МКОУ Репьёвская основная школа
Инзенского района
Ульяновской области
Конспект урока
русского языка в 6 классе
« Устаревшие слова»
Автор:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пчёлкина Наталья Ивановна
2019 г.
Тема урока: Устаревшие слова
Цель урока:
· Дать представление об устаревших словах: архаизмах, историзмах
Задачи:
· обучающие: научить доказывать принадлежность слова к устаревшим словам, разграничивать архаизмы и историзмы; научить находить устаревшие слова в тексте и словаре; сформировать представление о роли устаревших слов в художественных текстах; научить выявлять ошибки в понимании устаревших слов
· развивающие: расширить представление о богатстве русской лексики; обогатить словарный запас обучающихся
· воспитательные: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории; интерес к чтению классической литературы
Планируемые результаты:
· предметные: обучающийся научится доказывать принадлежность слова к устаревшим словам, разграничивать архаизмы и историзмы, находить устаревшие слова в тексте и словаре, выявлять ошибки в понимании устаревших слов; получит представление о роли устаревших слов в художественных текстах
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Основной подход: системно-деятельностный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, учебник, презентация по теме, рисунок компьютера, «вирусы» разных цветов, оценочный лист с именами обучающихся, карточки с текстами для парной работы, карточки со словами для объяснения понятий «архаизмы», «историзмы», словари, карточки со словами для составления текста-описания.
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие, оформление записи в тетради (тема урока пока не записывается)
2. Актуализация знаний.
1) Лингвистическая разминка
- Итак, у нас сегодня открытый урок русского языка. А как называется наука о языке? (лингвистика)
- Из чего состоит лингвистика? (из разделов)
- Какой раздел мы сейчас изучаем? (лексикологию)
- Что такое лексикология? (ответ)
- Считаете ли вы себя знатоками лексикологии? (ответы детей)
- Проверим. Устроим сейчас лингвистическую дуэль.
- Что такое дуэль? (Поединок, в данном случае поединок умов)
- Домашним заданием было подготовить вопросник для одноклассников по изученным вопросам. Начинаем перекрёстный опрос. (Дети задают друг другу по 1 вопросу по теме «Лексикология» Учитель просит проговорить этот термин по слогам – это орфографическое чтение)
Оценивание.
- Интересные вопросы были у …. Значит, они освободили компьютер от опасного «вируса» (учитель на оценочный лист прикрепляет напротив имени обучающегося «вирус» красного цвета»)
- Грамотные ответы были у …
- Ошибки в орфографическом чтении были у… («вирус» жёлтого и «зелёного» цветов)
- Дуэль состоялась. Хорошо знаем лексику? Кто победил в этом поединке умов?
( победитель тот, у которого в оценочном листе больше «вирусов» красного цвета)
2) Переход к теме урока
- А сегодня мы в этот «коллектив друзей» изученных пластов русской лексики включим ещё один. Определим, какой. Его надо увидеть и понять. Чтобы облегчить задачу, делимся на пары (Учитель читает текст на слайде презентации отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
-
Сейчас вы в тетради запишите, как вы поняли этот текст. Сколько времени нужно
для выполнения? Кто будет отвечать? (Дети выполняют задание в парах)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Не совсем точно. Почему у пар получилось по-разному? Где были затруднения? Какие слова оказались непонятными? Почему? Почему не знаем лексического значения? (Устаревшие)
- Так какой же пласт русской лексики мы сегодня будем изучать? (Устаревшие слова)
- Записываем тему урока в тетрадь (на слайде презентации – тема)
3. Целеполагание.
- Давайте сформулируем цели урока (Ответы детей, учитель демонстрирует цели урока на слайде)
4. Ситуация осмысления.
- Мы уже имеем большой опыт по работе с пластами русской лексики. Думаю, что поставленные на этом уроке цели мы с вами достигнем без труда.
- Как вы думаете, а почему они называются устаревшими?
- А почему они вышли из употребления?
5. «Открытие» нового знания.
а) Самостоятельная работа с учебником.
- Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике. Правильно ли мы определили, какие слова называются устаревшими. Откроем учебники на стр.74, §27, прочитаем правило, сделаем выводы. (Дети самостоятельно читают правило, делают выводы)
- Так в какой словарный запас человека входят устаревшие слова? (в пассивный)
- Как же будем с ними работать? (с помощью словаря)
- Какого словаря? (толкового, можно и этимологического)
- Как найти устаревшее слово в словаре? (по помете «устар.»)
- Найдём по 1 устаревшему слову в нашем толковом словаре (дети ищут в словаре устаревшие слова в словаре, зачитывают лексическое значение)
- Где ещё могут встретиться устаревшие слова, кроме словаря? ( в текстах, музее и другие ответы детей. Можно обратиться к стр. 74))
Оценивание детей.
- Так кто же активно освобождал компьютер от «вирусов» на данном этапе? (учитель приклеивает «вирусы» соответствующего цвета на оценочный лист)
6. Первичная проверка понимания изученного материала.
а) Работа с отрывком из «Евгения Онегина»
- Итак, устаревшие слова входят в пассивный словарный запас. Зачем тогда мы их изучаем в 21 веке? Зачем они нужны нам в современном мире? (ответы)
- Зачем нужно изучать устаревшие слова тебе лично? (ответы)
- Обратимся снова к отрывку из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и постараемся понять, о чём говорится в тексте. А как это будем делать? (с помощью словаря) Какого словаря? – эти вопросы можно будет не повторять, всё зависит от ситуации.
