Разработка урока русского языка в 7 классе № 81
Тема: Р. р. №17. Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)
Цели: развитие умений определять речевую задачу,анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства, писать изложение с заданной степенью свёрнутости.
Задачи:
образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.
развивающая: развивать навыки работы с текстом, развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения и обобщения); развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь и интерес к родному языку.
Планируемый результат
Личностные УУД:. Формирование объективного понимания текста на основе усвоения необходимого материала.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии
Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;
Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.
Ход урока
1. Оргмомент.
2.Сообщение темы урока, постановка цели, задач урока.
- Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя В.Гюго:
Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее.
- Как вы понимаете слова писателя?
- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Сжатое изложение».
- Исходя из темы урока, сформулируйте цели:
- Что должны узнать? Вспомнить?
- Чему должны научиться?
- Что должны сделать в ходе урока?
3.Актуализация знаний (приёмы сжатия текста). Изучение нового материала – краткий рассказ об авторе.
- Какие виды работ изложения вы знаете? (подробное и сжатое)
К какому виду изложения мы будем готовиться?
( Исходя из задания к упражнению 252 написано - напишите сжатое изложение)
- Итак, мы должны научиться писать изложение. Подберите к слову научиться синонимичный глагол настоящего времени- обучиться. От него образуйте - действительное причастие ( какое изложение?) Обучающее. Правильно!
Культура общения - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта.
3.Мотивация учебной деятельности.
В классе у меня есть помощники. Напомните, пожалуйста, чьё творчество мы анализировали на прошлом уроке?
Помощник.
Ученик (предварительно подготовил краткую информацию)
- На предыдущем уроке мы говорили о творчестве известного советского писателя Викторе Петровиче Астафьеве. Его произведения отражают реальную жизнь, с реальными героями и событиями. Его рассказы, повести, романы заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, об отношении людей к друг другу. В представленном отрывке из рассказа " Костёр возле речки" автор затрагивает несколько проблем.
· Поднимает проблему экологии, чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.
· Поднимает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше.
· Степень воспитанности человека.
Проблемный вопрос.
- Спасибо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какую роль играет речевая характеристика героя? С какой целью использует писатель данный приём в рассказе? (это одно из важнейших средств раскрытия характера героя)
(Слушая разговорную речь шофёра складывается негативное впечатление о нём. Именно из-за слов "чё","баба", "идиоты", "за поганцами" выявляется образ некультурного человека.)
- Молодцы. Теперь перейдём к практической части урока и постараемся теоретические знания применить на практике.
4. Постановка задач.
- Давайте вспомним, ребята, что такое изложение?
(Изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора.)
- Какие виды изложения Вам знакомы?(Подробное и сжатое)
- Ребята, почему же изложение называется сжатым?(Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме)
- Как же можно сократить, «сжать» текст?(Необходимо извлекать из текста второстепенную мысль, изъять из текста однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, из сложных предложений составлять простые, слияние нескольких предложений в одно предложение)
- Молодцы, ребята.
- Ребята, существует ещё один приём сжатия текста – обобщение.
- Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения)
- Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (Основное содержание текста; тему и идею высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем)
- Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка.
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз –росой она умылась,
Два –изящно покружилась,
Три –нагнулась и присела,
На четыре –улетела.
5. Работа над материалом.
4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана.
- Определите тип речи данного текста ? Докажите (повествование с элементами описания)
- К какому стилю относится текст? Докажите (художественный)
- Чем интересен стиль данного текста? (Автор использует изобразительно-выразительные средства)
- Как с помощью речевых средств создается характеристика героев?
- Что мы можем сказать о героях, исходя из того, как они говорят?
– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы)
– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)
– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)
Выполняя домашнее задание Вы должны были выделить абзацы, определить в них ключевые слова.
Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Первый ученик.
Чтение первого и второго абзацев. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз.
- О чём идёт речь?
- Как озаглавим?
- Выделите важные (ключевые) слова. (аэропорт, дача, мужчина и женщина, перчатки, мешок).
1. Встреча в Подмосковье.
Второй ученик.
Чтение третьего абзаца.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Ключевые слова(сбор ветоши - всё, чем сплошь сорИт. ОРФ-Я СЕКУНДА. Ударение на И. Что делать? сорИть? В н.ф. уд-е падает на И, значит в 3 лице ед. числа в слове сорИт уд-е будет падать на И. Ошибочное мнение брать за основу существительное “сор“.
- Как сократим фрагмент?( изымем из текста однородные члены предложения
( Обобщим словом мусор)
Сбор мусора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Третий ученик.
Чтение четвертого и пятого абзацев.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Выделите ключевые слова( злобное отношение шофёра к ПОЖИЛЫМ людям, речь водителя)
- Как сократим фрагмент?
Реакция шофера. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
Чтение шестого абзаца.
- О чём идёт речь в данном отрывке?
- Как его можно озаглавить?
- Выделите ключевые слова.(тихая радость, терпеливые люди. добровольная работа, уставшая земля)
- Как сократим фрагмент?
Думы автора. Красиво оформить на листочке ( в виде рисунка, словосочетания)
- Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему.
6. Закрепление материала.
- Внимание! Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте трудные орфограммы. Объясните правописание орфограмм. (Всё-таки, Подмосковье, аэропорт, Домодедово, вдоль даЧ (без ь) - в родит. пад. мн.числа, полиэтилен, неторопливо, о чём-то, ветошЬ. шофёр-таксист, вёзший, прочЬ, исчезли, костёр, необходимую).
- Молодцы, ребята.
- Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? В качестве дополнительного материала служат рисунки, которые помогут Вам в устном изложении текста.
( Пересказ текста)
Итоги урока.
- Ребята, урок хотелось бы закончить призывом. Вспомните, пожалуйста пословицы и поговорки об отношении человека к природе, высказывания известных людей.
Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”вложил в уста главного героя такие слова: “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Защитная лесная полоса – наша гордость и
краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Ученики вкратце дают толкование высказываниям.
Вывод: Нужно изо дня в день беречь, хранить, любить планету, чтобы и будущее поколение людей любовалось красотами Земли.
- На этой позитивной ноте мы и заканчиваем урок. Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспитывали в себе уважительное отношение к людям, к природе.
Домашнее задание: написать сжатое изложение по упр.252
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.