Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл—9 кл
02.01.2022
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова".
Устаревшие слова.doc

МКОУ Репьёвская основная школа

Инзенского района

Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  урока

русского языка в 6 классе

 

« Устаревшие слова»

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                            

                                               

 

 

 

 

 

 Автор:

                                                    учитель русского языка и литературы

         высшей квалификационной категории

                                                                Пчёлкина Наталья Ивановна

 

 

          

 

 

 

2019 г.

 

Тема урока:  Устаревшие слова

 

Цель  урока: 

·        Дать представление об устаревших словах: архаизмах, историзмах

Задачи:

·        обучающие:  научить доказывать принадлежность слова к устаревшим словам,   разграничивать архаизмы и историзмы; научить находить устаревшие слова в тексте и словаре; сформировать   представление о роли устаревших слов в художественных текстах; научить выявлять ошибки в понимании устаревших слов

·        развивающие:  расширить представление о богатстве русской лексики; обогатить словарный запас обучающихся

·        воспитательные:  воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории; интерес к чтению классической литературы

                                      

Планируемые результаты:

  • личностные: обучающийся получит возможность сформировать умение соотносить цели и результат
  • метапредметные: обучающийся научится извлекать  фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

·         предметные: обучающийся научится  доказывать принадлежность слова к устаревшим словам,   разграничивать архаизмы и историзмы,  находить устаревшие слова в тексте и словаре,   выявлять ошибки в понимании устаревших слов;  получит    представление о роли устаревших слов в художественных текстах

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Основной подход:  системно-деятельностный

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

 

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, учебник, презентация по теме,  рисунок компьютера, «вирусы» разных цветов, оценочный лист с именами обучающихся, карточки с текстами для парной работы, карточки со словами для объяснения понятий «архаизмы», «историзмы», словари, карточки со словами для составления текста-описания.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент: приветствие, оформление записи в тетради (тема урока пока не записывается)

2. Актуализация знаний.

1)  Лингвистическая разминка

- Итак, у нас сегодня открытый урок русского языка.  А как называется наука о языке? (лингвистика)

-  Из чего состоит лингвистика? (из разделов)

- Какой раздел мы сейчас изучаем? (лексикологию)

- Что такое лексикология? (ответ)

- Считаете ли вы себя знатоками лексикологии? (ответы детей)

- Проверим. Устроим сейчас лингвистическую дуэль.

- Что такое дуэль?  (Поединок, в данном случае поединок умов)

- Домашним заданием было подготовить вопросник для одноклассников по изученным вопросам. Начинаем перекрёстный опрос. (Дети задают друг другу по 1 вопросу по теме «Лексикология» Учитель просит проговорить этот термин по слогам – это орфографическое чтение)

 Оценивание.

- Интересные вопросы были у …. Значит,  они освободили компьютер от опасного «вируса» (учитель на оценочный лист прикрепляет напротив имени обучающегося «вирус» красного цвета»)

- Грамотные ответы были у …

- Ошибки в орфографическом чтении были у… («вирус» жёлтого и «зелёного» цветов)

- Дуэль состоялась. Хорошо знаем лексику? Кто победил в этом поединке умов?

( победитель тот, у которого в оценочном листе больше «вирусов» красного цвета)

 

 2) Переход к теме урока

- А сегодня мы в этот «коллектив друзей» изученных пластов русской лексики включим ещё один. Определим, какой. Его  надо   увидеть и понять. Чтобы облегчить задачу,   делимся на пары (Учитель читает текст на слайде презентации отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
- Сейчас вы в тетради запишите, как вы поняли этот текст.  Сколько времени нужно для выполнения?  Кто будет отвечать? (Дети выполняют задание в парах)

- Что получилось?   (Ответы детей)

- Не совсем точно.  Почему у пар получилось по-разному? Где были затруднения? Какие слова оказались непонятными?   Почему?  Почему не знаем лексического значения?  (Устаревшие) 

- Так какой же пласт русской лексики мы сегодня будем изучать? (Устаревшие слова)

- Записываем тему урока в тетрадь (на слайде презентации – тема)

 

3. Целеполагание.

- Давайте сформулируем цели урока  (Ответы детей, учитель демонстрирует цели урока на слайде)

 

4. Ситуация осмысления.

