Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
8 кл
12.04.2018
Предлагаемая самостоятельная работа является составной частью проекта на тему «Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы».
В условиях реализации нормативных документов образовательного пространства РК и языковой политики нам, учителям-словесникам, необходимо пересмотреть своё отношение к проблеме формирования и развития функциональной грамотности языковой личности.
СРС_8 класс.docx
Филиал АО НЦПК «Орлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических
работников по Алматинской области»
Тема курсов:
Внедрение этнокультурных технологий обучения языковой
личности (на примере фрагментов текстов художественного
стиля учебников 8 – 9 классов)
Тема СРС:
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции
учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз.
Сочинительные и подчинительные союзы»)
Разработчик: Байсубанова М.К., учитель русского языка
и литературы сш № 12 ДСМ с. Заречное,
Илийского района
Консультант: Бирибаева Н.Ж., к.п.н., доцент, профессор
педагогики Алматы, 2015
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся
(на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и
подчинительные союзы»)
частью проекта на
Исходя из обозначенных выше проблем, нам необходимо пересмотреть своё
Предлагаемая самостоятельная работа является составной
тему «Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы».
В условиях реализации нормативных документов образовательного пространства
РК и языковой политики нам, учителямсловесникам, необходимо пересмотреть своё
отношение к проблеме формирования и развития функциональной грамотности языковой
личности.
Анализ действующего учебника 8 класса по русскому языку вывел нас на
заключение: реализовать полностью основные положения «Национального плана действий
на 20122016 годы по формированию функциональной грамотности школьников» не
представляется возможным, т.к. авторы в основном предлагают задания репродуктивного
уровня, которые не ориентированы на компетентностное обучение как новую
парадигму.
отношение к обучению учащихся на уроках русского языка в новом ключе.
модели практикоориентированной, что отвечает нормативным требованиям.
расширить наши
положений
профессиональные навыки
государственных документов в области, в данном случае «Национального плана
действий на 20122016 годы по формированию функциональной грамотности
школьников».
Сегодня главным для нас является изменение нашего отношения к практико
ориентированному обучению языковой личности, и решение этой проблемы зависит от
нашей гибкости, мобильности и оперативности; именно на нас возлагается
ответственность за обеспечение практической направленности изучаемого предмета. И
выполненная самостоятельная работа – это попытка конструктивного пересмотра
содержания учебного материала учебника за 7 класс в ориентации на формирование и
развитие практических, жизненно важных навыков и умений обучающихся.
КСО.
СРС выполнена в соответствии с критериями таксономии Б. Блума и технологии
При сложившейся ситуации свою миссию мы видим в создании новой модели –
позволил
реализации
нам
основных
Теоретикопрактический
и
блок
умения
курсов
в
На наш взгляд, задания и упражнения, данные в учебнике, не отвечают
современным требованиям к качеству обучения языковой личности, что позволило нам
конструировать ПОЗы и поднять практическую значимость русского языка в
контексте ГОСО.
Задания 1 уровня Знание
Данный уровень направлен на проверку запоминания через повторение или узнавание
информации, вспоминание информации и материала по теме: учащиеся знакомы с союзом
и работают с данной частью речи с 6 класса. В курсе русского языка 6 класса даны темы: « Однородные члены предложения» и «Простое предложение», при изучении которых
учащиеся учатся находить однородные члены предложения и простые предложения в
составе сложного и выделять, чем данные конструкции могут быть соединены – союзами.
В 8 классе изучается союз более подробно, поэтому знания учащихся о союзе должны
быть расширены. Для этого нужно создать условия, а в данном случае тренировочные
упражнения, которые бы помогли школьникам на данном этапе.
Программа по русскому языку предполагает 6 часов на изучение темы: «Союз», из них 2
часа – развитие речи, 1 час – контрольная работа, 1 час – диктант. На тему «Союз.
Сочинительные и подчинительные союзы» по программе отводится 2 часа.
Это вступительный урок, на котором учащиеся вспоминают всё, что они знают о
союзе и получают новые знания: сочинительные и подчинительные союзы, их функция в
предложении.
