Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского научно-технического творчества «Спутник»
Искитимского района Новосибирской области
Утверждено: директор ____________Н.Н. Княжева
Протокол педагогического совета №______от______2019 года
Рабочая программа по дополнительному образованию
Объединения» Экологическая лаборатория»
Составила: педагог дополнительного образования
Мишенина Галина Михайловна
1. Пояснительная записка
Направленность программы работы школьной экологической лаборатории - естественнонаучная в области экологии, биологии, химии, географии, природоведения. Актуальность программы. Сегодня в ситуации глобального и многоаспектного экологического кризиса перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества сегодня признана концепция устойчивого развития. Реализация этой концепции на государственном уровне должна быть поддержана на уровне отношения каждого конкретного человека к природе. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области общественной жизни. Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным аспектом современного образования в последние годы всё в большей степени становится экологическое образование. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению родного края. Программа работы школьной экологической лаборатории направлена на организацию школьного экологического мониторинга и представляет собой программу исследовательской деятельности учащихся по изучению экологического состояния природных сред и экосистем. Проведение исследований по программе школьного экологического мониторинга позволит приобщить большое количество школьников разных возрастов к изучению своей местности, даст возможность формировать у учащихся более глубокие знания по общим, региональным и локальным экологическим проблемам, углубить и закрепить знания по естественнонаучным и гуманитарным предметам. Программа отличается акцентом на исследовательскую деятельность обучающихся. В рамках организованного экологического исследования обучающиеся приобретают многие исследовательские навыки по самоорганизации, постановке эксперимента, прогнозирования и моделирования изучаемых явлений и процессов. Выполняя исследовательскую работу, учащиеся достигают понимания, что важно не только провести наблюдения, поставить эксперимент, но и установить сущность исследуемых явлений, проанализировать результаты эксперимента и наблюдений, проследить, что изменилось по сравнению с предыдущими исследованиями, а что осталось неизменным, соотнести результаты с целями и сделать выводы. Для учащихся такой вид деятельности - первая проба сил в исследовательской работе. Это, безусловно, большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования, вырабатываются навыки природоохранной деятельности, происходит осознание самого себя. Работа запланирована не на один год, в процессе ее постепенно усложняется исследовательская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы. Объектом исследования становится окружающая природная среда, а предметом – состояние этой среды, его динамика и социальные последствия этого состояния. Программа позволяет вести многолетние наблюдения за окружающей средой и самостоятельно сделать вывод о тенденциях её изменения, в результате чего формируется ответственное отношение детей – будущих взрослых к окружающей среде и гармоничная естественнонаучная картина окружающего мира, а также навыки её практического изучения.
Программа работы школьной экологической лаборатории рассчитана на школьников среднего и старшего возраста (12-17 лет).
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование экологических знаний и культуры школьников в ходе исследовательской деятельности; комплексная оценка и прогноз изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Задачи:
1. Развитие у учащихся интереса к научным исследованиям.
2. Освоение методиками по изучению экосистем.
3. Овладение учащимися знаниями основных законов по охране природы.
4. Исследование экологического состояния экологических маршрутов: водопад «Бучило» и вершина Бердских скал «Зверобой» в ООПТ Заказник «Легостаевский» и их окрестностей.
5. Формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы родного края.
Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (теоретические и практические занятия, полевые практикумы, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, природоохранные акции). Одним из принципов программы является сочетание теоретической экологической подготовки учащихся с исследованиями в окружающей среде (не менее 40% учебных занятий должно проводиться в природе). Экологическое образование не может, осуществляется без практических занятий, которые формируют у детей умения работы в группе, коллективе, правильного сбора, обработки и анализа полученных данных, формулирования выводов и прогнозирования развития экологических ситуаций. Исследовательская работа школьников в рамках программы школьной экологической лаборатории строится на выполнении определенных экологических проектов. Учащиеся самостоятельно выполняют проект в «малых группах». Каждая группа самостоятельно выбирает тему проекта и проводит исследования на определенной территории. Каждый проект содержит систему заданий ориентированных на изучение различных компонентов экосистемы – рельефа, почвы, растительности и животного мира др. По результатам проведенных исследований возможно проведение и/или участие в конференций, практических акций по улучшению состояния окружающей среды (уборка мусора, расчистка родников, посадка деревьев и д.р.). Итогом изучения курса является презентация проектов на школьной экологической конференции.
