Пути развития творческой деятельности учащихся отделения народных инструментов детских школ искусств

  • doc
  • 11.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Бурова Пути творческой деятельности.doc

 

Методический доклад

«Пути развития творческой деятельности учащихся

отделения народных инструментов детских школ искусств»

 

         Творческая  деятельность учащихся ДШИ  включает в себя различные способы познания музыкального искусства, которые влияют на музыкальное и общее развитие детей. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая в процесс обучения свое отношение к изучаемому материалу путем создания новых образов и действий. В момент работы над каким-либо музыкальным произведением у ученика существует возможность активно развивать фантазию, воображение и умение проявить себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д.

         Музыкально-творческая деятельность позволяет оптимизировать образовательный процесс, заинтересовать ребенка, увлечь его в мир творчества и игры. Современная гуманистическая психология и педагогика исходят из постулата о том, что каждый ребенок от природы талантлив; необходимо лишь создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Детство – уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования, – стимулирует активность воображения и изобретательности. Если ребенок однажды пережил эмоцию в творчестве, велика вероятность того, что он будет искать творчество и дальше.  Дети, попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Формирование у школьников потребности в творческом самовыражении и самореализации, по нашему мнению, способствует раскрытию творческого потенциала детей.

         Реализацию творческой  деятельности  ученика можно схематично охарактеризовать следующим образом:

Принципы:

– целостность процесса обучения и воспитания.

Средства:

– творческие задания на уроках;

– самостоятельная работа ученика, выполненная по заданию педагога или полностью сделанная учеником.

Методы и приемы:

– метод активного обучения;

– метод стимулирования учебной деятельности;

– метод личного примера педагога.

Формы:

– теоретические и практические занятия;

– участие в концертной и конкурсной деятельности;

– участие в мастер-классах.

         Чтобы развитие творческой деятельности приносило ощутимые плоды, надо в ученике воспитывать конкурентоспособность, которая характеризуется:

– глубокой верой в свои силы;

– способностью принимать творческие рискованные решения;

– постоянным стремлением к развитию;

– умением не отчаиваться в случае временных неудач;

– способностью много и упорно трудиться;

– способностью начатое дело доводить до конца.

         В развитии творческой деятельности будут мешать определенные барьеры, с которыми придется столкнуться ученику:

внутренние барьеры:

– излишняя ориентация одобрения со стороны, как правило, родителей;

– заниженная самооценка.

внешние барьеры:

критика;

стресс;

дефицит времени.

         Отдельно остановлюсь на конкурсной деятельности, как важном факторе творческой деятельности учащихся. Организация конкурсного движения и привлечение учеников к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы.  Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные. Любой, даже самый скромный по масштабам конкурс, – это для ребенка и родителя не просто культурное событие, которое позволяет показать себя и посмотреть на других. Для всех – это праздник. В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика –  в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность конкурсов – развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая  «тактика и стратегия» педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы, а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов – артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

         Педагог должен помнить, что важный принцип творческого движения ученика – педагогическая поддержка.

 

Список использованной литературы:

1.     Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975

2.     Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001

3.     Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004

4.     Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва- 2007