней намёк…»