- Мы не просто будем определять лексическое значение устаревшего слова, но и определять, исчезло оно навсегда, или произошла замена на современное слово.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Дети работают по группам со словарём. Учитель демонстрирует на слайде.
- Давайте посмотрим на слайд. На слайде лексическое толкование слов:
Дровни – крестьянские сани без кузова, запрягаемые лошадьми. Использовались как средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей.
Рысь - вид поступательного движения лошади (ускоренный аллюр в два темпа), при котором она переставляет одновременно две ноги, расположенные по диагонали.
Бразды – борозды – длинное узкое углубление, оставленное полозьями дровней в снегу
Кибитка – крытый экипаж, повозка
Удалой – полный удали, т.е. безудержной, лихой смелости (Но кибитка не может быть смелой. Что это перед нами? Троп, эпитет, обозначающий, что кибитка едет с большой скоростью)
Ямщик – возница, управляющий лошадьми
Облучок - толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп - долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.
Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый
дровни кибитка
бразды ямщик
тулуп облучок
кушак
- Давайте с помощью учебника выясним, как называются слова, которые навсегда исчезли из языка, с слова, которые заменены современными синонимами. (Дети читают информацию на стр. 75, делают вывод самостоятельно)
- Выйдем к доске и запишем. (Ученик выходит к доске и записывает над столбиком термин)
- Проверим (Учитель показывает слайд)
Оценивание детей.
- Какая команда (пара) справилась с заданием лучше? («вирус» на оценочном листе)
б) Задание «Экскурсия в музей» (разноуровневое задание)
На слайде фотографии из музея (сундук, самовар, рубель, веретено, серп, ухват, лапти, плетень, патефон)
Задание:
1. Назвать предмет - устаревшее слово – зелёный «вирус»
2. Записать его лексическое значение – жёлтый «вирус»
3. Определить, архаизм или историзм – красный «вирус»
- Кто какое задание будет выполнять?
Проверка и оценивание работ (самопроверка):
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, каких слов больше в языке: архаизмов или историзмов? (ответы)
- Очень распространены архаизмы, связанные со строением человеческого тела. Кто может привести примеры? (очи, уста и др.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Предупреждение и снятие умственного утомления. Текст проецируется на слайд.
- Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.
- Что будем делать?
(Учитель показывает слайд изображением всех названных частей тела и их устаревшими названиями)
Выполнение физминутки
в) Составление текста – описание.
Цель: развитие умения употреблять в речи устаревшие слова без ошибок.
- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Ваша задача – описать одного из одноклассников, выбирая устаревшие слова, данные в ваших карточках. Учтите, что не все из слов, данных в карточке, понадобятся вам при описании товарища, а только архаизмы.
- Внимание, трудный вопрос! (сразу бонус)
- Почему только архаизмы? (Историзмы обозначают предметы, вышедшие из употребления)
- Вам даётся несколько минут на составление текста, после выполнения задания представитель каждой группы зачитает получившийся текст, а другая команда должна будут сказать, все ли устаревшие слова употреблены правильно.
- Какая цель этого упражнения?
- Как будем его выполнять?
Карточка со словами №1
Власы, очи, кафтан, ланиты, лапти, чело, уста, кушак, бры, треуголка, десница
Карточка со словами №1
Чело, кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир, очи, ланиты, картуз
Проверка и оценивание работ.
7. Вторичная проверка понимания изученного материала. Самостоятельная работа с учебником. Упр.135. (С разноуровневым заданием)
Задание:
1. Нужно найти и записать устаревшее слово – зелёный «вирус»
2. Определить, архаизм или историзм – жёлтый «вирус»
3. Составить собственное предложение с одним из них – красный «вирус»
- Какая цель этого упражнения?
- Как будем его выполнять?
Проверка и оценивание работ (взаимопроверка).
8. Рефлексия
- Достигли поставленных целей? Что показалось вам особенно интересным? Что показалось вам особенно трудным?
- Давайте посмотрим на наши достижения (те, у кого больше красных «вирусов», получают отметку «5», жёлтых – «4», зелёных – «3»)
9. Домашнее задание (разноуровневое)
1. Упр. 136. (выписать устаревшие слова, записать лексическое значение, определить, чем они являются, архаизмами или историзмами)
2. Для дополнительной отметки:
Если останется время на уроке:
Игра «Собери своих». Все обучающиеся получают задание собрать слова определённой тематической группы (по жребию). Карточки со словами перемешиваются и раздаются детям. За отведённое время каждый должен собрать материал. Можно на целом листе просто подчеркнуть слова одной и той же группы.
Одежда
|
Салоп, бурнус, тюрлюрлю, манишка, боливар, камзол
|
Средства передвижения
|
Бричка, дрожки, тарантас, линейка, фаэтон, кабриолет
|
Мебель
|
Канапе, софа, козетка, поставец, конторка, бюро
|
Разновидности войск
|
Кирасиры, кавалергарды, драгуны, уланы, гренадеры, егеря
|
Деньги
|
Империал, гривенник, пятиалтынный, полтина, полушка, целковый |
Список используемой литературы:
1. Толковый словарь
Зима!..
Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
Зима!..
Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.