Рабочая программа "Доноведение"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Доноведение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
3 кл
16.10.2021
Рабочая программа "Доноведение"
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: для занятий с учащимися 3 классов . Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Доноведение 3 класс 21-2022.docx

 

Управление образования города  Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Лицей  № 103 имени Сергея Козлова»

(МБОУ «Лицей № 103»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

 

Директор                            

(приказ от          №               )

 

 

 

 

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                         по курсу «Доноведение»

                                        уровень: начальное  общее образование

                                         класс  3 «Г»   

                                         количество занятий:                                                                                                                                                              

                                         учитель:  

                                         2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение:  для занятий с учащимися 3 классов .

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного     возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании 

  которых разработана рабочая программа:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской   

   Федерации».     

 2. Письмо  Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об

     участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной  

     деятельности».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

 образования от 06.10.2009 г. № 373.

4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №     

     03-296    «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного  образовательного стандарта общего образования».

5.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской

   деятельности в курсе «Доноведение».  Авторы: И.А.Жамгоцева, И.В. Стрельцова,

    Е.Ю. Сухаревская.  БАРО пресс 2018.

6.Методические разработки « Доноведение» .Авторы:   Е.Ю. Сухаревская, Е.А.Зыбина,

   Т.Г. Степанова А.Г. Ткаченко.  БАРО пресс 2018.                                                                                                                     

  В 2021-2022 году в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием лицея на изучение курса отводится    68    занятий.

Планируемые предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о  культурном  пространстве России,  как основе национального самосознания.

 - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культур,  языка межнационального общения;

- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения с людьми разных национальностей,  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

Планируемые метапредметные результаты.

-формирование и развитие элементарных умений работать с различнымиисточниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;                                                                                                                                            

 - владение навыками познавательной,  учебно - исследовательской и проектной деятельности;

- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологи;

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;                                     

  Планируемые личностные результаты.

- пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;                                                                                                                - уважительно относиться  к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;                                                                                                                                                                                   

- уважение государственных символов страны , области, города ( герб, флаг,    гимн);

-нравственное сознание  и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;                                                              


2.Содержание программы курса «Доноведение» 3 класс.

 

Раздел программы

 

Кол-во

часов

 

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

Планируемые результаты

Контроль и оценка

 

ученик научится

ученик получит возможность научиться

1

 «Край, в котором я живу»

  10

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. С Днем рождения, мой город!

-различать  герб, флаг Ростовской области от герба и флага

 г. Ростова - на - Дону

-научится находить на карте

г. Ростов -на- Дону.

-показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- делать план пути следования

«дом-лицей»

-знать до 10 городов Ростовской области;

-отличать станицу от села;

-находить на карте границы Ростовской области;

 -рисовать государственную символику Ростовской области,

-принимать участие в важнейших событиях в истории родного края;

Исследовательская деятельность по проблеме

-«Город Ростов-на-Дону – мой родной город»,

-Проекты: «Город раньше и теперь»

-Дорога от дома до школы. План в дневнике.

2

 «Погода  Донского края»

    8

   Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Признаки погодных условий весной и летом, осенью и зимой.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

 

-называть погодные условия весной и летом, осенью и зимой на Дону.

-находить и различать  объекты неживой и живой природы

родного края;

-называть  связи между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

 -рассказать об особенностях  погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-Узнавать по народным  приметам об изменениях в природе.

-научится узнавать погоду  на Дону из информационных источников.

Проект «Растительный и животный мир Ростовской области»

3

« Разнообразие водоёмов родного края».

8

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный  Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема

водоёма.

 

 -называть реки, водохранилище Ростовской области;

-называть животные и растения водоёмов.

-  сможет рассказать.

- называть представителей водоёмов родного края ;

- Откуда появляется вода в наших домах?

-отличать естественные от искусственных водоёмов Ростовской области;

Познакомится с ролью и значением искусственных водоёмов Ростовской области в жизни

 

 -выполнять правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

 

Исследовательская деятельность по проблеме:

«Кто работает на родной земле».

-Конкурс рисунков и плакатов на экологическую тему.