3. Содержание программы
1. Введение. Окружающая среда и экологические факторы абиотического типа
Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Закономерности действия факторов на организмы. Антропогенные факторы как антропогенная модификация абиотических факторов.
Комплексное действие абиотических факторов и распространение жизни в биосфере.
Вырубка и сведение лесов. Лесные пожары. Кислотные дожди. Распашка лугов и степей. Заболачивание лугов. Опустынивание. Осушение болот.
Антропогенная модификация речного стока. Адаптивная (или дезадаптивная) реакция организмов.
Загрязнение и охрана атмосферы, гидросферы и почв как среды обитания. Загрязнение.
Загрязнитель. Загрязняющий агент (вещество, объект, воздействие). Виды загрязнений (биологическое, химическое, физическое) Естественное загрязнение.
Искусственное загрязнение. Действие загрязнителей на различные организмы.
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
Эрозия почв, ее причины, районы проявления. Истощение земель и орошаемое земледелие.
Практические работы: Оборудование и принадлежности для кабинетных исследований.
Оборудование для полевых работ.
Инструктаж по технике безопасности. Общие правила работы с оборудованием.
2. Экологический мониторинг.
Его цели и задачи.
Структура экологического мониторинга в школе. Требования к оформлению документации (экологических дневников).
Выбор и характеристика объектов школьного экологического мониторинга.
Экскурсия: Школьная экологическая тропа как основной объект экологического мониторинга.
3. Физико-географическая характеристика объектов мониторинга Географическое положение Новосибирской области, Искитимского района, села Легостаево (работа с картами Google).
План (карта) исследуемой территории. Мезо- и микрорельеф исследуемых территорий. Микроклимат. Почвы.
Практические работы: Описание географического положения территории.
Составление плана окрестностей школы.
Описание мезорельефа окрестностей школы.
Проведение микроклиматических наблюдений (измерение температуры и влажности) в окрестностях школы.
4. Методы экологического мониторинга
Биоиндикационные методы. Регистрирующие и накапливающие биоиндикаторы. Физико-химические методы. Метод качественного анализа.
Практические работы: Биотестирование воды с помощью дафний, определение фитотоксичности почв (по методике Рыбальского), физико-химическое апробирование воды.
5. Методы мониторинга биологических объектов
Мониторинг лесостепных фитоценозов.
Мониторинг фауны.
Методы изучения энтомофауны.
Методика количественного учета птиц и расчета плотности их населения.
Мониторинг зеленых насаждений населенных пунктов.
Практические работы: Описание растений на ключевых участках леса и луга, описание жизненности растений, обилия.
Инвентаризация зеленых насаждений села Легостаево.
6. Методы мониторинга воздушной среды
Биоиндикационные методы. Физико-химические методы изучения загрязнения воздуха.
Практические работы:
Определения состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы.
Определения чистоты воздуха по лишайникам.
Определение запыленности воздуха по листьям деревьев.
Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки в окрестностях с. Легостаево.
7. Методы мониторинга почв
Растения – индикаторы плодородия почв.
Растения – индикаторы залегания грунтовых вод.
Растения – индикаторы кислотности почвы.
Физико-химические методы исследования почв
Практические работы:
Изучение видового состава и количества почвенных и надпочвенных беспозвоночных животных.
Биоиндикация загрязнения почвы с помощью кресс-салата. Приготовление почвенной вытяжки и качественное определение химических элементов в почве.
8. Методы мониторинга водных объектов
Биоиндикация воды с использованием водорослей. Биоиндикация качества воды по животному населению.
Оценка качества воды малых рек по биотическому индексу.
Физико-химические методы изучения качества воды. Практические работы:
Определения биотического индекса малых рек по беспозвоночным. Изучение химических показателей воды.
9. Технология исследовательской деятельности.
Выбор темы, цели и задачи исследования
Исследовательская деятельность:
сущность, структура, технологии.
Источники выбора темы.
Факторы, влияющие на выбор темы.
Правила формулирования темы.
Практические работы:
Выбор темы, цели, задач и методики исследования.
Планирование во времени.
10. Методика работы с литературными источниками. Реферирование .
Методика работы с литературными источниками.
Поиск литературы и составление литературного обзора по индивидуальной тематике.
Реферирование.
Практические работы:
Реферирование по выбранной теме.
Малая конференция по подготовленным тематическим рефератам.
