Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Оценка 4.9

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
8 кл
12.04.2018
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Предлагаемая самостоятельная работа является составной частью проекта на тему «Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы». В условиях реализации нормативных документов образовательного пространства РК и языковой политики нам, учителям-словесникам, необходимо пересмотреть своё отношение к проблеме формирования и развития функциональной грамотности языковой личности.
СРС_8 класс.docx
Филиал АО НЦПК «Орлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области»                                   Тема курсов:     Внедрение этнокультурных технологий обучения языковой личности (на примере фрагментов текстов художественного стиля учебников 8 – 9 классов) Тема СРС: Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы») Разработчик: Байсубанова М.К., учитель русского языка                          и литературы сш № 12 ДСМ с. Заречное,                             Илийского района Консультант: Бирибаева Н.Ж., к.п.н., доцент, профессор                           педагогики Алматы, 2015                                      Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)   частью   проекта   на   Исходя из   обозначенных   выше     проблем, нам необходимо пересмотреть своё             Предлагаемая самостоятельная работа является составной тему «Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы».          В условиях реализации нормативных документов образовательного пространства РК   и   языковой   политики   нам,   учителям­словесникам,   необходимо   пересмотреть   своё отношение к проблеме формирования и развития функциональной грамотности языковой личности.      Анализ   действующего   учебника     8     класса   по   русскому   языку   вывел     нас     на заключение: реализовать полностью основные положения «Национального плана действий на 2012­2016 годы   по   формированию   функциональной   грамотности   школьников» не представляется возможным, т.к. авторы в основном предлагают задания репродуктивного уровня, которые   не   ориентированы   на   компетентностное     обучение   как     новую парадигму.      отношение к обучению учащихся на уроках русского языка в  новом  ключе.      модели практико­ориентированной,  что отвечает нормативным  требованиям.   расширить   наши        положений профессиональные   навыки   государственных   документов   в   области, в   данном   случае ­ «Национального плана действий     на   2012­2016   годы     по     формированию     функциональной     грамотности школьников».        Сегодня  главным для  нас  является  изменение   нашего   отношения к  практико­ ориентированному  обучению языковой  личности, и  решение  этой  проблемы  зависит  от нашей   гибкости,   мобильности     и   оперативности;     именно     на     нас     возлагается ответственность  за обеспечение практической  направленности изучаемого  предмета. И выполненная   самостоятельная   работа   –   это   попытка   конструктивного     пересмотра содержания  учебного материала учебника  за 7 класс в  ориентации  на  формирование  и развитие  практических, жизненно важных навыков  и  умений обучающихся.      КСО. СРС  выполнена  в  соответствии с критериями таксономии Б. Блума  и технологии   При сложившейся ситуации свою миссию мы видим в создании новой модели –   позволил     реализации     нам     основных   Теоретико­практический     и     блок     умения     курсов     в   На   наш   взгляд,   задания       и     упражнения,   данные     в     учебнике,   не     отвечают современным требованиям к качеству  обучения языковой  личности,  что  позволило  нам конструировать   ПОЗы     и   поднять     практическую   значимость русского   языка     в контексте  ГОСО. Задания  1 уровня ­  Знание      Данный  уровень  направлен на проверку запоминания через повторение или узнавание информации, вспоминание информации и материала по теме: учащиеся знакомы с союзом и работают с данной частью речи с 6 класса. В курсе русского языка 6 класса даны  темы: «   Однородные   члены   предложения»   и   «Простое   предложение»,   при   изучении   которых учащиеся   учатся   находить   однородные   члены   предложения   и   простые   предложения   в составе сложного и выделять, чем данные конструкции могут быть соединены – союзами.      В 8 классе изучается союз более подробно, поэтому знания учащихся о союзе должны быть расширены. Для этого нужно создать условия, а в данном случае ­ тренировочные упражнения, которые бы помогли школьникам на данном этапе.     Программа по русскому языку предполагает 6 часов на изучение темы: «Союз», из них 2 часа – развитие речи, 1 час – контрольная работа, 1 час – диктант.   На   тему «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы» по  программе отводится 2  часа.       