Р. р. №17 . Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)
Оценка 5

Р. р. №17 . Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

Оценка 5
docx
29.05.2021
Р. р. №17 . Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)
81.Р. р. №17. Речевая характеристика героя (на материале упр. 252).docx

Разработка урока русского языка в 7 классе № 81

Тема: Р. р. №17. Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

Цели:  развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.

Задачи:

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат

Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Сообщение темы урока, постановка цели, задач урока.

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя В.Гюго:

Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее. 

- Как вы понимаете слова писателя?

- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Сжатое изложение».

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели:

- Что должны узнать? Вспомнить?

- Чему должны научиться?

- Что должны сделать в ходе урока?

3.Актуализация знаний (приёмы сжатия текста). Изучение нового материала – краткий рассказ об авторе.

- Какие виды работ изложения вы знаете? (подробное и сжатое)

К какому виду изложения мы будем готовиться?

( Исходя из задания к упражнению 252 написано - напишите сжатое изложение)

- Итак, мы должны научиться писать изложение. Подберите к слову научиться синонимичный глагол настоящего времени- обучиться. От него образуйте - действительное причастие ( какое изложение?) Обучающее. Правильно!

Культура общения  - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта.

3.Мотивация учебной деятельности.

В классе у меня есть помощники. Напомните, пожалуйста, чьё творчество мы анализировали на прошлом уроке?

Помощник.

Ученик (предварительно подготовил краткую информацию)

На предыдущем уроке мы говорили о творчестве известного советского писателя Викторе Петровиче Астафьеве. Его произведения отражают реальную жизнь, с реальными героями и событиями. Его рассказы, повести, романы заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, об отношении людей к друг другу. В представленном отрывке из рассказа " Костёр возле речки" автор затрагивает несколько проблем.

·                Поднимает проблему экологии, чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.

·                Поднимает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше.

·                Степень воспитанности человека.

Проблемный вопрос.

- Спасибо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какую роль играет речевая характеристика героя? С какой целью использует писатель данный приём в рассказе? (это одно из важнейших средств раскрытия характера героя)

(Слушая разговорную речь шофёра складывается негативное впечатление о нём. Именно из-за слов "чё","баба", "идиоты", "за поганцами" выявляется образ некультурного человека.)

- Молодцы. Теперь перейдём к практической части урока и постараемся теоретические знания применить на практике.

4. Постановка задач.

- Давайте вспомним, ребята, что такое изложение?

(Изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора.)

- Какие виды изложения Вам знакомы?(Подробное и сжатое)

- Ребята, почему же изложение называется сжатым?(Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме)

- Как же можно сократить, «сжать» текст?(Необходимо извлекать из текста второстепенную мысль, изъять из текста однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, из сложных предложений составлять простые, слияние нескольких предложений в одно предложение)

- Молодцы, ребята.

- Ребята, существует ещё один приём сжатия текста – обобщение.

- Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения)

- Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (Основное содержание текста; тему и идею высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем)

- Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка.

  «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз –росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три –нагнулась и присела,

На четыре –улетела.

5. Работа над материалом.

4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана.

Определите тип речи данного текста ? Докажите (повествование с элементами описания)

К какому стилю относится текст? Докажите (художественный)

- Чем интересен стиль данного текста? (Автор использует изобразительно-выразительные средства)

- Как с помощью речевых средств создается характеристика героев?

- Что мы можем сказать о героях, исходя из того, как они говорят?

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Выполняя домашнее задание Вы должны были выделить абзацы, определить в них ключевые слова.

Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Первый ученик.

Чтение первого и второго абзацев. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз.

- О чём идёт речь?

- Как озаглавим?

- Выделите важные (ключевые) слова. (аэропорт, дача, мужчина и женщина, перчатки, мешок).

1. Встреча в Подмосковье.

Второй ученик.

Чтение третьего абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Ключевые слова(сбор ветоши - всё, чем сплошь сорИт. ОРФ-Я СЕКУНДА. Ударение на И. Что делать? сорИть? В н.ф. уд-е падает на И, значит в 3 лице ед. числа в слове сорИт уд-е будет падать на И. Ошибочное мнение брать за основу существительное “сор“.

- Как сократим фрагмент?( изымем из текста однородные члены предложения

( Обобщим словом мусор)

Сбор мусора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Третий ученик.

Чтение четвертого и пятого абзацев.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова( злобное отношение шофёра к ПОЖИЛЫМ людям, речь водителя)

- Как сократим фрагмент?

Реакция шофера. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

Чтение шестого абзаца.

- О чём идёт речь в данном отрывке?

- Как его можно озаглавить?

- Выделите ключевые слова.(тихая радость, терпеливые люди. добровольная работа, уставшая земля)

- Как сократим фрагмент?

Думы автора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)

- Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему.

6. Закрепление материала.

- Внимание! Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте трудные орфограммы. Объясните правописание орфограмм. (Всё-таки, Подмосковье, аэропорт, Домодедово, вдоль даЧ (без ь) - в родит. пад. мн.числа, полиэтилен, неторопливо, о чём-то, ветошЬ. шофёр-таксист, вёзший, прочЬ, исчезли, костёр, необходимую).

- Молодцы, ребята.

- Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? В качестве дополнительного материала служат рисунки, которые помогут Вам в устном изложении текста.

( Пересказ текста)

Итоги урока.

- Ребята, урок хотелось бы закончить призывом. Вспомните, пожалуйста пословицы и поговорки об отношении человека к природе, высказывания известных людей.

Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”вложил в уста главного героя такие слова: “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.

И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.

Ученики вкратце дают толкование высказываниям.

Вывод: Нужно изо дня в день беречь, хранить, любить планету, чтобы и будущее поколение людей любовалось красотами Земли.

- На этой позитивной ноте мы и заканчиваем урок. Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспитывали в себе уважительное отношение к людям, к природе.

Домашнее задание: написать сжатое изложение по упр.252


 

Разработка урока русского языка в 7 классе № 81

Разработка урока русского языка в 7 классе № 81

Два –изящно покружилась, Три –нагнулась и присела,

Два –изящно покружилась, Три –нагнулась и присела,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021