- Викторина «Растения и животные, занесенные в Красную книгу природы Ростовской области

4

«Донской край –казачий край»

30

 Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Макеты хаты и куреня.

Казачья семья.

Традиции твоей семьи. Родословная.

 

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

 

 

-описывать наиболее важные события истории родного края;

-рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города ;

-приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Рассказывать об истории(города или села)достопримечательности;

-рассказать об известных людях Донской земли.

Рассказать родословную своей семьи;

- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

- об истории родного края;

-народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

-родственные связи в семье;

-правила поведения в общественных местах и на улице;

 

 

 

Экскурсия в Танаис.

- Проект: «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

Практическая работа. Посуда казаков из пластилина.

Рассказ  и аппликации о Танаисе.  Изготовление книжки – малышки.

- «Бессмертный полк» - родные и близкие – участники Великой Отечественной

войны.

 

5

«Цвети, мой край родной!»

12

Природная поверхность нашего края.

Природная эко система степи, луга, леса.

Донская земля-житница России.

Земледелие.

Животноводство.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить        

 -знакомство с известными людьми.

           -различать полезные ископаемые

-показывать на карте их месторождения;

-рассказывать о значение в хозяйстве;

-приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;                                            

-называть природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края

(различение).

-различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

 

Исследовательская деятельность: «Кто работает на родной земле»


3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» 3 КЛАСС.

 

 

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

 

Тема раздела: «Край, в котором я живу» (10 часов).

1

4.09

 

Край, в котором я живу.

2

Моя малая Родина  Ростов –на- Дону. Тестовая работа.

3

11.09

О городах  и станицах родного края.

4

Тест. 1.2. Практическая работа.

5

19.09

 

  С днём рождения, родной город.

6

Проект. Мы поздравляем «любимый город»

7

25.09

 

Триколор Ростовской области.  Пракическая работа нарисуй или вырежи

8

Символы Ростова-на-Дону (герб ,флаг)

9

2.10

 

Дорога от дома до школы. План в дневнике.

10

Светофоры микрорайона.

Тема раздела: «  Погода  Донского края» (8 часов).

11

9.10

 

У природы нет плохой погоды.

12

Погода и климат на Дону.

13

16.10

 

Признаки погодных условий весной и летом.

14

Признаки погодных условий осенью и зимой.

15

23.10

 

Тест1. Осень.   Тест2. Зима.    Тест3.Весна.    Тест 4. Лето.

16

Народные приметы об изменениях в природе.

17

30.10

Что помогает людям предсказывать погоду? Тест 5.

18

Почему важно предсказывать погоду?    Тест 6. Обобщающее занятие.

                                 Тема раздела: «Разнообразие водоёмов родного края». (8 часов).

19

13.11

Живая вода.

20

Откуда появляется вода в наших домах?

21

20.11

Разнообразие водоёмов родного края.

22

Ростовская область на карте. Левый и правый берег Дона.

23

27.11

Растения водоёмов.

24

Животные водоёмов.

25

4.12

Проект «Растительный и животный мир Ростовской области»

26

Защита проектов.

                                    Тема раздела: «Донской край – казачий край» (30  часов).

27

11.12

Тайны Донской земли.

28

Археологическая карта поселений на территории РО.

29

18.12

Танаис - древний город.

30

Экскурсия в Танаис.

31

25.12

Рассказ  и аппликации о Танаисе.  Изготовление книжки – малышки.

32

Обобщающее занятие.

33

15.01

Дикое поле.

34

Первые поселения на Донской земле.

35

22.01

 

Донской край – казачий край.

36

Первые казачьи городки. Тест 1.

37

29.01

Жилище казака.

38

Творческая работа. Создай жилище.

39

5.02

Макеты хаты и куреня.

40

Защита проектов. Тест 1-4 (стр.42)

41

12.02

Казачья семья.

42

Какие правила и обязанности существуют в твоей семье?

43

19.02

Родословная. Профессии людей.

44

Практическая работа. Составь родословную своей семьи.

45

26.02

История вещей.

46

Одежда казаков.

47

5.03

 Посуда казаков.