Это вступительный урок, на котором учащиеся вспоминают всё, что они знают о союзе и получают новые знания: сочинительные и подчинительные союзы, их функция в предложении.      При изучении раздела «Союз» учащиеся должны повторить союз как часть речи, сочинительные   (соединительные,   разделительные,   противительные)   и   подчинительные союзы (их группы), простые и составные союзы, отличительные признаки союза и союзного слова, слитное и раздельное написание союзов, отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же, синтаксическую   роль   союзов   в   предложении,   морфологический   разбор   союза, употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении, подчинительных союзов   в  сложном   предложении.   Конструирование   простых   и   сложных   предложений   с использованием   союзов,   употребление   союзов   с   использованием   их   стилистической окраски.      Все   упражнения   ,   данные   в   учебнике,     ориентированы     на   знание   данной   темы (задания  типа: вставить союзы, заключить в овал, указать структуру, отличие союзов от предлогов и т.д.).  К  примеру,      Упр. 1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Ответьте на вопросы. Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими, Абай, образованный и  талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении Абая ­  основателя письменной  казахской поэзии. Он открыл казахскому народу произведения великих русских классиков. Популярный общественный деятель, певец народа, Абай был горячо любим честными  тружениками.  Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие,  честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к смелой борьбе за лучшее  будущее. Абай, свободолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы  бедноты. Он  надеялся увидеть народ просвещённым, свободным, счастливым.                                                                                                                           ( По  М. Ауэзову) Когда мы в…звращались домой было т…мно и тихо.(А.Чехов) 2. Так как Каштанка взвизгнула   и   п…пала ему  под  ноги  то  он на  мог  но обратить  на  неё  вн…мания. (А.Чехов)   3.   Я   хату   п…кинул     пош…л   воевать   чтоб   землю   в   Гренаде   крестьянам о..дать.( М.Светлов) 4. Если я долго не пр…езжал в город то значит я был болен или что­то случил…сь   со мной.(А.Чехов) 5. Хотя было ещё рано но ворота   ок…зались запертыми. (В.Короленко) 6. Я хочу чтоб к стиху приравняли перо. (В.Маяковский).                  Предлагаемые   вариативные  задания  на  1  уровень 1.Закончите предложение  Союз – это… По структуре союзы бывают … Сочинительные союзы отличаются от подчинительных … Сочинительные союзы делятся  на … Подчинительные союзы делятся  на… 2.Установите соответствие  стрелками Союзы:        пусть, только, не, давай, ни, вот, что за  Предлоги:          а, но, что, чтобы, и, не только.., но и..       Частицы:         в, на, при, в течение, насчет 3. Соотнесите Сочинительные союзы      потому что, чтобы, если, когда Подчинительные союзы . 4.Прочитайте  на странице 37 учебника и запишите, что вы знаете, чего не знаете и что хотели бы узнать по теме «Союз». однако, зато, не только…, но и… Знаю Не знаю Хотел бы узнать Задания  2 уровня ­   Понимание        Задания   на понимание изучаемой темы, преобразование материала из одной формы выражения в другую направлены на углубление  знаний  и  понимания основных  правил функционирования  союзов.          Мы предлагаем для работы по данному уровню разделить класс на группы и дать им дифференцированные   задания.     По   технологии   КСО   учащиеся   в   группах   работают совместно,   решая   задачу,   поставленную   перед   ними.   В   группах   идет   взаимообмен информацией и принимают совместные решения. После того как ученики справились с заданием, им предоставляется возможность объяснить учащимся из другой группы свою работу.   Каждая   группа   поясняет     своё   задание   и   комментирует   выполненную   работу. Функции учащихся в группах поделены следующим образом: один на доске чертит схемы, второй  делает вывод, какие слова вынесены в схемы, третий определяет, какова  функция союзов в предложениях. • Записать     предложения,   подчеркнуть   грамматические   основы,   расставить   знаки препинания, начертить схемы. Сделать вывод, какова функция союзов в предложении.                                            1 группа • Он много лет жил и работал на Украине. • Но чтобы читать книги, нужно много свободного времени. • Сухомлинский писал, что ученик, который много читает, и уроки делает быстрее всех. • Ученье без уменья не польза а беда. 2 группа  1. Досуг может быть и активным и пассивным.  2. Например, один человек плавает и бегает, играет в футбол или        баскетбол, ходит на лыжах.   3. А другой в это время читает спортивные газеты и журналы.   