При изучении раздела «Союз» учащиеся должны повторить союз как часть речи,
сочинительные (соединительные, разделительные, противительные) и подчинительные
союзы (их группы), простые и составные союзы, отличительные признаки союза и союзного
слова, слитное и раздельное написание союзов, отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы
от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же,
синтаксическую роль союзов в предложении, морфологический разбор союза,
употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении, подчинительных
союзов в сложном предложении. Конструирование простых и сложных предложений с
использованием союзов, употребление союзов с использованием их стилистической
окраски.
Все упражнения , данные в учебнике, ориентированы на знание данной темы
(задания типа: вставить союзы, заключить в овал, указать структуру, отличие союзов от
предлогов и т.д.).
К примеру,
Упр. 1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Ответьте на вопросы.
Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими, Абай, образованный и
талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской
культуре. Это сыграло решающую роль в становлении Абая основателя письменной
казахской поэзии. Он открыл казахскому народу произведения великих русских классиков.
Популярный общественный деятель, певец народа, Абай был горячо любим честными
тружениками. Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие,
честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к смелой борьбе за лучшее
будущее.
Абай, свободолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы
бедноты. Он надеялся увидеть народ просвещённым, свободным, счастливым.
( По М. Ауэзову)
Когда мы в…звращались домой было т…мно и тихо.(А.Чехов) 2. Так как Каштанка
взвизгнула и п…пала ему под ноги то он на мог но обратить на неё вн…мания.
(А.Чехов) 3. Я хату п…кинул пош…л воевать чтоб землю в Гренаде крестьянам
о..дать.( М.Светлов) 4. Если я долго не пр…езжал в город то значит я был болен или
чтото случил…сь со мной.(А.Чехов) 5. Хотя было ещё рано но ворота ок…зались
запертыми. (В.Короленко) 6. Я хочу чтоб к стиху приравняли перо. (В.Маяковский).
Предлагаемые вариативные задания на 1 уровень
1.Закончите предложение
Союз – это…
По структуре союзы бывают …
Сочинительные союзы отличаются от подчинительных …
Сочинительные союзы делятся на …
Подчинительные союзы делятся на… 2.Установите соответствие стрелками
Союзы: пусть, только, не, давай, ни, вот, что за
Предлоги: а, но, что, чтобы, и, не только.., но и..
Частицы: в, на, при, в течение, насчет
3. Соотнесите
Сочинительные союзы потому что, чтобы, если, когда
Подчинительные союзы
.
4.Прочитайте на странице 37 учебника и запишите, что вы знаете, чего не знаете и
что хотели бы узнать по теме «Союз».
однако, зато, не только…, но и…
Знаю
Не знаю
Хотел бы узнать
Задания 2 уровня Понимание
Задания на понимание изучаемой темы, преобразование материала из одной формы
выражения в другую направлены на углубление знаний и понимания основных правил
функционирования союзов.
Мы предлагаем для работы по данному уровню разделить класс на группы и дать им
дифференцированные задания. По технологии КСО учащиеся в группах работают
совместно, решая задачу, поставленную перед ними. В группах идет взаимообмен
информацией и принимают совместные решения. После того как ученики справились с
заданием, им предоставляется возможность объяснить учащимся из другой группы свою
работу. Каждая группа поясняет своё задание и комментирует выполненную работу.
Функции учащихся в группах поделены следующим образом: один на доске чертит схемы,
второй делает вывод, какие слова вынесены в схемы, третий определяет, какова функция
союзов в предложениях.
• Записать
предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки
препинания, начертить схемы. Сделать вывод, какова функция союзов в предложении.
1 группа
• Он много лет жил и работал на Украине.
• Но чтобы читать книги, нужно много свободного времени.
• Сухомлинский писал, что ученик, который много читает, и уроки делает быстрее всех.
• Ученье без уменья не польза а беда.
2 группа
1. Досуг может быть и активным и пассивным.
2. Например, один человек плавает и бегает, играет в футбол или
баскетбол, ходит на лыжах.
3. А другой в это время читает спортивные газеты и журналы.
4. Представим себе, что к нам попал человек из прошлого века.
5. Асфальт улиц и площадей вот первое, что бросилось бы в глаза
этому человеку.
