Путешествие по лингвопарку "Жанры речи"

  • Мероприятия
  • doc
  • 07.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы. Предназначено для учащихся первой и второй ступени общего среднего образования. Содержит карты-схемы с различными заданиями. Кто хочет прогуляться по саду Загадок, очутиться на поляне Сказок, пройтись по аллее Басен, посетить театр и принять участие в соревнованиях, добро пожаловать в лингвопарк "Жанры речи"!
Иконка файла материала Карты-схемы с заданиями для путешествия по лингвопарку.doc
Путешествие по лингвопарку «Жанры речи»  (в рамках Недели русского языка) Карта­схема команды  «Тучки» 1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и  она приведёт вас к победе. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С дикого севера в сторону южную Кто автор этих строк? (Лермонтов) 2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове.  (9­9)  Найдите класс, порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков. (4­ й)  Там   вас   ожидает   новое   испытание.   Помните,   нужно   строго   придерживаться инструкций карты­схемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки. И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду! 3.Откройте двери класса, не входите пока в него. Потопайте сначала ногами столько,   сколько   будет   равна   разница   между   годами   жизни   А.Пушкина   и М.Лермонтова   (вспомни,   сколько   лет   прожил   Пушкин,   сколько   Лермонтов,   и вычисли разницу) (11 раз) (38 и 27) 4.Доверьте   вход   в   класс   капитану.   Пусть   капитан   проделает   (посчитайте сколько шагов: «Летело 5 гусей, 15 уток, 4 журавля. Летели долго, гуси на юг, утки на север. А журавли присели отдохнуть. С ними и 3 гуся. Сколько полетело гусей на юг?)  5  ПРЯМО, пять раз повертится вокруг себя, повернётся налево, сделает один гусиный шаг. Ты видишь задание? Читай его. «…Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её. «Постой, ­ Отвечает ветер буйный,­ … Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая  царевна.5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс) с указателем того, куда нельзя в одну и ту же дважды войти  (указатель – речка, 6 класс). Нашли это место? Замечательно!  6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна … Там над речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов 7.Составьте как можно больше рифм по начатому: Речка – печка – гречка – свечка – течка – овечка …  8.Вернитесь в 4­й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу справа от доски   на   странице   7х7  (49)  и   найдите   по   2   примера   на   каждую   часть   речи. Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями. Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там. Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве Русского языка. О ком или о чём написаны следующие строки? 1. Приходи к нему лечиться  И корова, и волчица,  И жучок, и паучок,  И медведица!   (Об Айболите)       2. В Африке разбойники, В Африке злодей, В Африке ужасный (Бармалей) 3. Та – бежать В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр») Отгадай! 1.С хитрым «иксом» я дружу, По секрету вам скажу, Выбегая  из тетрадки,  Задаёт он мне загадки. Кто ответит, например, Что такое «икс» + «р»?(Риск) 2.Думал я весь день вчера,  Что такое «икс» + «ра»? (Искра) 3.Подсказал мне Костин брат, Что такое «икс» + «рат»? (Старик) 4.Догадался я без брата, Что такое «икс» + «рата»? (Актриса) 5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра» То с бензином, то пуста. (Канистра) Запомни: все буквы из первого слова Находятся также в составе второго, Но только, конечно, в порядке ином! Слова притаились, но мы их найдём? Липка­Пилка Атлас­Салат Волос­Слово Круча­Ручка Рифма­Фирма Кулак­Кукла Выполнили задание? Молодцы!  9.А теперь отправляйтесь  в королевство Русского языка. Найдите домик с таким разделом русского языка, который изучает трудные места для написания. (Орфография) В нём спрятано задание. Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его. В гостях у сказки… 1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? Жар­птица 2. Кто перевоспитал почтальона Печкина? Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин 3. Назовите друзей Буратино? Мальвина, Пьеро, Артемон 4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»? Машенька, сказка «Маша и медведи» 5. На чём совершал путешествие за мёдом Вини­Пух?На воздушком шаре Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным  чудесам Гусли­самогуды – магнитофон Ступа – ракета Чудо­зеркальце –телевизор  Сапоги­скороходы – автомобиль Волшебный клубок ­ компас Выполнили?  