4. Представим себе, что к нам попал человек из прошлого века.   5. Асфальт улиц и площадей ­ вот первое, что бросилось бы в глаза       этому человеку.                                         3 группа • В сотый раз я  пожалел что не родился художником. • Хотелось бы чтобы вы ребята крепко дружили. • Если исчезнет  воображение то человек перестанет видеть прекрасное. • Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. • Мы были в каюте когда послышался звук.  • В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно. • Костёр тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него. • Чтобы   удалить   жирные   пятна   со   страницы   книги   надо,   присыпав   загрязнённый • участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.  Немного лиц мне память сохранила, немного слов до ходят до меня, а прочее погибло невозвратно. • Выберите в меня имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно. • • Перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими,    Абай, образованный и талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении  Абая ­  основателя письменной казахской поэзии. Он открыл казахскому народу  произведения великих русских классиков. Популярный общественный деятель, певец народа, Абай был горячо любим  честными тружениками.  Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал  трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к  смелой борьбе за лучшее будущее. Абай, свободолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы бедноты. Он  надеялся увидеть народ просвещённым, свободным,  счастливым.                                                                                ( По  М. Ауэзову) • Сделайте синтаксический разбор предложения № 6 • Найдите  предложения с сочинительными союзами. • Составьте схемы 1,5,6 предложений • Объясните расстановку знаков препинания в предложения 1,5,6. • Придумайте   и   запишите   простое   предложение   ,   осложненного   однородными   членами, соединенными сочинительным соединительным союзом. • Придумайте и запишите сложное предложение, части которого соединены сочинительным противительным союзом. • Придумайте сложное предложение, части которого соединены подчинительным целевым союзом. Задания  3 уровня  ­   Применение      Задания  3 уровня  направлены на то, чтобы учащиеся могли использовать и применять информацию для решения какой­либо проблемы. Поэтому нами разработаны задания, в которых ученики могут использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. 1.Придумайте  предложения по началу Сегодня на уроке мы узнали о ….. и …….  Я знаю, что … Мне нравится работать на уроке, потому что ….. Я буду учиться, и …..  Наша группа … 2.Составить предложения по схемам:  [    ] , и    [   ] . [    ] , а   [   ] . [  О , а О   ]  [    ] ,  (чтобы   ) . ( Если) , [    ]  . 3.Прочитайте информацию о союзах стр. 37 и преобразуйте её в таблицу и проведите классификацию сочинительных союзов. Сочинительные союзы 4.Составьте схемы предложений • Темно было и на каждом шагу болото разевало свою холодную пасть • Эти каменные деревья стояли  молча и неподвижно. • Был бы покос да пришёл мороз. • Если он молчит значит не считает нужным говорить об этом. • Я ждал когда он расскажет всю правду о случившемся. 5.Определите, какие союзы употреблены в предложениях. • Сказал бы словечко, да волк недалечко. • Он то внезапно принимался громко петь, то начинал безудержно смеяться. • Эту солому поддевают на вилы и передают друг другу, чтобы из неё высыпалось зерно.  • Он также не поехал в экспедицию • Когда мы покидаем лес и выходим на моховую равнину, нам делается немного легче. • К вечеру подморозило, зато в доме стало прохладнее. Сочинительные ­ №№ …. Подчинительные ­ №№… 6.Укажите, какому предложению соответствует данная схема [О и О]. 1) Куда река пошла, там и русло будет. 2) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя  в даль моря. 3) Разбудив гостей, я сказал, что надо идти домой. 4) Полный диск луны бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу. 7.Укажите предложения с сочинительными разделительными союзами. • Он не решился на эту поездку, и я тоже отказался в ней участвовать. • Дождь льет уже второй день, однако мы не теряем надежды на скорое отплытие. • Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. • Море дремлет и дышит опаловым туманом. • То вздрогнет выпь, то засмеётся филин. • Начало смеркаться, а провожающие не торопились прощаться. 8.Составьте кластер «Союз». Задания 4 уровня ­  Анализ       Они  направлено на  то,  что  учитель направляет, исследует,  информирует,  а  ученик разделяет, обсуждает, раскрывает своё понятие изучаемой темы. В связи с тем, что в ученике практически нет упражнений по анализу изученного материала, мы предлагаем тренировочные упражнения. 1.