ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Как определено в концепции модернизации российского образования, наряду с необходимостью сохранения лучших традиций отечественного образования, необходимо расширить и углубить образование, обеспечив формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Необходимым условием достижения нового, современного качества общего образования, в соответствии с концепцией модернизации, является, в том числе, и усиление роли дисциплин, формирующих всеобщую компьютерную грамотность.
Опыт работы нашей школы показывает, что использование информационно коммуникационных технологий является и одним из путей повышения качества образовательного процесса. Предоставляемые новые технологические и методические возможности являются приоритетными в создаваемых методиках компьютерного сопровождения уроков и контроля знаний учащихся, в исследовательской деятельности учащихся и учителей, а также в управлении образовательным процессом на этапе модернизации современного образования. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что методика применения ИКТ в образовательном процессе носит дискретный характер, отсутствуют принципы системности. Разработанные компьютерные обучающие программы в лучшем случае ориентированы лишь на один учебный предмет, не реализуют межпредметных связей. Реализация комплексного подхода применения ИКТ, их интеграцию в образовательный процесс позволяет говорить о создании единой открытой информационной среды образовательного учреждения.
Интересно представленный материал урока пробуждает интерес к предмету, в частности к физике, а потом и к другим естественнонаучным дисциплинам; ведь этот интерес порождает интерес к знаниям, самообразованию и через них к труду, к творчеству.
Характерной приметой времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных отраслей знаний и их бурное развитие. Эффективное обучение и воспитание учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях весьма сильно зависит от использования самых разнообразных межпредметных связей. Причин этому несколько: во-первых, обращение к материалам, изученным ранее в курсах других учебных дисциплин, служит хорошей базой для формирования новых знаний и навыков по физике; во-вторых, перенос знаний и умений, полученных на уроках «смежников», на занятия по физике и наоборот способствует их закреплению, выработке представлений об их универсальности, о единстве природы и ее общих закономерностей;
в-третьих, открывается возможность предложить учащимся целую серию новых видов самостоятельных работ, помогающих закреплению знаний и их осмыслению.
Физика – необыкновенно интересная наука. Она занимает особое место среди других наук. Математика, например, изучает свойства мира абстрактного, существующего лишь благодаря человеческому воображению. Правда, разработанные математикой методы с успехом используются в других науках для описания реального мира. Отличие физики от всех других наук заключается в том, что она изучает самые основные, фундаментальные законы нашего мира. Изучает не только качественно, но и количественно, описывая их языком математики.
Законы физики обусловили технический прогресс человечества. Каждое открытие нового фундаментального закона природы обязательно приводило к технической революции. Законы Ньютона позволили создать сложнейшие механизмы. Познание законов термодинамики дало человеку возможность овладеть тепловой энергией.
Чрезвычайно важна задача ознакомления учащихся с основными тенденциями развития современной науки. Отсюда необходимость того, чтобы уже общеобразовательная школа, с выбранным профилем, закладывала фундамент для восприятия новых идей, стремительно входящих в практику, в жизнь. Основная цель всех преподавателей естественных дисциплин состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами бионики, а также показать единство законов природы, применимость законов физики и к живым организмам.
Чрезвычайно важно показать обучаемым их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учащихся в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупностям разнообразных методов и средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результат практического проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный результат, готовый к внедрению или последующему применению. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, творческие, прикладные.
Возможно, что тематика проектов касается какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается, вполне, естественная интеграция знаний, реализуется межпредметная связь. Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и обучающихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от эффективности подготовительной работы, выполненной и учителем, и обучающимися, от правильности выбранной методики организации деятельности обучающихся и их психологического настроя.
Информатизация образования, являясь составной часты глобального процесса информатизации общества, определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.
Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности - естественнонаучных дисциплин. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Кроме того, это способствует развитию информационной грамотности. Она только поддерживает потенциал совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где обучаемые, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Литература
1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.- М; Просвещение, 2003
2. Асламазов Л.Г, Варламов А.А. Удивительная физика; Библиотека «Квант» , М, 2002
3. Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии. – М.: Воронеж,1998
4. Энциклопедия открытий. – М.: Росмэн,1997.
5. Кулагин В.П. Информационные технологии в сфере образования. – М.: Традиция, Акад. Проект,2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.