Комитет по образованию Псковской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области
« Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
«Утверждаю»
Зам. директора по
учебно-методической работе
________________ М.Л.Андреева
«___» ______________ 2019год.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
г.Опочка, 2019 год.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Разработчик:
Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Программа рассмотрена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности
Протокол № 7 от 29.08. 2019 года
Зав. кафедрой ________________Константинова С.М.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины |
14 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
2.2 Студент должен обладать следующими компетенциями ( общими и профессиональными).
Профессиональные и общие компетенции |
Показатели оценки результата |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ПК 1.1Определять цели и задачи, планировать мероприятия образовательной деятельности в ДОУ.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1.Определять цели и задачи воспитательной и образовательной деятельности и общение, планировать воспитательные занятия занятия.
ПК2.2Проводить внеурочные занятия.
ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать воспитательную работу.
ПК 3.3. Проводить воспитательные мероприятия.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
|
Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций. Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций. Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях. Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях. Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях. Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях. Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях
Своевременность определения рисков предугадывания опасных для жизни и здоровья детей. Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей. Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса. Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ. Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса
умение определять цели и задачи образовательной деятельности, грамотная разработка конспектов занятий с учетом возрастных особенностей детей.
- знание основных методов и средств обучения по данному предмету в ДОУ.
формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения и воспитания детей.
- Знание методик проведения занятий с использованием здоровьесберегающих методик детей дошкольного возраста и особенностей индивидуального развития детей.
умение оценивать результаты деятельности детей на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей.
-Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности -Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм; -Называние этих факторов; -Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;
-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей; - проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей; - организовывание детей для проведения профилактических мероприятий
-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований при организации обучения дошкольников; - соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;
-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»); -Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий
-Создание и ведение словаря терминов; - Понимание основных положений и терминов;
-Понимание особенностей роста и развития детей; -Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития; -Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма -Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей - Представление о сроках и видах антропометрических измерений; -Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.
-Усвоение особенностей строения и функций организма человека; Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;
-Понимание основных процессов жизнедеятельности; - Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;
-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей; -Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;
-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка; -Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;
-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки; -Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями; -Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;
-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение; -Усвоение признаков здоровья; -Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья; -Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;
-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний; -Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей
-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха; -Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования; - умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем; - выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 109 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 73 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
109 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
73 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
11 |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов, включая максимальную нагрузку |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Многофункциональная организация человека и его развитие |
|
17 |
|
||
Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1. 2. 3. 4. |
Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены. Значение их изучения на современном этапе развития общества. Роль этих наук в решении задач по воспитанию и развитию личности дошкольника. Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами. |
2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами и другими науками (поиск информации из Интернет-источников, периодических изданий и других источников информации). |
2 |
||||
Тема 1.2. Уровни организации живой системы |
Содержание учебного материала |
8 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. |
Закономерности роста и развития организма. Понятие об уровнях организации: клеточном, тканевом, органном, системном, организменном. Клетка – структурная и функциональная единица организации живого организма. Ткани и их классификация. Определение онтогенеза. Фенотип и генотип. |
2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия
|
2 1 |
||||
Контрольные работы: «Ткани и классификация» |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
( массы тела; окружности грудной клетки; длины и пропорции тела). |
3 |
||||
Раздел 2. Строение функции и гигиены нервной и двигательной системы |
|
35 |
|||
Тема 2.1. Нервная система
|
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Торможение в ЦНС, его виды и механизм. Головной мозг. Вегетативная нервная система , ее строение и функции. Основная характеристика спинного мозга. |
2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия 1. Изучение возрастных изменений структуры и функций различных видов центральной нервной системы. |
2 |
||||
Контрольные работы: « Строение нервной системы». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тематического тезауруса по основным понятиям центральной и вегетативной нервной системы. 2. Написание рефератов по следующей тематике: - общий план строения нервной системы; - головной мозг, его топографические особенности; - анатомия спинного мозга; - анатомия периферической и вегетативной нервной системы; - торможение в ЦНС и его виды; - возрастные особенности рефлекторной деятельности организма; - основные свойства нервных волокон. |
2 |
||||
Тема 2.2. Основы учения о высшей нервной деятельности |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
|
Теория высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Роль торможения в процессах ВНД. Динамический стереотип. Рефлекторная теория поведения. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Развитие речи у детей. Гиппологические особенности ВНД у детей . Гигиена учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Нарушения ВНД у детей дошкольного возраста. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия
|
1 2
|
||||
Контрольные работы: «Основы высшей нервной деятельности». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
3. Составление практических рекомендаций родителям детей дошкольного возраста в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике: - способы увеличения двигательной активности детей; - гигиеническая организация режима дня дошкольника. |
4 |
||||
Тема 2.3. Сенсорные системы
|
Содержание учебного материала |
6
|
|||
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
8.
