Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
Пути устранения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления
неуспеваемости предлагает следующие:
1.
Педагогическая профилактика поиски оптимальных
педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм
новых педагогических технологий,
обучения,
программированного обучения,
проблемного и
информатизация педагогической
деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена
концепция оптимизации учебно воспитательного процесса. В США идут
по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за
трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение
тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам
допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум
совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих
учеников.
3. Педагогическая терапия меры по устранению отставаний в учебе.
В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы
выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них
проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых
и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя,
посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны
чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна
вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая
включает и работу с семьей школьника.Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости.
Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые
принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются
воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы
с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной
но одновременно и развитие их познавательной
подготовке,
самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик
не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение
требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно
наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение
отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных
моментов).
При разработке путей совершенствования учебновоспитательного
процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий
для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры,
распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения
условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся
предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как
активизировать познавательную деятельность учащихся и их
самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать
развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания
отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических
работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы
он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может
быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью
используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих
учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младшихклассов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся
понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих
учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа
у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы,
плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с
самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим
учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его
затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе
самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников
полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников,
инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную
работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается
выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не
только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том,
чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или
иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и
учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в
первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с
отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип
построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что
группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается
учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности
учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот
вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения,
которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособийдля домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной
ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные
занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо
критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она
увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ
оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференци
ровать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения
второгодников.
В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит
большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с
этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания
специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с
замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и
оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в
специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные
методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за
предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя
получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы
таких классов описаны в литературе.
В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях
Весьма
перевода неуспевающих школьников в следующий класс.
своевременными представляются попытки модифицировать условия
перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать
возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи
условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти
ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий,
вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование
процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего
воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в
индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить
их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание
учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный
ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в
срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У
ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и
он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со
стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует,
чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его
устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами
неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и
практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его
элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для
правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для
понимания причин этих явлений.
В практической работе целью является установление причин
неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости.
которые
Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам,
учеником
непосредственно
неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В
предшествовали
получению
первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски
уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.
Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить,какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли
вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и
болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и
плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из
числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли
сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются
следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть
вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может
принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.