Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Взрослым
19.11.2018
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения.
Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.docx
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия современной
жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность,
которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку
именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни,
мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего
образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на
формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на
развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать,
сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить
информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом
сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку
зрения.
Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию
исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская
работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными
потребителями готовой информации.
Я провожу исследовательскую работу со своими учениками в нескольких
направлениях. Работаю с детьми индивидуально. Организую
исследовательскую работу в группах сменного состава, привлекаю к этой
работе не только своих учеников, но и их родителей.
Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки
исследовательской работы, активно применяют новые информационные
технологии; формируют навыки автономного обучения, учатся сами
планировать свою деятельность, могут сами задать траекторию своего
развития, что особенно актуально в условиях современной жизни.
Кроме того, целями повышения уровня познавательной активности учащихся
и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть
хорошо организованная самостоятельная работа.
Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от
качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий
и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает
учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед
выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих
трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги,
активизирует и оценивает результаты каждой работы.
Я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной
работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на
разных этапах урока русского языка.
Приведу примеры организации самостоятельной работы.
Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при
выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для
повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти
возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и
познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни
на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими
согласными на конце слова или перед другими согласными.”
Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым
учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это
списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями
упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом
выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке
тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило
проиллюстрировано примером луг – луга и ученик использует этот же пример,
это первый уровень.
Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например,
подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги.
Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же
способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска,
познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к
такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на
способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В
последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим
отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.
Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность,
побуждающую их творческую активность.
Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту же тему, но с другими
словами. Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети
сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют
задачи, которые необходимо решить.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает
внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной
готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление
заданий на изученную тему самими учащимися.
Работая таким образом над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень
самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера
упражнений, без какоголибо усложнения изучаемого материала.
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной
деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают
прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике
активные методы обучения не только при организации самостоятельной
работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений,
презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из
этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или
иного этапа урока.
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через
проектную деятельность
Для развития самостоятельности познавательной активности детей мною
используется метод проектной деятельности. Проектное обучение строится
на принципах личностно – ориентированного обучения. Этот метод можно
определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение
учащимися новых знаний в тесной связи с жизненной практикой,
формирование у них специфических умений и навыков посредством
организации проблемно–ориентированного учебного процесса. Обучающиеся
самым непосредственным образом включаются в активный познавательный
процесс: самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют
сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы,
делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя новые знания и
приобретая опыт самостоятельной, познавательной, творческой и
коммуникативной деятельности. Осмысливая и принимая проблему проекта
как свою личную, учеником самостоятельно организуется работа, т. е.
выстраивается индивидуальный маршрут познавательной деятельности. Существуют различные типы проектов и разные подходы к их систематизации.
Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.
1. Творческие проекты.
Они не имеют определенной структуры. Это может быть стенная газета,
сценарий праздника, видеофильм, рукописная книга.
В прошлом году во 2 классе так был создан проект «Блокада Ленинграда»,
который разбивался на микропроекы:
• Стенная газета.
• Сценарий праздника.
• Видео.
• Доклады про участников ВОВ в семье.
Ребята разделились на группы, каждый ребёнок выбрал себе дело по желанию.
Отдельные учащиеся участвовали в нескольких группах. В каждой группе был
ответственный.
Все участники проекта должны были сначала подготовить необходимую
информацию. Составить черновые планы, эскизы, сценарии. Коллективно
обсудить, прийти к единому мнению. В течение месяца велась активная
предварительная работа. Участникам проекта удалось выполнить все задания.
Был составлен сценарий. Снято видео с участием блокадницы. Результатом
этого проекта стал праздник, о котором дети долго вспоминали.
2. Исследовательские проекты.
Они имеют чёткую структуру: актуальность темы, проблема, предмет и
объект исследования, цель, гипотеза, задачи и методы исследования,
обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Но здесь я столкнулась с
проблемой, младшие школьники не могут самостоятельно выбрать тему,
определить цель и задачи исследования. Тема, которую выбираю я, не всегда
интересна учащимся. Поэтому я решила пойти по другому пути: обнаружение
интересного факта, осваивание методов изучения объектов или явления,
совместное определение целей и задач, исследование, обработка и
оформление результатов, защита (выступление, публикация. Дети должны
были овладеть специальными знаниями, умениями и навыками
исследовательского поиска. Начинали с самого простого. Познакомились с
планами исследования объектов, учились сравнивать, сопоставлять,
классифицировать, наблюдать, вести дневники, составлять научные рассказы,
работать с книгой и другими источниками информации. Постепенно
переходили к развитию умения видеть проблему, ставить проблему,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты,
делать выводы, систематизировать и структурировать материал, готовить
тексты собственных докладов, учились проведению самостоятельных исследований, осваивали практику презентации, овладевали навыками
аргументировать собственные суждения.
В своей работе чаще всего я использую долговременные проекты по
краеведению. Проект разбиваю на подтемы (микропроекты). Для
продуктивной работы класс делится на группы. Каждая группа получает
задание, а потом сообщает о выполнении всему классу. Учащийся по желанию
выбирает себе группу, в которой он может раскрыть свои возможности,
научится самостоятельно выполнять определенные задания.
Поверив в свои силы, ребёнок берётся за более сложные задания, максимально
использует способности, реализует возможность проявить себя. Показать
публично свой результат. Таким образом, развивается интерес к
самопознанию и самосовершенствованию.
Вот некоторые примеры .Видео
В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат
разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать формы,
методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться.
А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным,
интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь
учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.
Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Пути решения проблемы развития самостоятельности, познавательной активности ,ФГОСНОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.