 

 

48

Практическая работа. Посуда казаков из пластилина.

49

12.03

Славен Дон.

50

Поговорки и пословицы о казаках.

51

19.03

Весенние обряды на Дону . Стретение.  Сороки.

52

Обобщающее занятие.

53

9.04

9 МАЯ - День Победы. Изготовление открыток.

54

Поздравление Ветеранов Вов.

55

16.04

Международный День Птиц.

56

Весенние обряды на Дону . Пасха.

                                                           Тема раздела: «Цвети, мой край родной»! (12 часов)

57

23.04

Природная поверхность нашего края.

58

Из недр Донской земли.

59

30.04

Почвы родного края.

60

Цвети, мой край родной!

61

7.05

Природная эко система степи.

62

Природная эко система луга.

63

14.05

Природная эко система леса.

64

Донская земля-житница России.

65

21.05

Земледелие

66

Земледелие.

67

28.05

Животноводство.

68

Славься наш край.  Обобщающее занятие.

 

 

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Наименование учебного оборудования

Примечания

Книгопечатная продукция

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

5

6

7

- Авторская  программа «Доноведение» Сухаревской Е.Ю.,Вюнниковой М.М., Добреля Е.Д., Каклюгиной О.А.      Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 20018.                                                            - «Доноведение» учебник-тетрадь  автор Сухаревская Е.Ю. - «Мой Дон». Природа, история, хозяйство, города Ростовской области. Автор-составитель Конакова. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 20018г.

- «Природа и история родного края» .Авторы: Е.Ю Сухаревская, М.П. Астапенко. Книга для чтения в начальной школе. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2014г.

 -Учебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края»..Авторы:       

Е.Ю Сухаревская, М.П. Астапенко. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2018г.

-Справочник для начальных классов. Т.В. Шклярова. Москва «Издательство Грамотей» 2012 г.

-Справочник школьника 1-4. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА.

-Энциклопедия школьника.  «Чрезвычайные ситуации».Под общей редакцией С.К.Шойгу.М.2015 .

-Книга знаний.  Авторы Ф Брукс, Ф.Коллинз.М.  «МАХАОН».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатные работы

1

 

 

2

 

3

Учебно - наглядные пособия . Таблицы по «окружающему миру». Е.М.Тихомирова –М., Издательство « Экзамен». 2012 г.

-Школьное пособие. Набор предметных картинок. Образовательный портал UCheba.com.

-Школьное пособие. Комплект дидактических карточек. Авторы: канд. пед. наук А.В. Теремов.

 

Набор предметных картинок.                                       

«Экология птиц».

 «дидактических карточек» Систематика и экология млекопитающих».

- «Растительные сообщества. Лес».

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1

2

3

4

- Образовательная платформа Uhu. ru.

- Инфоурок.

- Знанио.

- Первое сентября.

Презентации.

Домашние задания.

Технические средства обучения (ТСО)

1

2

3

4

Персональный  компьютер.

Мультимедийный  проектор.

Экран.

Интерактивная доска.

 

Экранно-звуковые пособия

1

2

3

- Видео

 -«Экология 21 век».

- «Живая природа». Видео для образования.  

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

2

3

4

Термометры для измерения температуры воздуха.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Физическая карта.

Глобус. Карта.

 

 

 

 

Натуральные объекты

1

2

 

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

 Почва и её состав.

 

 

 

                 «Согласовано»

Председатель МС            

      протокол МС от                .     №

 

                                              «Согласовано»

 Заместитель директора  по УВР  

                                       

 

 

 

 


Управление образования города

Управление образования города

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение»

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение»

Содержание программы курса «Доноведение» 3 класс

Содержание программы курса «Доноведение» 3 класс

Узнавать по народным приметам об изменениях в природе

Узнавать по народным приметам об изменениях в природе

Донской край –казачий край» 30

Донской край –казачий край» 30

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Практическая работа. Посуда казаков из пластилина

Практическая работа. Посуда казаков из пластилина

Учебно - наглядные пособия . Таблицы по «окружающему миру»

Учебно - наглядные пособия . Таблицы по «окружающему миру»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021