|
Определение сенсорных систем, их классификация. Зрительная сенсорная система. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Гигиена зрения дошкольника. Слуховая сенсорная система. Гигиена слуха дошкольника. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста. |
2 2 2 2 2 2 2 2
|
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия
|
2
|
||||
Контрольные работы: «Особенности сенсорных систем». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
- гигиена зрения и слуха у детей дошкольного возраста; - гигиеническая организация к естественному и искусственному освещению в ДОУ. |
2 |
||||
Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат
|
Содержание учебного материала |
8 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
|
Строение опорно-двигательного аппарата и его значение. Химический состав и строение костей, их соединений. Строение скелета головы, туловища, конечностей. Строение скелетных мышц. Возрастные особенности двигательной функциональной системы. Потребность детей в движении. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков дошкольников. Гигиеническая организация трудового обучения детей. |
2 2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия
|
2
2 |
||||
Контрольные работы: «Строение скелета головы, туловища, конечностей». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
- анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте; - классификация и структурная физиология скелетных мышц; - возрастные особенности двигательной функциональной системы; - возрастные особенности скелета туловища, конечностей, черепа; - осанка и факторы, ее определяющие; - влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков; - гигиенические требования к организации трудового обучения. |
3 |
||||
Раздел 3 Вегетативная физиология |
|
55 |
|||
Тема 3.1 Эндокринные железы |
Содержание учебного материала |
7 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
|
Понятие об эндокринных железах и гормонах. Значение и структура гормонов. Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипофиз. Щитовидная железа. Половые железы., их внутренняя функция. Влияние околощитовидных желез на обмен кальция и фосфора. Надпочечник. Поджелудочная железа. Вилочковая железа. Возрастные особенности эндокринной системы. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы: «Понятие об эндокринных железах и гормонах». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
- гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности желез внутренней секреции; - щитовидная железа, ее влияние на физическое и умственное развитие организма; - влияние половых желез на рост и развитие детей дошкольного возраста; - физиолога – гигиенические основы полового воспитания детей дошкольного возраста; - физиологическая роль надпочечников; - вилочковая железа, ее влияние на организм. |
2 |
||||
Тема 3.2. Обмен веществ и энергии
|
Содержание учебного материала |
5 |
|
||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Значение обмена веществ в организме. Обмен белков. Жировой обмен. Обмен углеводов. Рефлекторная регуляция обмена веществ. Витамины. Обмен минеральных веществ. Водный обмен и его значение. Возрастные особенности обмена веществ в детском возрасте. |
2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия 1. Определение калорической стоимости питательных веществ. |
2 |
||||
Контрольные работы: «Значение обмена веществ в организме». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
- потребность организма детей в белках, жирах, углеводах; - методика проведения непрямой калориметрии; - составление схем полноценного питания детей дошкольного возраста.
|
3 |
||||
Тема 3.3. Кровь |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1. 2. 3. 4.
|
Значение и состав крови. Иммунные свойства крови. Группы крови. Возрастные особенности кроветворения. |
2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
3. Ответы на контрольные вопросы темы. |
3 |
||||
Тема 3.4 Сердечно - сосудистая система |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1. 2. 3. 4. 5.