3 группа
• В сотый раз я пожалел что не родился художником.
• Хотелось бы чтобы вы ребята крепко дружили.
• Если исчезнет воображение то человек перестанет видеть прекрасное.
• Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели.
• Мы были в каюте когда послышался звук.
• В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно.
• Костёр тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него. • Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги надо, присыпав загрязнённый
•
участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.
Немного лиц мне память сохранила, немного слов до ходят до меня, а прочее погибло
невозвратно.
• Выберите в меня имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое
окно.
•
• Перепишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы
Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими,
Абай, образованный и талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии
Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении
Абая основателя письменной казахской поэзии. Он открыл казахскому народу
произведения великих русских классиков.
Популярный общественный деятель, певец народа, Абай был горячо любим
честными тружениками. Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал
трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к
смелой борьбе за лучшее будущее.
Абай, свободолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал
интересы бедноты. Он надеялся увидеть народ просвещённым, свободным,
счастливым.
( По М. Ауэзову)
• Сделайте синтаксический разбор предложения № 6
• Найдите предложения с сочинительными союзами.
• Составьте схемы 1,5,6 предложений
• Объясните расстановку знаков препинания в предложения 1,5,6.
• Придумайте и запишите простое предложение , осложненного однородными членами,
соединенными сочинительным соединительным союзом.
• Придумайте и запишите сложное предложение, части которого соединены сочинительным
противительным союзом.
• Придумайте сложное предложение, части которого соединены подчинительным целевым
союзом.
Задания 3 уровня Применение
Задания 3 уровня направлены на то, чтобы учащиеся могли использовать и применять
информацию для решения какойлибо проблемы. Поэтому нами разработаны задания, в
которых ученики могут использовать изученный материал в конкретных условиях и новых
ситуациях.
1.Придумайте предложения по началу
Сегодня на уроке мы узнали о ….. и …….
Я знаю, что …
Мне нравится работать на уроке, потому что …..
Я буду учиться, и …..
Наша группа …
2.Составить предложения по схемам:
[ ] , и [ ] .
[ ] , а [ ] .
[ О , а О ]
[ ] , (чтобы ) .
( Если) , [ ] .
3.Прочитайте информацию о союзах стр. 37 и преобразуйте её в таблицу и проведите
классификацию сочинительных союзов.
Сочинительные союзы 4.Составьте схемы предложений
• Темно было и на каждом шагу болото разевало свою холодную пасть
• Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно.
• Был бы покос да пришёл мороз.
• Если он молчит значит не считает нужным говорить об этом.
• Я ждал когда он расскажет всю правду о случившемся.
5.Определите, какие союзы употреблены в предложениях.
• Сказал бы словечко, да волк недалечко.
• Он то внезапно принимался громко петь, то начинал безудержно смеяться.
• Эту солому поддевают на вилы и передают друг другу, чтобы из неё высыпалось зерно.
• Он также не поехал в экспедицию
• Когда мы покидаем лес и выходим на моховую равнину, нам делается немного легче.
• К вечеру подморозило, зато в доме стало прохладнее.
Сочинительные №№ ….
Подчинительные №№…
6.Укажите, какому предложению соответствует данная схема [О и О].
1) Куда река пошла, там и русло будет.
2) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.
3) Разбудив гостей, я сказал, что надо идти домой.
4) Полный диск луны бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу.
7.Укажите предложения с сочинительными разделительными союзами.
• Он не решился на эту поездку, и я тоже отказался в ней участвовать.
• Дождь льет уже второй день, однако мы не теряем надежды на скорое отплытие.
• Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
• Море дремлет и дышит опаловым туманом.
• То вздрогнет выпь, то засмеётся филин.
• Начало смеркаться, а провожающие не торопились прощаться.
8.Составьте кластер «Союз».
Задания 4 уровня Анализ
Они направлено на то, что учитель направляет, исследует, информирует, а ученик
разделяет, обсуждает, раскрывает своё понятие изучаемой темы. В связи с тем, что в
ученике практически нет упражнений по анализу изученного материала, мы предлагаем
тренировочные упражнения.
1.Разделите союзы на группы
И, но, либо, или, зато, не только...,но и...; да (но), да(и), так..., как и...; ни...,ни...;
также, тоже, однако, а.