11. Выбор объектов экологического мониторинга.
Планирование эксперимента.
Экологическая оценка исследуемой территории.
Планирование работы, выбор методики исследования.
Планирование резерва времени.
Экологическая оценка по статистическим показателям.
Экологическая оценка по динамическим показателям.
Практические работы:
Планирование индивидуального эксперимента.
Выбор объектов полевых исследований (ключевых участков) и описание их параметров.
Получение базы данных.
12. Обработка полученных данных опытов и наблюдений. Экологическая оценка природных сред и объектов по результатам мониторинга.
Математическая обработка результатов исследований.
Использование ИТ – технологий (Exel, Word).
Мониторинг биоты (описание фитоценоза и фауны).
Оценка степени загрязнения воздуха.
Оценка степени загрязнения почв.
Оценка степени загрязнения воды.
Практические работы:
Обработка базы данных.
Практические работы выполняются в группах по плану работы над определенными проектами.
13. Оформление результатов исследований.(Word, PowerPoint). Написание текста работы, подготовка к защите Оформление результатов исследований (Word, PowerPoint).
14. Правила написания научного текста.
Правила составления презентации. Особенности защиты. Практические работы:
Подготовка рукописи работы, презентации, текста доклада.
15. Итоговая школьная экологическая конференция.
Представление результатов работы над исследовательскими проектами. Ожидаемые результаты:
1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности.
2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности.
3. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе, готовность учащихся принимать участие в природоохранной деятельности.
4. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
5. Участие в районных и региональных конкурсах и конференциях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
1. Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологический мониторинг, экологические проблемы.
2. Особенности экологического состояния природы Новосибирской области, Искитимского района и окрестностей территории исследования. Источники загрязнения.
3. Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.
4. Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.
5. Особо охраняемые природные территории Новосибирской области и Искитимского района.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать экологическое состояние природных объектов и экосистем своей местности.
2. Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
3. Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.
4. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.
5. Строго соблюдать правила поведения в природе
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского научно-технического творчества «Спутник»
Искитимского района Новосибирской области
Утверждено: директор ____________Н.Н. Княжева
Протокол педагогического совета №______от______2019 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
к дополнительной общеобразовательной
программе «Экологическая лаборатория»
Педагог дополнительного образования
Мишенина Галина Михайловна
Календарно-тематический план
|
Темы занятий |
нагрузки |
ЗУН, полученные на занятии |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Сентябрь 1 неделя |
Введение в курс |
|
4 |
- |
Познакомиться с наукой – экологией |
|
|
Введение. Окружающая среда и абиотические факторы. |
2 |
2 |
|
Знать определение предмета, различать абиотические и биотические факторы |
|
|
Экологический мониторинг, его цели и задачи |
2 |
|
2 |
Определять цели и задачи экол. мониторинга.
|
|
2 неделя |
Абиотические факторы водной среды |
2 |
1 |
1 |
Определять абиотические и биотические факторы
|
|
|
Физико – географическая хар – ка объектов мониторинга |
2 |
1 |
1 |
Определять физико – географич. Объекты мониторинга.
|
|
3 неделя |
Отбор почвенных образцов и проб воды. |
4 |
|
4 |
Наблюдать за постановкой и проведением отбора. Научиться отбирать пробы
|
|
4 неделя |
Методы экологического мониторинга |
4 |
3 |
1 |
Знать методы экологического мониторинга.
|
|
Октябрь 1 неделя |
Методы мониторинга биологических объектов |
4 |
4 |
|
Знать методы мониторинга биологических объектов.
|
|
2 неделя |
Методы мониторинга воздушной среды |
4 |
2 |
2 |
Знать методы мониторинга воздушной среды. Уметь делать забор проб воздуха.
|
|
3 неделя |
Методы мониторинга почв |
4 |
2 |
2 |
Знать методы мониторинга почв. Уметь делать забор проб почв. |
|
4 неделя |
Определение цвета почвы |
4 |
2 |
2 |
Знать описание морфологических признаков почвы;
|
|
Ноябрь 1 неделя |
Техника безопасности в химической лаборатории Определение гранулометрического (механического) состава почв без приборов |
2 |
1 |
1 |
Освоить методику определения механического состава почвы без приборов почвы; |
|
|
Определение структурности почвы, сложения, включений |
2 |
|
2 |
Освоить методику определения механического состава почвы без приборов почвы
|
|
2 неделя |
Определение полевой влажности почвы.