|
Система кровообращения. Функции и строение сердца. Особенности функционирования сосудов. Регуляция кровообращения в дошкольном возрасте. Возрастные особенности движения крови по сосудам. |
2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия 1. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (артериальное давление; МОК; СОК; частота пульса) в дошкольном возрасте. |
1 |
||||
Контрольные работы: «Система кровообращения». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. 2. Ответы на контрольные вопросы темы. |
3 |
||||
Тема 3.5. Дыхание
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Значение дыхание Строения дыхательного аппарата. Перенос газов кровью. Регуляция дыхания. Особенности дыхания у детей разного возраста и пола. Гигиена дыхания. Возрастные особенности Регуляции дыхания. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия 1. Изучение показателей внешнего дыхания у детей дошкольного возраста. |
1 |
||||
Контрольные работы: «Система органов дыхания у детей дошкольного возраста». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Написание рефератов по следующей тематике: - регуляция дыхания в подростковом возрасте; - особенности дыхания детей разного возраста и пола; - половые отличия типов дыхания; - воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков; - понятие о школьном микроклимате; - анатомо – морфологические особенности дыхательной системы; - возрастные особенности регуляции дыхания; - вредное влияние неправильной осанки на функционирование дыхательной системы. |
3 |
||||
Тема 3.6. Пищеварение |
Содержание учебного материала |
5 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
|
Значение и строение органов пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Пищеварение в полости рта, желудка, толстом и тонком кишечнике. Защитная функция печени. Гигиена питания. Режим питания детей. Гигиенические требования к организации питания в ДОУ и дома для детей дошкольного возраста. |
2 2 2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия 1. Составление суточного меню для детей различного возраста. |
1 |
||||
Контрольные работы: «Строение органов пищеварения». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. 2. Составление практических рекомендаций (в виде оформленных сан. бюллетеней) по следующей тематике; - физиологические аспекты гигиены питания детей ; - состав основных групп пищевых продуктов, энергетическая ценность пищевых продуктов; - физиология режима питания детей ; - гигиенические требования к организации питания дошкольников; - санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и приготовлению пищи; - воспитание у детей правильного отношения к еде и приему пищи; - пищевые отравления у детей и их профилактика. |
2 |
||||
Тема 3.7. Выделение |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1. 2. |
Значение и строение органов выделения. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения в детском возрасте. |
2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. 2. Ответы на контрольные вопросы по теме |
2 |
||||
Тема 3.8. Кожа. Закаливание организма.
|
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 2. 3. 4. 5. |
Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения кожи. Роль кожи в закаливании организма. Закаливание. Факторы и правила закаливания организма у детей. Гигиена кожи. |
2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия: « Особенности строения кожи детей дошкольного возраста» |
1 |
||||
Контрольные работы: «Строение кожи детей дошкольного возраста». |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление практических рекомендаций (в виде санбюллетеней) по следующей тематике: - закаливание воздухом, солнцем, водой; - правила закаливания детей ; - организация закаливания в детских учреждениях; - гигиена кожи детей; - гигиена одежды и обуви детей; - профилактика кожных заболеваний в детском возрасте; - оказание первой помощи при различных повреждениях кожи. |
2 |
||||
Раздел 4. Гигиеническое воспитание и санитарно – просветительная работа. |
|
2 |
|||
Тема 4.1. Методы гигиенического воспитания и формы санитарно – просветительной работы.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1. 2. 3.
|
Привитие детям гигиенических навыков. Санитарно – просветительная работа в ДОУ, с детьми и родителями. Гигиеническое воспитание дошкольников. |
2 2 2 2 2 |
|||
Лабораторная работа |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) |
- |
||||
Всего: |
109 |
||||
2.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физиологии, анатомии и гигиены.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, атлас по анатомии человека.
Технические средства обучения:
- аудио – видеомагнитофоны;
- телевизор и DVD – проигрыватель.
Комплекты наглядного материала:
Комплект 1:
- скелет человека и микроскопическое строение костей;
- кости черепа;
- грудная клетка, соединения ребер с грудиной и с позвоночным столбом;
- кости верхней конечности;
- соединения костей верхней конечности.
Комплект 2:
- классификация костей и их соединения;
- позвоночный столб, позвонки и их соединения;
- кости нижней конечности;
- соединения костей нижней конечности;
- таз и тазовые кости.
Комплект 3:
- скелетные мышцы человека;
- мимические и жевательные мышцы человека;
- поверхностные и глубокие мышцы человека;
- мышцы верхней конечности;
- мышцы нижней конечности.
Комплект 4:
- классификация и микроскопическое строение скелетных мышц;
- поверхностные и глубокие мышцы спины;
- поверхностные и глубокие мышцы груди, диафрагма;
- мышцы живота, паховый канал;
- мышцы таза.
№ п/п |
Перечень |
1. |
УМК по дисциплине |
Информационно-библиотечный каталог, 2016 год. |
|
Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,2010г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева. |
|
4. |
Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб.,2011г, под ред. Л.Ф. Гаврилова. |
5. |
Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный). |
6. |
Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани |
Использование Учебной мастерской-лаборатории по компетенции «Преподавание в младших классах», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: Компьютер/ноутбук; интерактивная доска; акустическая система; итерактивный дисплей; планшет; видеокамера; телевизор.
