Рабочая программа "Чтение на родном (русском) языке" 3-4 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа "Чтение на родном (русском) языке" 3-4 классы

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
чтение
3 кл—4 кл
28.06.2021
Рабочая программа "Чтение на родном (русском) языке" 3-4 классы
Рабочая программа "Чтение на родном (русском) языке" 3-4 классы рассчитана на 17 часов 34 учебные недели по 0,5 часа в год.
+РП Чтение на род язык 3-4 кл 20-21.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

 

 

 

 

Утверждена  приказом директора №230-од от 26.08.2020 г.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  Методическим советом школы протокол №1 от 25.08.2020 г.

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»

для 3-4 классов

 

(начальное общее образование)

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021

 

 

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном  языке»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном  языке»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Цель :

 -формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

-  развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Задачи:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-развитие интереса к чтению и книге;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

-  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

-  развитие диалогической и монологической устной речи,  коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,  способностей к творческой деятельности

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 на 2020-2021 учебный год, календарным учебным графиком  на изучение предмета "Литературное чтение на родном языке» в 3 – 4 классах отводится по 17 часов ( 0,5 часов в неделю, 34 учебные недели).

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

Личностные УУД:

У учащихся будут сформированы:

- ценностные ориентиры в области языкознания;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития

речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- духовные и эстетические потребностей;

- готовность к отстаиванию своего мнения;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

 - воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

 - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

 - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

 - создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

2. Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

         Работа с разными видами текста. Общее представление о художественных текстах. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов

        Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

          Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

       Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия

«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного

произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

            Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

        Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 

          Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

             Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини- сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

             Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России.

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

           Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

              Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,

различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Тематическое планирование предмета «Литературное чтение на родном  языке»

 3 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Россия-

наша

Родина

2

Иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора   и  художественной  литературы  родного  народа  в  создании  культурного,  морально-этического  и  эстетического пространства  республики  Российской  Федерации. 

Находить  общее  и  особенное  при  сравнении  художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

 

 

 

 

2.Фольклор

нашего

народа

5

Читать  осознанно  текст  художественного  произведения,  пересказывать  текст  объемом  не  более  1,5 страниц;  делить  текст  на  смысловые  части;  создавать  небольшой  устный  текст  на  заданную  тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.О  братьях

наших

меньших

5

Знать основное  содержание  текста.  Уметь подбирать  эпизоды  из  текста  к  иллюстрациям;  определять мотивы  поведения  героев  путем  выбора  правильного  ответа  из  ряда  предложений;  оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

 

 

 

 

4.Времена года

5

Знать произведения русских поэтов о природе; понятие «рифма», «звукопись». Уметь выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение времён года в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль  произведения;   использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила

произношения и соответствующую интонацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

 

 

1.Россия-

наша

Родина

4

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведениями на уроке, используя условные обозначения.  Читать  и  воспринимать  на  слух  произведения.  Читать  стихи  выразительно,  передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию.

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

 

2.Фольклор

нашего

народа

5

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы  для  сохранения  русской  культуры.  Читать  отрывки  из  древнерусских  летописей,  былины.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от  лица её героя.  Определять героя былины и характеризовать  его с опорой на текст. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Проверять  себя  и  самостоятельно  оценивать  свои  достижения  при  работе  с  текстом,  используя обобщающие вопросы учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.О  братьях  наших

меньших

5

Прогнозировать  содержание  раздела.  Планировать  работу  на  уроке.  Подбирать  книги  по  теме, рассказывать об их  содержании.  Воспринимать на слух  художественное  произведение,   выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений.  Использовать  в  своей  речи  средства  художественной  выразительности.  Придумывать музыкальное сопровождение к тексту. Составлять план текста. Пересказывать по плану.

 

 

 

 

 

 

4.Времена года

3

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Подбирать сборники стихов к выставке книг.  Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.  Находить средства  художественной  выразительности:  эпитеты,  сравнения,  олицетворения.  Высказывать  свои собственные  впечатления  о  прочитанном  стихотворении.  Заучивать  стихи  наизусть.  Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение. Проверять чтение друг друга, работая в паре. Самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

Итого

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Материально-техническое обеспечение

 

1.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.Литературное чтение.4 класс.В 2-х частях (В одном счастливом детстве),Баланс,2015

2.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.Литературное чтение.4 класс.В 2-х частях (В океане света),Баланс,2015

3.Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения (по возможности).

4. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности ).

5. Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Интернет – ресурсы.

1.     Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

2.     http://school-collection.edu.ru/  каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

3.     http://fcior.edu.ru  каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

4.     http://window.edu.ru  электронные образовательные ресурсы.

5.     http://katalog.iot.ru  электронные образовательные ресурсы.

6.     http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Планируемые результаты Личностные

Планируемые результаты Личностные

Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -…

Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -…

Виды речевой и читательской деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник получит возможность научиться: - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой; - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме)

Выпускник получит возможность научиться: - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой; - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме)

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев

России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников

России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников

Тематическое планирование предмета «Литературное чтение на родном языке» 3 класс № п/п

Тематическое планирование предмета «Литературное чтение на родном языке» 3 класс № п/п

О братьях наших меньших 5

О братьях наших меньших 5

Название раздела Кол-во часов

Название раздела Кол-во часов

Времена года 3 Прогнозировать содержание раздела

Времена года 3 Прогнозировать содержание раздела

Материально-техническое обеспечение 1

Материально-техническое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021