2.Найди четвертое лишнее.
• В течение, изза, потому что,насчёт
• А, но, зато, и
• Когда, что, однако, если
• Либо, чтобы, а, но
3.Выявите, для какой цели используют поэты союзы в тексте и как называется данный
прием в литературе?(упр. стр. 45). Отгадайте загадку.
Если видиш.. на к..ртине
Нар..сована р..ка,
Или ел.. и белый иней, И л..са и обл..ка,
Или сн..жная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная к..ртина
Называется .......(пейзаж)
4.Найди соответствия.
Сложное предложение с сочинительным соединительным союзом______________
Простое предложение с сочинительным соединительным союзом______________
Сложное предложение с сочинительным разделительным союзом_____________
Простое предложение________________________
1)Облако переглянулось со степью и нахмурилось.
2)Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой
3)Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у
поселянина.
4)То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней.
5)Он тоже не захотел с нами встречаться
5.Проанализируйте предложения, расставив знаки препинания.
• В воздухе пахло не то свежестью, не то пряностью, не то опавшей листвой.
• Там плыли тени, и их было много.
• Мы понимали, что победа за нашей командой.
слой
6.Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось
больше трещин.
2) Приходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не провалиться через
тонкий
трещины.
3) На севере тучи расходились разгоняемые ветром и между их серыми клочьями то
показывались то исчезали горы тянувшиеся длинной цепью по всему горизонту.
4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги а незаходящее солнце
катилось над самым гребнем хребта тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их
в красноватый цвет.
7.Сгруппируйте данные слова: по, над, и, тото, даже, чтобы, когда, зато, либо,
пусть, в течение, благодаря, вследствие, потому что, что, не тоне то, а, но, в
продолжение, изза, только, разве, лишь.
скрывающий
его
Задание 5 уровня Синтез
5 уровень направлен на то, чтобы учащиеся не только знали союзы, могли составить
отдельные предложения, но и использовать их в речи. Речь учеников очень скудна,
однообразна, наполнена чаще всего неполными предложениями.
Наша задача – научить использовать развернутые синтаксические конструкции. Уметь
высказывать свою точку зрения, употребляя в речи сложные союзные предложения и
простые предложения, осложненные однородными членами.
1.Опишите любую из известных вам картин, используя в своей работе предложения с
союзами.
2.Составьте Кодекс гимназиста, используя союзы в тексте.
3.Напишите эссе «Роль союзов в нашей речи».
4.Запишите 10 пословиц, в которых употреблены союзы.
5.Напишите лингвистическую сказку «В королевстве союзов».
Задание 6 уровня Оценка
Задания 6 уровня направляют учеников принять решение и уметь высказать свою точку
зрения по определенной теме, сформулировать и передать свои мысли, идеи, выводы и
обосновать их. На этом уровне применяются конкретные, системные и обоснованные
стандарты, и мы предлагаем задания, направленные на оценку разных компетенций
учащихся. • Закончите предложения.
• Мне нравится такая форма работы…
• Я считаю, что я работал (а)…
• Моя оценка справедлива потому, что…
• Докажите, что данную тему вы поняли.
• Оцените свои знания, полученные на уроке.
• Оцени поступки героя.
• Напиши, каково место союза в русском языке.
• Сравни значимость союза и других служебных частей речи в русском языке.
Список использованных источников
1. Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения//Народное
образование. 1994. № 5.С.23.
2. Таксономия Б.Блума. Интернетресурсы
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное
образование, 2004.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2х т. Т.1. М: НИИ
школьных технологий. 2006. стр. 371383.
6.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные главы. – М: Педагогика, 1989.
7.Новые образовательные стандарты. Русский язык. 511 классы. Использование
технологии «Коллективный способ обучения» (по РивинуДьяченко)/Авт.сост. Г.М.
Вялкова. – М: Планета, 2012.
8.Г. Бадамбаева, М. Тюлебаева, Б. Исмагулова Русский язык –учебник для 8 класса
общеобразовательных школ с казахским языком обучения, Алматы «Мектеп»,2012
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся (на примере урока русского языка на тему: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.