МКОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока
по литературному чтению
по теме:
« И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Выполнила: учитель начальных классов
Петрова Ольга Ивановна
п. Ясная Поляна
2012 г.
Предмет литературное чтение Класс 2
Тема урока И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цели (образовательная, развивающая и воспитательная):
развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать творческое воображение;
способствовать формированию художественного вкуса;
пробуждать добрые чувства;
отрабатывать навыки выразительного чтения.
формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками
чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определённой начитанностью.
воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся. Прививать любовь к литературе.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее.
2. Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения. 3. Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся.
4. Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание
Оборудование:
мультимедийная презентация,
словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Этапы учебного
Время
Цель этапа
занятия
1.Организационный
момент
1минута
Сообщить тему и
цели урока.
Проверяет готовность детей к уроку.
Деятельность учителя
Компетенции
Знания
Умения
Методы
Формы
Примечание
Словесный
Фронтальная
Деятельность учащихся
Дети стоят возле своих мест.
Сегодня у нас интересный урок. Вы узнаете много нового, а сейчас
подготовим язык, губы, голос к работе.
Речевая разминка.
2.Артикуляционная
гимнастика.
Время
Цель этапа
Компетенции
Методы
Формы
Примечание
2минуты Подготовить
артикуляционный
аппарат к работе.
Знания
Артикуляционных
упражнений.
Умения
Выполнять
правильно
артикуляционные
упражнения
У тридцати трёх полосатых поросят
Словесный
Демонстрационные,
Практические.
Фронтальный
Фронтальная.
Слайд 2 Тридцать три хвостика висят.
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте
•
•
•
•
•
5 минут
с вопросительной интонацией,
с утвердительной интонацией,
с интонацией удивления,
с огорчением,
скороговоркой (читают 3 раза).
тему
3. Постановка
целей урока
Умение
действовать по
инструкции
Наглядно
практические
Рассказ.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Слайд 3
Совершенствовать
знания учащихся
по фонетике.
Познакомить с
краткой
биографией И. А.
Крылова.
что
только
налево
Объявить
урока.
Прочитайте,
написано,
справа
(тренировка
произвольного
внимания):
КАР И АКУЩ,
ЬДЕБЕЛ
Правильно,
сегодня мы с вами
прочитаем басню
«Лебедь, Щука и
Рак».
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Слайд 4
Кого А.С. Пушкин высоко ценил и называл его "самым народным
нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев".
Давайте отгадаем, какого известного писателя он так называл?
В этом нам поможет кроссворд.
Дети, глядя на слайд, выполняют
упражнения. Я буду зачитывать «Крылатые выражения», а вы должны, догадаться
из какой, они басни:
1.Щуку бросили в реку.
2. А ларчик просто открывался.
3. Слонато я и не приметил.
4. Как белка в колесе.
5. Все кажется в другом ошибкой нам.
6. А вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
что получилось?
Посмотрите на портрет.
Каким вам представляется Крылов по характеру?
Иван Андреевич Крылов великий русский поэтбаснописец. Почему
мы говорим русский! Почему великий!
Родился в Твери, отец был прапорщиком, мать – домохозяйкой.
Рано начал работать (в 10 лет).
Очень любил читать. Написал 200 басен. В них животные, насекомые
похожи на людей. Крылов любил все русское: русский народ, русский
язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом
он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и
серьезно работал над своими баснями.
Вы уже знаете много разных потешек, загадок, поговорок, пословиц, а
Получилась фамилия писателя:
Крылов.
Слайд 5
Он добрый, умный.
Сообщение учащегося.
Слайд 6
Работа со словарем С.И. Ожегова.
Слайд 7 8 4. Повторение
изученных басен
5. Работа с
учебником.
вот сегодня вы познакомитесь с ещё одним жанром литературы –
басней.
Что же такое басня?
Как возникли басни?
Вспомнить
5 минут
изученные басни
Знать басни
Умение
действовать по
инструкции
Демонстрационный Индивидуальный Слайд 9
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вам нужно вспомнить все ранее изученные басни и отгадать выдержки
из басен Крылова. Выходят по одному ученику, открывают шкатулку,
читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают название басни,
действующих лиц, а затем:
1) или рассказывают наизусть эту басню;
2) или читают выразительно по ролям по книге;
3) или инсценируют ее.
5 минут
Читают выдержки из басен
Работа с книгой.
Иллюстрация
Фронтальная,
Индивидуальная.
