Пути устранения неуспеваемости

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
Иконка файла материала Пути устранения неуспеваемости.doc
Пути устранения неуспеваемости Современная   дидактика   в   качестве   основных   путей   преодоления неуспеваемости предлагает следующие:  1.   Педагогическая   профилактика   ­   поиски   оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм   новых   педагогических   технологий, обучения, программированного   обучения,   проблемного   и   информатизация   педагогической деятельности.   Ю.Бабанским   для   такой   профилактики   была   предложена концепция оптимизации учебно ­ воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.  2. Педагогическая диагностика ­ систематический контроль и оценка результатов   обучения,   своевременное   выявление   пробелов.   Для   этого применяются   беседы   учителя   с   учениками,   родителями,   наблюдение   за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов,   анализ   результатов,   обобщение   их   в   виде   таблиц   по   видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум ­ совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.  3. Педагогическая терапия ­ меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе ­ группы выравнивания.   Преимущества   последних   в   том,   что   занятия   в   них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и   индивидуальных   средств   обучения.   Их   ведут   специальные   учителя, посещение занятий обязательно.  4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись   индивидуальная   планируемая   воспитательная   работа,   которая включает и работу с семьей школьника.Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ   разнообразных   практических   мер   позволил   выявить   некоторые принципиальные положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной   но   одновременно   и   развитие   их   познавательной подготовке, самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований   к   неуспевающим   школьникам,   что   позволит   им   постепенно наверстать упущенное. Осуществляется     нейтрализация     причин неуспеваемости (устранение отрицательно   действующих   обстоятельств   и   усиление   положительных моментов). При   разработке   путей   совершенствования   учебно­воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для   неуспевающих   школьников.   Разрабатываются   также   отдельные   меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий   обучения   и   воспитания   учащихся   в   школе.   Сюда   относятся предложения   к   улучшению   учёта   и   контроля,   рекомендации   о   том,   как активизировать   познавательную   деятельность   учащихся   и   их самостоятельность,   усиливать   творческие   элементы   в   ней,   стимулировать развитие интересов. Плодотворными   представляются пути перевоспитания отношений,   предложенные   в   некоторых   педагогических   и   психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников   старших   классов   к   занятиям   с   отстающими   учениками   младшихклассов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Обращено   внимание   и   на   особые   условия   опроса   для   неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у   доски,   помогать   излагать   содержание   урока,   используя   план,   схемы, плакаты.   Опрос   слабоуспевающих   учеников   рекомендуется   сочетать   с самостоятельной   работой   других   учащихся   с   тем,   чтобы   с   отвечающим учеником   можно   было   провести   индивидуальную   беседу,   выяснить   его затруднения,   помочь   наводящими   вопросами.   Отмечается,   что   в   ходе самостоятельной   работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно   разбивать   на   этапы,   дозы,   более   подробно,   чем   других   учеников, инструктировать их. Большое   внимание   в   литературе   обращено   на   дифференцированную работу  учителя   на  уроке  с  временными  группами  учащихся.  Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных   этапах   урока   организуется   самостоятельная   работа   по   группам,   и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом   о   выполненной   самостоятельной   работе.   Указанный   принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся   по   их   желанию   и   производится   учителем   с   учетом   успешности учения  каждого ученика.  Необходима   дифференциация   и   домашней   работы   учащихся.   Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые   хотелось   бы   отметить:   о   полезности   программированных   пособийдля домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий. В   практике   школы   широко   используют   разного   рода   дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает   количество   времени   для   изучения   материала.   Этот   способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференци­ ровать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания. Еще   один   важный   вопрос   относится   к   организации   обучения второгодников. В   литературе   справедливо   отмечается,   что   повторный   курс   наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим   возникла   идея   и   имеется   довольно   широкая   практика   создания специальных   классов   (и   школ)   как   для   неуспевающих   учащихся   с замедленным   темпом   развития,   так   и   для   переростков,   второгодников   и оставшихся   на   третий   год   в   том   же    классе.     Особенностью   обучения   в специальных   классах   является   их   меньшая   наполняемость,   специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе. В   педагогической   литературе   рассматривается   вопрос   об   условиях   Весьма перевода   неуспевающих   школьников   в   следующий   класс. своевременными   представляются   попытки   модифицировать   условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно   переведенными   в   следующий   класс,   в   течение   I   четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.Для   предупреждения   неуспеваемости,   как   показал   анализ   условий, вызывающих   отставание,   основное   значение   имеет   совершенствование процесса   обучения,   усиление   его   воспитывающего   и   развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном   порядке   брать   репетиторов.   Но,   как   правило,   бывает   поздно.   У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он   не   понимает   большинства   дисциплин.   Бесконечные   «проработки»   со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.  Деятельность   учителя   по   предупреждению   неуспеваемости   требует, чтобы   при   обнаружении   отставания   оперативно   принимались   меры   к   его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости,   что,   конечно,   недостаточно.   Такое   наложение   в   теории   и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного   выбора   мер   преодоления   неуспеваемости   и   отставаний,   для понимания причин этих явлений. В   практической   работе   целью   является   установление   причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости.   которые Учитель   мысленно   обращается   к   тем   обстоятельствам, учеником непосредственно неудовлетворительных   оценок   и   могли   повлиять   на   его   успеваемость.   В предшествовали     получению   первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить,какие   черты   личности   ученика   и   какие   обстоятельства   его   жизни   могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь   ученика,   и   его   недисциплинированность,   и   слабохарактерность,   и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть   роль   в   жизни   данного   ученика.   Но   и   эти   причины   являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.