Урок русского языка в 7 классе № 26
Тема: Р. р. №3. Комплексная работа с текстом.
Цель урока: формирование навыков работы с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речевой культуры учащихся; проверка усвоения учащимися различных разделов языкознания (фонетика, словообразование, морфология и др.); проверка умения самостоятельно применять всю совокупность этих знаний.
Метапредметные:
Личностные: личностное самоопределение; ценностно-смысловая ориентация учащихся; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; повышение мотивации школьников к изучению русского языка; поддержка творческого потенциала учащихся;
Регулятивные: целеполагание; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: умение структурировать полученные знания; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Сообщение целей урока. Целеполагание.
3. Работа с текстом.
1 этап.
– Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному его прочтению.
1)Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. 2)Люди, которые лгут, почему (то) думают, что лож.. пр..несёт им пользу. 3) Но всегда оказывает..ся, что (н..) чего, кроме вреда, лож.. (не) пр..носит.4) Ведь человек попавшийся на лжи раз и другой, и третий, скоро прослыва..т лгунишкой, и (н..) кто больше (не) будет верить даже тогда, когда он скаж..т правду. 5) А рано или поз..но любой, даже самый искус..ный лжец непременно попадёт..ся, потому (что) правду невозможно скрыть.6) Она всегда становит..ся извес..ной, потому (что) она сильнее любой лжи.
(Д. Родари)
Учащиеся знакомятся с текстом, выразительно читают.
– Докажите, что это текст.
Учащиеся приводят не менее 3-х доказательств того, что данные предложения являются текстом. (Также обсуждается : порядок предложений в тексте , способ связи, общая тема.)
– Какое из высказываний можно взять в качестве эпиграфа к тексту? Какое из них наиболее точно отражает мысль, проблему текста?
– Ложь во спасение.
– У лжи короткие ноги.
– Лжи много, а правда одна.
–Что такое эпиграф?
2 этап
Работа над заданием к тексту.
Задание к тексту.
1. В каком предложении заключена основная мысль / проблема текста?
Средства связи предложений в тексте:
- Лексические: лексический повтор, антонимы, синонимы, описательные обороты, родовидовые понятия и др.
- Морфологические: местоимения, союзы, наречия, единство временных форм глагола, степени сравнения.
- Синтаксические: порядок слов, парцелляция, вводные слова, неполные предложения и др.
2. Определите стиль текста:
3. Определите тип речи текста:
4. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
5. Заполните таблицу, вписав в нее по 2-3 слова:
пре- и при- |
не с глаголами |
Не- и ни- в местои- мениях |
Глаголы на -тся, -ться |
не с наречиями |
1. |
1. |
1. |
1. |
1. |
6. Выписать однокоренные слова к слову ложь
7. Определите способы слообразования слов:
прослывает -
искусный -
8. Объясните лексическое значение слов:
искусный –
прослывает –
9. Подберите и запишите антонимы к словам :
- ложь -
- лжец –
- лгут -
10. Найти и выписать предложение с причастным оборотом:
3 этап
Работаем вместе.
– Объясните лексическое значение слов искусный, прослывает.
Сравниваем объяснения учащихся с толкованием словарей.
Самостоятельно выполняют зад. № 7 .
Работаем коллективно:
– Как вы понимаете высказывание “ искусный лжец”?
Самостоятельно выполняют зад.№ 9 ,затем вместе проверяем и обсуждаем.
Самостоятельно выполняют зад.№ 10.
4 этап.
– Подводим итоги:
1. Какие понятия и термины повторили?
2. Узнали что-то новое, интересное?
Домашнее задание: Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете высказывание: “ Ложь во спасение”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.