10.Тогда   возвращайтесь   в   Королевство   Русского   языка.   Получите   там последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу!  Задание «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Путешествие главных членов предложения Сказка   Задание:  вставить слова на месте пропусков так, чтобы не «испортить» сказку, заполнить таблицу; распределить роли и подготовиться к инсценировке     нём в Выходит автор, Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет». Автор:  В одной огромной стране Синтаксис, в районе Предложения, жили­были два мальчика: Подлежащее «Осень» и Сказуемое «Пахнет». Подлежащее: Я – Осень!    Сказуемое: А я – Пахнет. Автор:  Они очень дружили и всегда вместе играли, веселились, но никогда не выходили   за   границы   своего   посёлка,   который   назывался   Нераспространённое предложение: только   ____________________________________________       Однажды наши друзья решили путешествовать. Собрали самое необходимое и отправились в путь.  Долго ли, коротко ли шли они и наконец увидели небольшой домик, возле которого сидел мальчик. На его рубашке были вышиты прерывистые линии. Появляется _____________ Подлежащее: Кто ты? Сказуемое: Что ты делаешь? ______________: Я второстепенный член предложения –     ___________. Я обозначаю предмет, на который направлено действие. В предложении я обычно поясняю ____________ и отвечаю на вопросы _____________________. Подлежащее: Не понимаю! жили____________: А что же здесь непонятного?        Например: Мальчик читает (что?) _________. Сказуемое: Значит, ты и меня можешь пояснить? _____________: Конечно. ОСЕНЬ ПАХНЕТ (чем?) ______________. Подлежащее: Ой! Как интересно! А пойдём вместе с нами путешествовать. Автор:  _____________ собрало все свои вещи (вопросы косвенных падежей), и новые друзья пошли дальше. Через некоторое время они увидели новый домик и решили туда зайти. Там тоже жил мальчик, кучерявый и очень красивый. На его одежде были вышиты волнистые линии. Появляется ________________ . Подлежащее: Кто ты? Сказуемое: Что ты здесь делаешь? _____________:  Я второстепенный член предложения – _____________.  Я обозначаю признак предмета и отвечаю на вопросы ___________________. Я обычно поясняю тот член предложения, который выражен ________________. Подлежащее: Значит, ты меня можешь пояснить? Подлежащее ОСЕНЬ выражено существительным _____________: Конечно. ОСЕНЬ (какая?) ______________ _____________: А меня ты можешь пояснить? Ведь дополнение «______________» тоже выражено существительным. _____________: Могу. ____________ (какими?) ______________. Сказуемое: (задумчиво) __________ осень пахнет __________ ___________. Мне нравится! Хочешь с нами вместе путешествовать? ______________: Хочу. И вам будет веселее, и мне интереснее. Автор: ____________ собрало все свои вопросы, и новые друзья пошли дальше. Вскоре они повстречали ещё одного мальчика. Его рубашка тоже была красиво вы­ шита, но на ней были какие­то странные точки и чёрточки. Появляется ______________ Подлежащее: Как тебя зовут? Сказуемое: Чем ты занимаешься? _____________: Я второстепенный член предложения – _________________.  Я обозначаю место, _______, ______, образ действия и отвечаю на вопросы где? когда? ____________________________? Обычно поясняю _________, выраженное __________. Сказуемое: Так ты меня можешь пояснить? ______________: Да. ПАХНЕТ (как?) ___________Подлежащее:  __________   ОСЕНЬ   ________   ПАХНЕТ   ___________ ____________.   Как   красиво!   Давайте   дружить   и   вместе   путешествовать:   ведь друзьям всегда веселее и интереснее. Все: (хором) Давайте! Автор:  С   тех   пор   главные   и   второстепенные   члены   предложения   очень подружились и никогда не расставались. Вскоре они узнали, что путешествовали в той   части   страны   Синтаксис   района   Предложение,   который   называется Распространённое предложение.       А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на некоторые мои вопросы: * Почему посёлок, в котором остались жить герои сказки, называется Распростра­ нённое предложение? * С какими второстепенными членами предложения познакомила вас сказка? * Какие члены предложения жили в посёлке Нераспространённое предложение? Заполните таблицу с «белыми пятнами» Члены предложения Что обозначают? Подлежащее … Дополнение  … … То,   о   чём говорит­ся   в предложении То, что делает подлежащее   на Предмет, кото­рый направлено действие … Место … Причину  какие   На вопро­сы отвечают? Вопросы И.