- Мы уже имеем большой опыт по работе с пластами русской лексики. Думаю, что  поставленные на этом уроке цели мы с вами достигнем без труда.

-  Как вы думаете, а почему они называются устаревшими?

- А почему они вышли из употребления?

 

5. «Открытие»  нового знания.

а) Самостоятельная работа с учебником.

-  Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике. Правильно ли мы определили, какие слова называются устаревшими. Откроем учебники на стр.74, §27,  прочитаем правило, сделаем выводы. (Дети самостоятельно читают правило, делают выводы)

 - Так в  какой словарный запас человека входят устаревшие слова?  (в пассивный)

- Как же будем с ними работать? (с помощью словаря)

- Какого словаря? (толкового, можно и этимологического)

- Как найти устаревшее слово в словаре? (по помете «устар.»)

- Найдём по 1 устаревшему слову    в нашем толковом словаре (дети ищут в словаре устаревшие слова в словаре, зачитывают лексическое значение)

- Где ещё могут встретиться  устаревшие слова,  кроме словаря? ( в текстах, музее и другие ответы детей. Можно обратиться к стр. 74))

 

Оценивание детей.

- Так кто же активно освобождал компьютер от «вирусов» на данном этапе? (учитель приклеивает «вирусы» соответствующего цвета на оценочный лист)

 

 6. Первичная проверка понимания изученного материала.

а) Работа с отрывком из «Евгения Онегина»

- Итак, устаревшие слова входят в пассивный словарный запас. Зачем тогда мы их изучаем в 21 веке? Зачем они нужны нам в современном мире? (ответы)

-  Зачем нужно изучать устаревшие слова тебе лично?  (ответы)

 

- Обратимся снова к отрывку из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и постараемся понять, о чём говорится в тексте. А как это будем делать? (с помощью словаря) Какого словаря? – эти вопросы можно будет не повторять, всё зависит от ситуации.

- Мы не просто будем определять лексическое значение устаревшего слова, но и определять, исчезло оно навсегда, или произошла замена на современное слово.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Дети работают по группам со словарём. Учитель демонстрирует на слайде.

- Давайте посмотрим на слайд. На слайде лексическое толкование слов:

 

Дровни –  крестьянские сани без кузова, запрягаемые лошадьми. Использовались как средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей.

Рысь -  вид поступательного движения лошади (ускоренный аллюр в два темпа), при котором она переставляет одновременно две ноги, расположенные по диагонали.

Бразды – борозды – длинное узкое углубление, оставленное полозьями дровней в снегу

Кибитка – крытый экипаж, повозка

Удалой – полный удали, т.е. безудержной,  лихой смелости (Но кибитка не может быть смелой. Что это перед нами? Троп, эпитет, обозначающий, что кибитка едет с большой скоростью)

Ямщик – возница, управляющий лошадьми

Облучок - толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.  

Тулуп - долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый

 

(по ходу работы   на доске  получаются  2  столбика:

 

архаизмы                                                                       историзмы

дровни                                                                                 кибитка

бразды                                                                                  ямщик

 тулуп                                                                                   облучок

кушак

- Давайте с помощью учебника выясним, как называются слова, которые навсегда исчезли из языка,  с слова, которые заменены современными синонимами. (Дети читают информацию на стр. 75, делают вывод самостоятельно)

- Выйдем к доске и запишем.  (Ученик выходит к доске и записывает над столбиком термин)

- Проверим (Учитель показывает слайд)

Оценивание детей.

- Какая команда (пара) справилась с заданием лучше? («вирус» на оценочном листе)

 

б) Задание «Экскурсия в музей» (разноуровневое задание)  

На слайде фотографии из музея (сундук, самовар, рубель, веретено, серп, ухват, лапти, плетень, патефон)

 

Задание:

1. Назвать предмет -  устаревшее слово –  зелёный «вирус»

2. Записать его лексическое значение – жёлтый «вирус»

3. Определить, архаизм или историзм – красный «вирус»

 

- Кто какое задание будет выполнять?

 

Проверка и оценивание работ (самопроверка):

 

 Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, каких слов больше в языке: архаизмов или историзмов? (ответы)

- Очень распространены архаизмы, связанные со строением человеческого тела. Кто может привести примеры? (очи, уста и др.)

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Предупреждение и снятие умственного утомления. Текст проецируется на слайд.