Разделите союзы на группы И,  но,  либо,  или,  зато,  не  только...,но   и...;  да  (но),  да(и),  так...,  как  и...;  ни...,ни...; также, тоже, однако, а. 2.Найди четвертое лишнее. • В течение, из­за, потому что,насчёт • А, но, зато, и • Когда, что, однако, если • Либо, чтобы, а, но 3.Выявите, для какой цели используют поэты союзы в тексте и как называется данный прием в литературе?(упр.  стр. 45). Отгадайте загадку. Если видиш.. на к..ртине Нар..сована р..ка,  Или ел.. и белый иней, И л..са и обл..ка,  Или сн..жная равнина,  Или поле и шалаш,  То подобная к..ртина Называется .......(пейзаж) 4.Найди соответствия.  Сложное предложение с сочинительным соединительным  союзом______________ Простое предложение с сочинительным соединительным союзом______________ Сложное предложение с сочинительным разделительным союзом_____________ Простое предложение________________________ 1)Облако переглянулось со степью и нахмурилось. 2)Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой 3)Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. 4)То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней. 5)Он тоже не захотел с нами встречаться 5.Проанализируйте предложения, расставив знаки препинания. • В воздухе пахло не то свежестью, не то пряностью, не то опавшей листвой. • Там плыли тени, и их было много. • Мы понимали, что победа за нашей командой.   слой   6.Объясните постановку знаков препинания в предложениях.  1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более  заметным и появилось больше трещин.   2) Приходилось идти осторожно   прощупывая снег   чтобы   не   провалиться через тонкий трещины. 3) На севере тучи расходились разгоняемые ветром  и между их серыми клочьями то показывались  то исчезали горы  тянувшиеся длинной цепью по всему горизонту.  4)   На   их   белоснежном   фоне   чернели   скалистые   отроги     а     незаходящее   солнце катилось над самым гребнем  хребта  тускло светя сквозь пелену туч  и окрашивая их в красноватый цвет.  7.Сгруппируйте данные     слова:  по,  над, и, то­то, даже, чтобы, когда, зато, либо, пусть,   в   течение,   благодаря,   вследствие,   потому   что,   что,   не   то­не   то,   а,   но,   в продолжение, из­за, только, разве, лишь. скрывающий его       Задание  5 уровня ­  Синтез        5 уровень направлен на то, чтобы учащиеся не только знали союзы, могли составить отдельные   предложения,   но   и   использовать   их   в   речи.   Речь   учеников   очень   скудна, однообразна, наполнена чаще всего неполными предложениями.                         Наша задача – научить использовать развернутые синтаксические конструкции. Уметь высказывать   свою   точку   зрения,   употребляя   в   речи   сложные   союзные   предложения   и простые предложения, осложненные однородными членами. 1.Опишите   любую   из   известных   вам   картин,   используя  в   своей   работе   предложения   с союзами. 2.Составьте Кодекс гимназиста, используя союзы в тексте. 3.Напишите эссе «Роль союзов в нашей речи». 4.Запишите 10 пословиц, в которых употреблены союзы. 5.Напишите лингвистическую сказку «В королевстве союзов». Задание  6  уровня ­ Оценка     Задания 6 уровня направляют учеников принять решение  и уметь высказать свою точку зрения по определенной теме, сформулировать и передать свои мысли, идеи, выводы и обосновать   их.   На   этом   уровне   применяются   конкретные,   системные   и   обоснованные стандарты,   и   мы   предлагаем   задания,   направленные   на   оценку   разных   компетенций учащихся. • Закончите предложения. • Мне нравится такая форма работы…  • Я считаю, что я работал (а)…  • Моя оценка справедлива потому, что…  • Докажите, что данную тему вы поняли. • Оцените свои знания, полученные на уроке. • Оцени поступки героя. • Напиши, каково место союза в русском языке. • Сравни значимость союза и других служебных частей речи в русском языке.                        Список  использованных  источников 1. Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения//Народное     образование.­ 1994.­ № 5.­С.23. 2. Таксономия Б.Блума. Интернет­ресурсы  3.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. 5.   Селевко   Г.К.   Энциклопедия   образовательных   технологий:   в   2­х   т.   Т.1.   М:   НИИ школьных технологий.­ 2006.­ стр. 371­383. 6.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные главы. – М: Педагогика, 1989. 7.Новые   образовательные   стандарты.   Русский   язык.   5­11   классы.   Использование технологии   «Коллективный   способ   обучения»   (по   Ривину­Дьяченко)/Авт.­сост.   Г.М. Вялкова. – М: Планета, 2012. 8.Г.   Бадамбаева,   М.   Тюлебаева,   Б.   Исмагулова   ­Русский   язык   –учебник   для   8   класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения, Алматы «Мектеп»,2012

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)

Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему:  «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018