п. … какого От   члена предложения зависят? ­­ … ­­ Вопросы косвенных …   Чаще сказуемого от Чем выражаются Именем сущ., … Глаголом  (в основном) … Именем   сущ., местоимением, именем числит. … … Именем   прил., местоимением, именем числит. От подлежащего или дополнения От сказуемого Чаще …, Именем   сущ., другими частями речиКарта­схема команды  «Парус» 1.Найдите класс с вашим символом команды. Внимательно читайте карту, и  она приведёт вас к победе. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?                 Кто автор этих строк? (Лермонтов) 2.Посчитайте количество букв и звуков в этом слове.  (9­9)  Найдите класс, порядковый номер которого соответствует данному количеству букв и звуков.(4­ й)  Там   вас   ожидает   новое   испытание.   Помните,   нужно   строго   придерживаться инструкций карты­схемы. Тот, кто попытается схитрить, получит штрафные очки. И ещё! Всё, что вы делаете, забирайте с собой – это ваши очки в команду! 3.Откройте   двери   класса,   не   входите   пока   в   него.   Похлопайте   в   ладоши столько, на  сколько  А.Пушкин  старше  М.Лермонтова  (вспомни,  когда  родился Пушкин, когда Лермонтов, и вычисли разницу) (15) (1799 и 1814) 4.Доверьте   вход   в   класс   капитану.   Пусть   капитан   проделает  (посчитайте сколько шагов: «На яблоне росли 4 яблока, 6 груш, 11 слив и 2 персика. Сорвали 4 груши, 1 персик, а 8 слив съели. Сколько фруктов росло на яблоне?   4 ПРЯМО,пять раз повертится вокруг себя, повернётся направо, сделает два гусиных шага. Ты видишь задание? Читай его «…Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её. «Постой, ­ Отвечает ветер буйный,­ … Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мёртвая  царевна. 5.Найдите место в школе (оно указано возле дверей в класс)   с указателем того, что в песне «Весёлый ветер» обшарил кроме всех морей на свете. (указатель – гора, 8 класс).  Нашли это место? Замечательно!  6.А теперь нарисуйте то место, где находится мёртвая царевна … Там над речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов 7.Составьте как можно больше рифм по начатому: Гора – нора – пора­дыра­кора­игра­… 8.Вернитесь в 4­й класс. На столе лежат 2 книги. Откройте книгу слева от доски   на   странице   6х8   (48)   и   найдите   по   2   примера   на   каждую   часть   речи. Выпишите части речи на листок. Ещё в этой книге лежит листок с заданиями. Возьмите этот листок и вернитесь в предыдущий класс. Задание выполняйте там. Удачи! Помните, книгу нельзя брать с собой в класс, а ответы на задания должны знать и маленькие, потому что им придётся ответить пред всеми в Королевстве Русского языка. О ком или о чём написаны следующие строки? 1. Приходи к нему лечиться  И корова, и волчица,  И жучок, и паучок,  И медведица!   (Об Айболите)       2. В Африке разбойники,В Африке злодей, В Африке ужасный (Бармалей) 3. Та – бежать В припрыжку под кровать. (О книжке. «Майдодыр») Отгадай! 1.С хитрым «иксом» я дружу, По секрету вам скажу, Выбегая  из тетрадки,  Задаёт он мне загадки. Кто ответит, например, Что такое «икс» + «р»?  (Риск) 2.Думал я весь день вчера,  Что такое «икс» + «ра»? (Искра) 3.Подсказал мне Костин брат, Что такое «икс» + «рат»? (Старик) 4.Догадался я без брата, Что такое «икс» + «рата»? (Актриса) 5.»Икс» + «и» + «иа» + «тра» То с бензином, то пуста. (Канистра) Запомни: все буквы из первого слова Находятся также в составе второго, Но только, конечно, в порядке ином! Слова притаились, но мы их найдём? Липка­Пилка Атлас­Салат Волос­Слово Круча­Ручка Рифма­Фирма Кулак­Кукла Выполнили задание? Молодцы!  9.А теперь отправляйтесь  в королевство Русского языка. Найдите домик с таким разделом русского языка, который изучает буквы и звуки. (Фонетика) В нём спрятано задание.Нашли? Вернитесь в предыдущий класс и выполните его. В гостях у сказки… 1. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? Жар­птица 2. Кто перевоспитал почтальона Печкина? Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин 3. Назовите друзей Буратино? Мальвина, Пьеро, Артемон 4. Кто говорил такие слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»? Машенька, сказка «Маша и медведи» 5. На чём совершал путешествие за мёдом Вини­Пух? На воздушком шаре Напишите названия современных предметов, соответствующих сказочным  чудесам Гусли­самогуды – магнитофон Ступа – ракета Чудо­зеркальце –телевизор  Сапоги­скороходы – автомобиль Волшебный клубок ­ компас Выполнили?  10.Тогда   возвращайтесь   в   Королевство   Русского   языка.   Получите   там последнее задание и постарайтесь выполнить его на славу!  Задание «Сказка – ложь, да в ней намёк…»