|
4 |
2 |
2 |
Освоить методику определения влажности почвы.
|
|
3 неделя |
Определение рН водной вытяжки |
4 |
2 |
2 |
Научиться приготовлению вытяжки и определению рH.
|
|
4 неделя |
Техника безопасности в химической лаборатории Исследование физико-химических свойств воды. Определение прозрачности воды |
4 |
2 |
2 |
Уметь определять прозрачность воды
|
|
Декабрь
|
Качественное определение химических элементов в почве |
48 |
24 |
24 |
Освоить методику определения хим. элементов в почве
|
|
1 неделя |
Методика определения содержания ионов цинка |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения ионов цинка и научиться определять его содержимое в почве
|
|
2 неделя |
Методика определения содержания ионов цинка |
4 |
|
4 |
Освоить методику определения ионов цинка и научиться определять его содержимое в почве
|
|
3 неделя |
Методика определения содержания хлорид ионов |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения хлорид ионов.
|
|
4 неделя |
Методика определения содержания хлорид ионов |
4 |
|
4 |
Освоить методику определения хлорид ионов и научиться определять их содержимое в почве |
|
Январь 1 неделя |
Методика определения содержания карбонат ионов |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения карбонат ионов
|
|
2 неделя |
Методика определения содержания карбонат ионов |
4 |
|
4 |
Освоить методику определения карбонат ионов и научиться определять их содержимое в почве |
|
3 неделя |
Методика определения содержания сульфат ионов |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения сульфат ионов
|
|
4 неделя |
Методика определения содержания сульфат ионов |
4 |
|
4 |
Освоить методику определения сульфат ионов и научиться определять их содержимое в почве |
|
Февраль 1 неделя |
Методика определения содержания железа в почве |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения содержания железа в почве |
|
2 неделя |
Методика определения содержания железа в почве |
4 |
|
4 |
Освоить методику определения содержания железа в почве и научиться определять железо в почве |
|
3 неделя
|
Методика определения содержания алюминия в почве |
4 |
4 |
|
Освоить методику определения содержания алюминия в почве |
|
4 неделя |
Методика определения содержания алюминия в почве |
4 |
|
4 |
Научиться определять содержание алюминия в почве |
|
Март 1 неделя |
Подготовка проектов по выбранным темам на базе проведенных исследований. |
48 |
15 |
33 |
|
|
|
Технология исследовательской деятельности. |
4 |
4 |
|
Знакомятся с основными положениями проектов. |
|
2 неделя |
Выбор темы, цели и задачи исследования |
2 |
|
2 |
Выбирают тему по своим достижения в исследованиях |
|
|
Обсуждение выбранных тем. |
2 |
|
2 |
Учатся высказывать предположения, предлагать идеи |
|
3 неделя |
Работа с литературными источниками. |
4 |
|
4 |
Выбор источников. Реферирование по выбранной теме. |
|
4 неделя |
Работа с литературными источниками |
4 |
4 |
|
Составление литературного обзора по индивидуальной тематике. |
|
Апрель 1 неделя |
Обработка полученных данных опытов и наблюдений |
4 |
|
4 |
Математическая обработка результатов исследований. Составление индивидуальных планов работы над проектом. |
|
2 неделя |
Обработка полученных данных опытов и наблюдений |
4 |
|
4 |
Обработка базы данных. Практические работы выполняются в группах по плану работы над определенными проектами. |
|
3 неделя |
Оформление результатов исследований. |
4 |
2 |
2 |
Учатся правилам написания научного текста. |
|
4 неделя |
Подготовка рукописи работы. |
4 |
2 |
2 |
Учатся оформлению научной работы. |
|
Май 1 неделя |
Подготовка презентаций |
4 |
1 |
3 |
Учатся оформлять презентации |
|
2 неделя
|
Подготовка доклада к проекту |
4 |
|
4 |
Научиться оформлять в форме доклада свои результаты исследований. |
|
3 неделя
|
Особенности защиты своих проектов. Предзащита проектов. |
4 |
2 |
2 |
Научиться правилам публичного выступления. |
|
4 неделя |
Защита индивидуальных и групповых проектов перед школьной аудиторией. |
4 |
|
4 |
Научиться публичному выступлению, ответам на вопросы. Освоить правила ведения дискуссии. |
|
36 недель |
|
144 часа |
63 |
81 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.