- Вытяните выю,  расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.

- Что будем делать?

(Учитель показывает слайд изображением всех  названных частей тела и их  устаревшими названиями)

 

Выполнение физминутки

 

 

в) Составление текста – описание.

Цель: развитие умения употреблять   в речи устаревшие слова без ошибок.

- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Ваша задача – описать одного из одноклассников, выбирая устаревшие слова, данные в ваших карточках. Учтите, что не все из слов, данных в карточке, понадобятся вам при описании товарища, а только архаизмы.

- Внимание, трудный вопрос! (сразу бонус)

- Почему только архаизмы?  (Историзмы обозначают предметы, вышедшие из употребления)

-  Вам даётся несколько  минут на составление текста, после выполнения задания представитель каждой группы зачитает получившийся текст, а другая команда должна будут сказать,  все ли устаревшие слова употреблены правильно.

 

- Какая цель этого упражнения?

- Как будем его выполнять?

 

Карточка со словами №1

Власы,  очи, кафтан, ланиты,  лапти, чело, уста, кушак,  бры,  треуголка,  десница

 

 

Карточка со словами №1

Чело, кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир, очи, ланиты, картуз

 

 

Проверка и оценивание работ.

 

 

7. Вторичная  проверка понимания изученного материала.  Самостоятельная работа с учебником. Упр.135. (С разноуровневым заданием)

 

Задание:

1. Нужно найти и записать устаревшее слово –  зелёный «вирус»

2. Определить, архаизм или историзм – жёлтый «вирус»

3. Составить собственное предложение с одним из них – красный «вирус»

 

- Какая цель этого упражнения?

- Как будем его выполнять?

 

Проверка и оценивание работ (взаимопроверка).

 

8.  Рефлексия

- Достигли поставленных целей? Что показалось вам особенно интересным? Что показалось вам особенно трудным?

- Давайте посмотрим на наши достижения (те, у кого больше красных «вирусов»,  получают отметку «5», жёлтых – «4», зелёных – «3»)

 

 

9. Домашнее задание (разноуровневое)

1.  Упр. 136. (выписать устаревшие слова, записать лексическое значение, определить, чем они являются, архаизмами  или историзмами)

2. Для дополнительной отметки:

  • найти произведение с устаревшими словами самостоятельно, выполнить задание, аналогичное упр.136.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если останется время на уроке:

 

 

 Игра «Собери своих». Все обучающиеся  получают задание собрать слова определённой тематической группы (по жребию). Карточки со словами перемешиваются и раздаются детям. За отведённое время  каждый должен собрать материал. Можно на целом листе просто подчеркнуть слова одной и той же группы.

 

 

Одежда

 

Салоп, бурнус, тюрлюрлю, манишка, боливар, камзол

 

 

Средства передвижения

 

Бричка, дрожки, тарантас, линейка,

фаэтон, кабриолет

 

 

Мебель

 

Канапе, софа, козетка, поставец,

конторка, бюро

 

 

Разновидности войск

 

Кирасиры, кавалергарды, драгуны,

уланы, гренадеры, егеря

 

 

Деньги

 

Империал, гривенник, пятиалтынный, полтина, полушка, целковый

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.  Толковый словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

 

 

 

 

 

 

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»


МКОУ Репьёвская основная школа

МКОУ Репьёвская основная школа

Тема урока: Устаревшие слова

Тема урока: Устаревшие слова

Лексикология» Учитель просит проговорить этот термин по слогам – это орфографическое чтение)

Лексикология» Учитель просит проговорить этот термин по слогам – это орфографическое чтение)

Какого словаря? (толкового, можно и этимологического) -

Какого словаря? (толкового, можно и этимологического) -

Давайте с помощью учебника выясним, как называются слова, которые навсегда исчезли из языка, с слова, которые заменены современными синонимами

Давайте с помощью учебника выясним, как называются слова, которые навсегда исчезли из языка, с слова, которые заменены современными синонимами

Учтите, что не все из слов, данных в карточке, понадобятся вам при описании товарища, а только архаизмы

Учтите, что не все из слов, данных в карточке, понадобятся вам при описании товарища, а только архаизмы

Если останется время на уроке:

Если останется время на уроке:

З има!.. Крестьянин, торжествуя,

З има!.. Крестьянин, торжествуя,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2022