Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии составлена на основе:
1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 (в ред. приказа от 29.12.2014г. № 1644);
2. Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.;
3. Примерной программы среднего общего образования по учебному предмету «Астрономия»;
4. Авторской программы (базовый уровень) учебного предмета «Астрономия» (авторы программы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут).
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
− понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
− познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
− получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
− осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
− ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
− выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
I. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты.
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений —уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты.
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно -противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты позволяют:
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солн-ца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
• определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
• описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
• перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
• проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
• объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
• описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движениител, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• объяснять сущность астероидно- кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
• характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
• описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
• объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
• называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
• описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
• оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
• описывать этапы формирования и эволюции звезды;
• характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
• распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
• сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
• обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
• формулировать закон Хаббла;
• определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
• оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
• интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения Большого взрыва;
• интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. — систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная. Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
№ урока |
Тема урока |
Колво часов |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
|
Введение. Предмет астрономии (2час) |
|||
1 |
Предмет астрономии |
1 |
|
|
2 |
Наблюдения - основа астрономии |
1 |
|
|
|
Практические основы астрономии (5 час) |
|||
3 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. |
1 |
|
|
4 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
1 |
|
|
5 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
1 |
|
|
6 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
1 |
|
|
7 |
Время и календарь |
1 |
|
|
|
Строение Солнечной системы (2 час) |
|||
8 |
Развитие представлений о строении мира |
1 |
|
|
9 |
Конфигурация планет. Синодический период. |
1 |
|
|
|
Законы движения небесных тел (5 час) |
|||
10 |
Законы движения планет Солнечной системы. |
1 |
|
|
11 |
Решение задач на законы движения |
1 |
|
|
12 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
1 |
|
|
13 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения |
1 |
|
|
14 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Решение задач |
1 |
|
|
|
Природа тел солнечной системы (8 час) |
|||
15 |
Общие характеристики планет |
1 |
|
|
16 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
1 |
|
|
17 |
Полугодовая контрольная работа |
1 |
|
|
18 |
Система Земля-Луна |
1 |
|
|
19 |
Планеты земной группы |
1 |
|
|
20 |
Далекие планеты |
1 |
|
|
21 |
Планеты – карлики и малые тела |
1 |
|
|
22 |
Решение задач «Природа тел солнечной системы» |
1 |
|
|
|
Солнце и звезды (6 час) |
|||
23 |
Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. |
1 |
|
|
24 |
Солнце – ближайшая звезда. Атмосфера Солнца. |
1 |
|
|
25 |
Расстояния до звезд |
|
|
|
26 |
Массы и размеры звезд |
1 |
|
|
27 |
Решение задач на нахождение масс и размеров звезд |
1 |
|
|
28 |
Переменные и нестационарные звезды |
1 |
|
|
|
Наша Галактика – Млечный Путь. Строение и эволюция Вселенной (4 час) |
|||
29 |
Наша Галактика |
1 |
|
|
30 |
Другие звездные системы - галактики |
1 |
|
|
31 |
Основы современной космологии |
1 |
|
|
32 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
Жизнь и разум во Вселенной (2 час) |
|||
33 |
Жизнь и разум во Вселенной |
1 |
|
|
34 |
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.