Пути устранения неуспеваемости
Оценка 4.6

Пути устранения неуспеваемости

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
воспитательная работа
Взрослым
28.03.2018
Пути устранения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
Пути устранения неуспеваемости.doc
Пути устранения неуспеваемости Современная   дидактика   в   качестве   основных   путей   преодоления неуспеваемости предлагает следующие:  1.   Педагогическая   профилактика   ­   поиски   оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм   новых   педагогических   технологий, обучения, программированного   обучения,   проблемного   и   информатизация   педагогической деятельности.   Ю.Бабанским   для   такой   профилактики   была   предложена концепция оптимизации учебно ­ воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.  2. Педагогическая диагностика ­ систематический контроль и оценка результатов   обучения,   своевременное   выявление   пробелов.   Для   этого применяются   беседы   учителя   с   учениками,   родителями,   наблюдение   за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов,   анализ   результатов,   обобщение   их   в   виде   таблиц   по   видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум ­ совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.  3. Педагогическая терапия ­ меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе ­ группы выравнивания.   Преимущества   последних   в   том,   что   занятия   в   них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и   индивидуальных   средств   обучения.   Их   ведут   специальные   учителя, посещение занятий обязательно.  4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись   индивидуальная   планируемая   воспитательная   работа,   которая включает и работу с семьей школьника. Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ   разнообразных   практических   мер   позволил   выявить   некоторые принципиальные положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной   но   одновременно   и   развитие   их   познавательной подготовке, самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований   к   неуспевающим   школьникам,   что   позволит   им   постепенно наверстать упущенное. Осуществляется     нейтрализация     причин неуспеваемости (устранение отрицательно   действующих   обстоятельств   и   усиление   положительных моментов). При   разработке   путей   совершенствования   учебно­воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для   неуспевающих   школьников.   Разрабатываются   также   отдельные   меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий   обучения   и   воспитания   учащихся   в   школе.   Сюда   относятся предложения   к   улучшению   учёта   и   контроля,   рекомендации   о   том,   как активизировать   познавательную   деятельность   учащихся   и   их самостоятельность,   усиливать   творческие   элементы   в   ней,   стимулировать развитие интересов. Плодотворными   представляются пути перевоспитания отношений,   предложенные   в   некоторых   педагогических   и   психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников   старших   классов   к   занятиям   с   отстающими   учениками   младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Обращено   внимание   и   на   особые   условия   опроса   для   неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у   доски,   помогать   излагать   содержание   урока,   используя   план,   схемы, плакаты.   Опрос   слабоуспевающих   учеников   рекомендуется   сочетать   с самостоятельной   работой   других   учащихся   с   тем,   чтобы   с   отвечающим учеником   можно   было   провести   индивидуальную   беседу,   выяснить   его затруднения,   помочь   наводящими   вопросами.   Отмечается,   что   в   ходе самостоятельной   работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно   разбивать   на   этапы,   дозы,   более   подробно,   чем   других   учеников, инструктировать их. Большое   внимание   в   литературе   обращено   на   дифференцированную работу  учителя   на  уроке  с  временными  группами  учащихся.  Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных   этапах   урока   организуется   самостоятельная   работа   по   группам,   и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом   о   выполненной   самостоятельной   работе.   Указанный   принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся   по   их   желанию   и   производится   учителем   с   учетом   успешности учения  каждого ученика.  Необходима   дифференциация   и   домашней   работы   учащихся.   Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые   хотелось   бы   отметить:   о   полезности   программированных   пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий. В   практике   школы   широко   используют   разного   рода   дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает   количество   времени   для   изучения   материала.   Этот   способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференци­ ровать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания. Еще   один   важный   вопрос   относится   к   организации   обучения второгодников. В   литературе   справедливо   отмечается,   что   повторный   курс   наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим   возникла   идея   и   имеется   довольно   широкая   практика   создания специальных   классов   (и   школ)   как   для   неуспевающих   учащихся   с замедленным   темпом   развития,   так   и   для   переростков,   второгодников   и оставшихся   на   третий   год   в   том   же    классе.     Особенностью   обучения   в специальных   классах   является   их   меньшая   наполняемость,   специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе. В   педагогической   литературе   рассматривается   вопрос   об   условиях   Весьма перевода   неуспевающих   школьников   в   следующий   класс. своевременными   представляются   попытки   модифицировать   условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно   переведенными   в   следующий   класс,   в   течение   I   четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок. Для   предупреждения   неуспеваемости,   как   показал   анализ   условий, вызывающих   отставание,   основное   значение   имеет   совершенствование процесса   обучения,   усиление   его   воспитывающего   и   развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном   порядке   брать   репетиторов.   Но,   как   правило,   бывает   поздно.   У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он   не   понимает   большинства   дисциплин.   Бесконечные   «проработки»   со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.  Деятельность   учителя   по   предупреждению   неуспеваемости   требует, чтобы   при   обнаружении   отставания   оперативно   принимались   меры   к   его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости,   что,   конечно,   недостаточно.   Такое   наложение   в   теории   и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного   выбора   мер   преодоления   неуспеваемости   и   отставаний,   для понимания причин этих явлений. В   практической   работе   целью   является   установление   причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости.   которые Учитель   мысленно   обращается   к   тем   обстоятельствам, учеником непосредственно неудовлетворительных   оценок   и   могли   повлиять   на   его   успеваемость.   В предшествовали     получению   первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие   черты   личности   ученика   и   какие   обстоятельства   его   жизни   могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь   ученика,   и   его   недисциплинированность,   и   слабохарактерность,   и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть   роль   в   жизни   данного   ученика.   Но   и   эти   причины   являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости

Пути устранения неуспеваемости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018