Прямоугольник. Квадрат.
Цель: сформировать представление о четырёхугольниках, как квадрат и прямоугольник; их свойствах; научить их различать.
Задачи урока:
1. показать сходства и отличие прямоугольника и квадрата;
2. сформировать навыки определения фигур по сторонам и углам;
3. развивать пространственные представления;
4. учить строить фигуры с помощью линейки, определять прямые углы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник;
- узнавать отличительные признаки квадрата, прямоугольника;
- получать из квадрата прямоугольник, из прямоугольника квадрат;
- изображать геом.фигуры при помощи линейки по заданным данным.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- устанавливать связь между деятельностью и её результатом;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные:
- исследовать геом.фигуры: находить сходства различия;
- использовать приобретённые знания в практической работе.
Коммуникативные:
- слушать других, не перебивая;
- формулировать собственные суждения и высказывать их.
Основные понятия: четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, прямой угол, противоположные стороны.
Тип урока: поисково-исследовательский.
Оборудование: учебник «Математика» автор Моро М.И. 1 кл, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся!
Всё у нас получится!
– Желаю вам больших успехов на уроке! Вперёд, ребята!
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы отправимся в волшебную страну Геометрия в город Многоугольников.
– Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь определить, что мы будем делать на уроке.
Не крутите пёстрый глобус
Не найдёте вы на нём,
Той страны, страны далёкой,
О которой мы поём.
В той стране живут фигуры,
Точки, линии, тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат дела!
Пусть в эту страну
Не идут поезда.
Страна Геометрия -
Рядом с нами в школе всегда.
Ответы учеников:
вспомним… .
будем учиться… .
– Верно. Сегодня на уроке мы вспомним известные нам геометрические фигуры и узнаем новые сведения о них, будем учиться чертить их.
III. Актуализация знаний. Устный счёт. Логическая разминка.
– Посмотрите на экран и решим задачки( Слайд 2,3,4)
IV. Создание проблемной ситуации.
– Рассмотрите геом. фигуры, назовите лишнею (круг)Слайд 5
-Как называются остальные фигуры?
-А теперь какая фигуралишняя?
– Разделите остальные фигуры на две группы (квадраты и прямоугольники)
– А давайте сравним эти две фигуры. Рассмотрите внимательно прямоугольник квадрат. Чем похожи квадрат и прямоугольник? (есть 4 вершинки, есть 4 прямые стороны, есть 4 прямые угла, их можно назвать четырёхугольники или многоугольники)
– Раз у квадрата и прямоугольника все углы прямые, я могу утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом? (нет)
– А теперь найдите отличие (у квадрата все стороны одинаковы, у прямоугольника только противоположные стороны равны)
– Какой вывод мы сделаем? (квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны. У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные, т.е. которые смотрят друг на друга. Значит он не квадрат.)
– Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
V. Усвоение новых знаний
– Откройте учебник на стр.20 Слайд 6
– Самостоятельно прочитайте определение, что такое прямоугольник, квадрат.
– Сейчас я покажу вам геометрическую фигуру, а вы назовёте её название и объясните, почему вы так думаете.
(сначала учитель показывает квадрат, затем прямоугольник)
VI. Первичная проверка понимания.
– Предлагаю выполнить № 1. Рассмотрите геом. фигуры, найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые (1, 3, 4)
– С помощью чего мы можем проверить, что углы прямые? (при помощи угольника)
– Давайте проверим, действительно ли у фигур под номером 1, 3, 4 прямые углы.
– Выполним № 2. Рассмотрите четырёхугольники. Можно их назвать одним словом «прямоугольники»? Объясните свой ответ. Слайд 7
– С помощью чего мы можем измерить стороны четырёхугольников (при помощи линейки или подсчётом клеточек, 2 клетки = 1 см)
– Что можно сказать? (У квадрата все стороны равны, 1 см. У прямоугольника противоположные стороны равны 1 см и 3 см)
VII. Применение новых знаний.
– Рассмотрите предметы вокруг себя. Назовите те, которые похожи на квадрат. Назовите те, которые похожи на прямоугольник.
–Что вы можете о них сказать? (противоположные стороны равны, углы прямые)
Физкультминутка.
VIII. Закрепление новых знаний.
– Поиграем в игру «Хлопаем-топаем»
– Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши. Если вы не согласны – топайте ногами.
· у прямоугольника все углы прямые +
· у квадрата все стороны прямые, одинаковой длины +
· у прямоугольника все стороны равны –
· у квадрата все углы прямые +
· квадрат - это прямоугольник +
· прямоугольник – это квадрат –
– Молодцы, ребята!
IX. Включение в систему знаний и повторения
– Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
- Выполним упражнение в чистописании
- Сегодня у нас цифра 3 ( дать характеристику числу 3.как можно получить число 3)
1.Начертите квадрат со сторонами 3 см (Слайд 8)
2.Рассмотрите рисунок стр.21 номер 1(Слайд 9) (1,3)
- Выбери верные высказывания
3.Работаем с номером 3 на стр.21 (Слайд10)
- Проверяем
4.Решение задачи номер 1 на Слайде 11
Было-4
Подарили -2
Стало.-?
5. Решение примеров номер 2
6. Какой путь для ёжика самый короткий (устно)
X. Подведение итогов урока.
– О каких фигурах мы говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
Я узнал… .
Я смог … .
– Чем вы поделитесь дома с родителями?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.