Использование Учебной мастерской-лаборатории по компетенции «Медицинский и социальный уход», оснащённой по гранту «Молодые профессионалы» в соответствии с требованиями WorldSkills: аппарат для измерения АД; сумка медицинская для участковой медсестры; термометр электронный.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 178 с.
2. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2014 – 352 с.
3. Бабский Е.Б. Физиология человека: учебник для медицинских институтов / Е.Б. Бабский,– Москва: Альянс, 2015 – 560 с.
4. Варич В.А., Блинова Н.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – Кемерово: Издательство КемГУ (Кемеровский государственный университет). – 2012 – 168 с.
5. Герман И.П. Физика организма человека: Учебное пособие / И.П. Герман. – Долгопрудный: Интеллект, 2014 – 991 с.
6. Лысова Н.Ф., Айвазов Р.И. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 352 с.
7. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: для бакалавров: учебник /В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013 – 264 с.
8. Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология: учебник Т. 1Организм человека, его регуляторные и интегративные системы / З.В. Любимова,
А.А. Никитина. – Москва: Юрайт, 2014 – 447 с.
9. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – Москва: Академия, 2015 – 272 с.
10. Прищепа, И.М. Анатомия человека: Учебное пособие / И.М. Прищепа. – М.: Нов. знание: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 459 с.
Дополнительные источники:
1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2015. – 218 с.
2. Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами школьной гигиены. М.: Академия, 2015. - 183 с.
3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 268 с.
4. Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
5. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2015. – 87 с.
6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2015.-150 с.
Интернет – ресурсы:
1.Анатомия и физиология. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a0.
2.Анатомия человека, строение человека. Виртуальный атлас. www.eanatomy.ru
3.Анатомия и физиология человека. www.miranatomy.ru
4.Анатомия и физиология человека www.alleng.ru/d/bio/bio053.htm
5.Анатомия человека – анатомический атлас человека www.anatomy.tj
6.Анатомия и физиология человека www.medicinform.net/human/fisiology.htm
7.Анатомия и физиология человека prepods.com.ua/shporgalki/13-byology/48-
anatomiya
8.Анатомия и физиология человека liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/v..
9.Анатомия и физиология человека .Видео.rutube.ru/tracks/2133279.html?
v=db2c7047d74c20b2ba...
По состоянию на 29 08.2019 г.
4.1 Результаты освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- определить топографическое расположение и строение органов и частей тела. |
- выполнение практических заданий; - контрольная работа; - тестирование; - устное собеседование; - коллоквиум; |
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности. |
- анализ и оценка тестирования; - защита рефератов; - создание эссе и электронных презентаций. |
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния функционирования и развития организма человека в детском возрасте. |
- анализ и оценка тестирования; - устный опрос; - контрольные работы; - коллоквиум; - защита рефератов портфолио. |
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний у детей. |
- защита рефератов и проектов; - выполнение практического задания; - коллоквиум; - контрольная работа; - выпуск санитарных бюллитней. |
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в помещениях ДОУ. |
- устный опрос; - выпуск санитарных бюлитней; - выполнение практического задания; - защита рефератов. |
- учитывать особенности физической работоспособности детей дошкольного возраста. |
- защита рефератов и протфолио; - коллоквиум; - выполнение практических заданий; - контрольная работа. |
Знания: |
|
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека. |
- коллоквиум; - устный опрос; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания; - защита рефератов. |
- основные закономерности роста и развития организма. |
- контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов и портфолио; анализ оценка тестирования; - выполнение практического задания. |
- строение и функции организма. |
- коллоквиум; - контрольная работа; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания. |
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности. |
- контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания. |
- возрастные анатомо – физиологические особенности детей. |
- контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - защита портфолио. |
- влияние процессов физиологического созревания и развитие ребёнка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. |
- контрольная работа; - коллоквиум; - выполнение практического задания. - анализ и оценка результатов тестирования; |
- основы гигиены детей дошкольного возраста. |
- защита портфолио; - защита рефератов; - контрольная работа; - коллоквиум; - оценка подготовленных рефератов. |
- основы профилактики инфекционных заболеваний детей дошкольного возраста. |
- защита рефератов и портфолио; - коллоквиум; - устный опрос; - защита презентаций; - выпуск санитарных бюллитней. - оценка и анализ тестирования.
|
- гигиенические требования к учебно – воспитательному процессу в ДОУ. |
- контрольная работа; - защита рефератов и портфолио; - устный опрос; - выполнение практического задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.