Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)
Оценка 4.7

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
8 кл
12.04.2018
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)
В 21 веке остро встаёт проблема поиска путей повышения социально- экономического потенциала общества. Важную роль в её решении играет система образования. В законе РК «Об образовании» указывается о необходимости развития творческих возможности детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса .Для главное, что должно стать основой успеха –это организация самостоятельной работы учащихся и создать условия для проявления их способностей ,необходимо учителям применять разработанные задания по таксономии американского психолога Б.Блума, использовать индивидуально- дифференцированное обучение
срс служебные части речи.docx
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи») В 21 веке остро встаёт проблема поиска путей повышения социально­  экономического потенциала общества. Важную роль в её решении играет система  образования. В законе РК «Об образовании» указывается о необходимости развития  творческих возможности детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей  общественного процесса .Для  главное, что должно стать основой успеха –это организация  самостоятельной работы учащихся и создать условия для проявления их способностей  ,необходимо  учителям  применять разработанные задания по таксономии американского  психолога  Б.Блума, использовать индивидуально­ дифференцированное обучение  ( В.П.Беспалько, Ж.А.Караева, Ж.А.  Кабдинова, Н.Ж.Бирибаевой и др. ).                              Нами разработан в рамках СРС урок по теме: «Служебные части речи» (учебник  «Русский язык» , Алматы: 2012 г. стр. 16 ­ 48).  Таким образом, задача учителя­ словесника заключается в том , чтобы не  ограничиваясь базовыми заданиями данными в учебнике, составлять задания,  которые  развивают рефлексию, оценку, творческое отношение к учёбе                                                    Цель урока: Разработать вариативные задания к обозначенной теме урока., дать  понятие о служебных частях речи, о предлоге как части речи, разрядах предлогов по  значению, об их структуре; формировать соответствующие правописные умения и навыки.   Задачи:                                                                                                                                    ­создание условий для выявления,  развития и поддержки лингвистически одаренных  учащихся;                                                                                                                           ­создать  привлекательную среду для обучения на уроках;                                                          ­развивать творческие способности  учащихся класса .                                       Разработка урока с моделированием осложнённых и сложных  заданий представлена на  примере текстов представленных в учебнике. Следует отметить, что служебные части речи употребляются часто: в тексте они обычно  составляют 25% общего числа слов. Эти слова называются служебными потому, что они  обслуживают самостоятельные слова.  Рассмотрим предложение:  Том перелез через забор, перебрался через клумбы с цветами и стал под окном;  долго и с волнением глядел на него, задрав голову кверху; потом улегся на землю,  растянувшись во весь рост, сложив руки на груди и прижимая к ней бедный, увядший  цветок. В этом предложении 43слова, из них служебных­ 13; одни из них служат для  связи друг с другом (перелез через забор), другие ­ для связи однородных членов  предложения (долго и с волнением).  Понятие о значении предлогов можно дать, используя таблицу  К данному тексту нами сформулированы задания: поисковые, проблемные, творческие  (иногда привлекая к их составлению  лингвистически одарённых  учащихся) .Как   рекомендацию для своих коллег мы предлагаем следующие типы творческихзаданий.  Преднамеренно мы не предлагаем задания базового репродуктивного уровня , так как ими  изобилуют и учебники и дидактические материалы. Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими, Абай,  образованный и талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии  Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении  Абая ­  основателя письменной казахской поэзии. Он открыл казахскому народу  произведения великих русских классиков. Популярный общественный деятель, певец народа, Абай был горячо любим честными  тружениками.  Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к смелой борьбе за  лучшее будущее. Абай, свободолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал  интересы бедноты. Он  надеялся увидеть народ просвещённым, свободным,  счастливым.                                                                                ( По  М. Ауэзову) .                                           1. Перенос знаний о служебных частях речи, полученных на уроках     казахского   языка;  2. Беседа по вопросам:      Что относится к служебным частям речи?      Для чего они служат в предложении?      Есть ли разница между ними?  3. Работа по схеме « Служебные части речи»;  4. Изучение теоретического материала учебника (с.16).  Ознакомление по учебнику (с.19) с орфограммой «Написание предлогов     через  дефис».  5. Закрепление:  а) работа с текстом ­ упражнение №1(с.16): чтение, словарная работа,      выполнение заданий к тексту;  б) 1 группа – упражнения № 1,3,7 (с. 17­19),      2 группа ­ упражнения № 5,6 (с. 17­19).  . Задание:1                                                                                                                          1.  Какие части речи относятся к служебным?  Что называют предлогом?  На какие разряды делятся предлоги?  Какие предлоги называются производными? Задание 1 группе:  Рассказать о правописании предлогов. Жили в одном из городов Морфологии  предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого­нибудь задеть или  обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их  ставили рядом с предлогами, бедняги старались отдвинуться подальше, так, что между  ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми  словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими  соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все  старались держаться от них на расстоянии. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило о том, что  предлоги с другими частями речи пишутся  раздельно.  А вот с производными предлогами нужно быть очень осторожными! Нужно знать их в лицо, помнить, как они пишутся, из скольких слов состоят, уметь отличать их от других  частей речи.  Сегодня мы познакомимся с несколькими предлогами, которые так часто путают  нас. И это неудивительно, они ведь напоминают своих родителей, от которых убежали:  наречия, деепричастия, существительные. (как долго?) в течение года  (как долго?) в продолжение года ­Сравните написание слов в первом и втором столбике в (чём?) в течении реки в (чём?) в продолжении книги в (чём?) в следствии по делу иметь ( в чём?) в виду шёл (как?) не смотря под ноги Задание 2 группе: Запиши словосочетания в таблицу. не был (почему?) вследствие болезни                    (почему) ввиду плохой погоды (вопреки чему) несмотря на дождь В течени… дня – в течени… реки, в продолжени… часа – в продолжени… книги, в  заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по  делу, впоследстви… выяснилось – не виноват в последствиях, перевести (на) счет –  (на)счет ремонта, (в) роде женском – птица (в)роде воробья, (в)место тебя – (в) место  укромное, (не)смотря на дождь – (не) смотря под ноги, (на)подобие шара – обратить  внимание (на) подобие треугольников. Производные предлоги Другие части речи Вставь пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Сделай  морфологический разбор выделенных предлогов. По отношению каждого человека к своему языку можно совершен…о точно судить  не только о его культурном уровне но и о его гражданской цен…ости. Истин…ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку. Человек,  равнодушный к родному языку,­ дикарь. Он вредоносен по самой своей сути (по) тому, что  его безразличие к языку объясняется полнейш…м безразличием к прошлому настоящему и  буду…щему своего народа. Мы приняли в дар бл…стательный и (не) слыхан…о богатый язык наших классиков. Мы знаем могучие народные истоки русского языка. (К. Паустовский) Запиши союзы в нужную графу таблицы. Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы 1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. 2. Дверь тихо скрипнула и отворилась. 3. С чужими я либо робел, либо важничал. 4. И вдалеке раздавался то всплеск волн, то шум ветра.  5. Сказать не в бровь, а в глаз. 6. Видит око, да зуб неймёт. 7. Порой не то дрёма, не то забытьё овладевали им. 8. Ступни уже ничего не чувствовали, однако тело при каждом шаге пронзала боль. 9. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься. 10. Красна ягодка, да на вкус горька. 11. Без нитки да иголки шубы не пошить. 12. Экзамены проверяют не только знания, но и характер. 13. Как аукнется, так и откликнется. 14. Она улыбалась редко, зато улыбка её всегда поражала. 15. Звуки несутся то ли справа, то ли слева. 2. Повторение. Синтаксический разбор:  Потихоньку Том извлек на свет коробочку из­под пистонов, взял клеща и    выпустил его на длинную плоскую парту.  Они схватились за деревянные мечи, стали в оборонительную позицию, нога к   ноге, и начали серьезный поединок.  Простое это предложение или сложное?  3. Совершенствование умения различать предлоги и сходные с ними по   звучанию слова других частей речи.  Объяснительный диктант (Какой частью речи являются омонимичные  слова?):  находиться в виду берега, отсутствовать ввиду болезни; беседовать в    продолжение двух часов, читать в продолжении романа; не приехать   вследствие нелетной погоды, включить в следствие показания новых   свидетелей; заметить изменения в течении реки, наблюдать в течение часа.  Задание 2.                                                                                                                      1.Выпишите из текста предложения с служебными частями речи 2. На основании собственных наблюдений определите, какую роль играют служебные  части речи в предложении.                                                                                  3.Выпишите грамматическую основу предложений, в которых  4.Начертите опорную блок­ схему на тему «Служебные части речи"        5.Напишите эссе повествовательного характера о служебных частях речи. Таким образом курсы по теме: «Служебные части речи» дали нам возможность  обратить внимание на преподавание русского языка в условиях недостаточных для  лингвистически одарённого ребёнка на том уровне, на котором предлагают работать  авторы учебников 8 классов. Но есть большая надежда, что  учебники русского языка 12­  летней школы будут более дифференцированными и учитывающими ориентацию на  расширение познавательных  интересов учащихся .  Домашнее задание: 1 группа – упр. №7(*, с.19), 2 группа – упр.1(с.16). Список использованных источников                                                   1. Блум.Б. «Таксономия образовательных целей: Сфера познания». 1956г.83 с. 2. Г. Бадамбаева, М. Тюлебаева, Б. Исмагулова Учебник  «Русский язык» 8      класс (для казахских школ)  Алматы: Мектеп, 2014г.­352с.           3.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.          4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. –                 М.: Народное образование, 2004.          5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2­х т. Т.1. М:              НИИ школьных технологий.­ 2006.­ стр. 371­383.          6.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные главы. – М: Педагогика,                1989.          7.Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5­11 классы.              Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину­             Дьяченко)/Авт.­сост. Г.М. Вялкова. – М: Планета, 2012.

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Служебные части речи»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Служебные части речи»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018