Слайд 79
Знать биографию
писателя.
Ориентироваться
в тексте.
Познакомить с
библиографической
статьёй.
Развивать навык
чтения. Деятельность учителя
Деятельность ученика
Открыли учебник. Чтение текста «цепочкой».
Читают текст
Дети, глядя на слайд, выполняют
упражнения.
Сообщение учащегося
Слайд 10
13
Слайд 14
Офтальмологическая гимнастика для глаз
Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клод выполнил
персонажи басен в бронзе (сплав меди с оловом). В 1885 году в Летнем
саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу.
Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже.
Фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены
персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые
собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о
великом баснописце?
Крылов учил людей узнавать себя самих, помогая обнаружить
недостатки, и подсказывал, как можно от них избавиться.
И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас
знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова
– значит, узнать чтото новое и важное о себе и людях.
Рассматриваем картинки лебедя, рака, щуки. Что общего?
Дети читают строку на доске.
Все живут в воде.
Смотрят слайд или картинку в
Слайд 15 Рассматриваем иллюстрацию к басне.
Что делают герои?
Получается или нет?
учебнике.
Пытаются сдвинуть телегу с места.
Нет.
Слайд 16
6. Первичное
знакомство с
произведением
10минут Познакомить
басней.
Обогащать
словарный запас
с
Знать
фразеологизмы.
Уметь отвечать
на вопросы,
объяснять новые
слова.
Деятельность учителя
Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться?
Какое событие описывает Крылов?
Есть ли незнакомые слова?
Дело на лад.
Воз.
Поклажа.
Впряглись.
Из кожи вон.
И ныне там.
Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем
их читать с наращиванием.
Итак, для чего мы читали эти слова?
Чтение учителя
.Беседа.
Фронтальная
Слайд 17
Деятельность ученика
Слушают образец чтения учителя.
Отвечают на вопросы.
Слайд 18
Да. Работа со словарем.
Хором читают слова с наращиванием.
Мы читали эти слова, чтобы потом в
тексте читать их целыми словами, а не
по слогам. 7.Физкультминутка
2минуты Отдохнуть.
Предупредить
уставание.
Знание текста и
движений.
Выполнять
упражнения.
Словесный.
Практический.
Фронтальная
Задаёт вопросы и показывает движения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Отвечают на вопросы и выполняют движения.
8. Закрепление.
8 минут
Учить
выразительному
чтению. Обогащать
словарь словами –
признаками.
Басню как жанр
литературы и
определять её по
характерным
признакам.
Хорошо
ориентироваться
в тексте
Умение
подбирать
признак к
предмету.
Выборочное чтение.
Выразительное
чтение.
Фронтальная.
Индивидуальная
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Чтение басни хорошо читающими детьми.
Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя
Лебедь рвётся в облака.
Рак пятится назад.
Щука тянет в воду.
Какими словами описано усердие героев?
Был ли воз на самом деле тяжёлым?
Почему же воз и ныне там?
Как будем читать басню? С каким настроением? Сейчас вы должны
постараться и прочитать басню выразительно и без ошибок.
Как вы считаете, смогли ли мы прочитать басню выразительно?
Найдите главную часть басни – мораль.
Ещё раз прочитаем их. Чему же учит басня?
Дети находят подходящие строки в
тексте, чтобы они характеризовали
героя.
Лебедь стремительный, упрямый,
быстрый.
Рак неповоротливый, нерасторопный.
Щука упрямая.
Из кожи лезут вон.
Слайд 19
Поклажа бы для них казалась и легка.
Потому что они не смогли
договориться.
Выразительное чтение басни детьми.
Слайд 20 Есть замечательная русская пословица: Дружно негрузно, а врозь –
хоть брось.
Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?
Отметить детей, наиболее активных на уроке.
Дети находят первые три строчки.
Басня учит в любом деле работать
дружно, вместе.
9. Итог урока
2 минут
Систематизировать
знания, полученные
на уроке.
Обобщение знаний
Словесный
Фронтальная.
Деятельность учителя
Задаются вопросы:
С каким писателем сегодня познакомились?
С каким жанром литературы познакомились?
Какая поучительная часть всегда есть в басне?
Как вы думаете, какую оценку вы заработали?
Домашнее задание: выразительное чтение басни , придумайте свою
басню про свой класс.
Деятельность ученика
Дети отвечают на вопросы.
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Путешествие в страну Здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.