Управление образования города Ростова-на-Дону
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Лицей № 103 имени Сергея Козлова»
(МБОУ «Лицей № 103»)
|
«Утверждаю»
Директор (приказ от № ) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Доноведение»
уровень: начальное общее образование
класс 3 «Г»
количество занятий:
учитель:
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: для занятий с учащимися 3 классов .
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании
которых разработана рабочая программа:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об
участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной
деятельности».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования от 06.10.2009 г. № 373.
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской
деятельности в курсе «Доноведение». Авторы: И.А.Жамгоцева, И.В. Стрельцова,
Е.Ю. Сухаревская. БАРО пресс 2018.
6.Методические разработки « Доноведение» .Авторы: Е.Ю. Сухаревская, Е.А.Зыбина,
Т.Г. Степанова А.Г. Ткаченко. БАРО пресс 2018.
В 2021-2022 году в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием лицея на изучение курса отводится 68 занятий.
Планируемые предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о культурном пространстве России, как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культур, языка межнационального общения;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения с людьми разных национальностей, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
Планируемые метапредметные результаты.
-формирование и развитие элементарных умений работать с различнымиисточниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности;
- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологи;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Планируемые личностные результаты.
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; - уважительно относиться к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
- уважение государственных символов страны , области, города ( герб, флаг, гимн);
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
2.Содержание программы курса «Доноведение» 3 класс.
№ |
Раздел программы
|
Кол-во часов |
Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
Планируемые результаты |
Контроль и оценка
|
|
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
|||||
1 |
«Край, в котором я живу» |
10 |
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. С Днем рождения, мой город! |
-различать герб, флаг Ростовской области от герба и флага г. Ростова - на - Дону -научится находить на карте г. Ростов -на- Дону. -показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; - делать план пути следования «дом-лицей» |
-знать до 10 городов Ростовской области; -отличать станицу от села; -находить на карте границы Ростовской области; -рисовать государственную символику Ростовской области, -принимать участие в важнейших событиях в истории родного края; |
Исследовательская деятельность по проблеме -«Город Ростов-на-Дону – мой родной город», -Проекты: «Город раньше и теперь» -Дорога от дома до школы. План в дневнике. |
2 |
«Погода Донского края» |
8 |
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Признаки погодных условий весной и летом, осенью и зимой. Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
|
-называть погодные условия весной и летом, осенью и зимой на Дону. -находить и различать объекты неживой и живой природы родного края; -называть связи между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; -рассказать об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; |
-Узнавать по народным приметам об изменениях в природе. -научится узнавать погоду на Дону из информационных источников. |
Проект «Растительный и животный мир Ростовской области» |
3 |
« Разнообразие водоёмов родного края». |
8 |
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
|
-называть реки, водохранилище Ростовской области; -называть животные и растения водоёмов. - сможет рассказать. - называть представителей водоёмов родного края ; - Откуда появляется вода в наших домах? |
-отличать естественные от искусственных водоёмов Ростовской области; Познакомится с ролью и значением искусственных водоёмов Ростовской области в жизни
-выполнять правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
|
Исследовательская деятельность по проблеме: «Кто работает на родной земле». -Конкурс рисунков и плакатов на экологическую тему. - Викторина «Растения и животные, занесенные в Красную книгу природы Ростовской области |
4 |
«Донской край –казачий край» |
30 |
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Макеты хаты и куреня. Казачья семья. Традиции твоей семьи. Родословная.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
|
-описывать наиболее важные события истории родного края; -рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города ; -приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; Рассказывать об истории(города или села)достопримечательности; -рассказать об известных людях Донской земли. Рассказать родословную своей семьи; |
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края; -народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); -родственные связи в семье; -правила поведения в общественных местах и на улице;
|
Экскурсия в Танаис. - Проект: «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) Практическая работа. Посуда казаков из пластилина. Рассказ и аппликации о Танаисе. Изготовление книжки – малышки. - «Бессмертный полк» - родные и близкие – участники Великой Отечественной войны.
|
5 |
«Цвети, мой край родной!» |
12 |
Природная поверхность нашего края. Природная эко система степи, луга, леса. Донская земля-житница России. Земледелие. Животноводство. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. |
-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить -знакомство с известными людьми. -различать полезные ископаемые -показывать на карте их месторождения; -рассказывать о значение в хозяйстве; -приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; |
-называть природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение). -различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); -узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
|
Исследовательская деятельность: «Кто работает на родной земле» |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» 3 КЛАСС.
|
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
|
Тема раздела: «Край, в котором я живу» (10 часов). |
||||
1 |
4.09
|
Край, в котором я живу. |
||
2 |
Моя малая Родина Ростов –на- Дону. Тестовая работа. |
|||
3 |
11.09 |
О городах и станицах родного края. |
||
4 |
Тест. 1.2. Практическая работа. |
|||
5 |
19.09
|
С днём рождения, родной город. |
||
6 |
Проект. Мы поздравляем «любимый город» |
|||
7 |
25.09
|
Триколор Ростовской области. Пракическая работа нарисуй или вырежи |
||
8 |
Символы Ростова-на-Дону (герб ,флаг) |
|||
9 |
2.10
|
Дорога от дома до школы. План в дневнике. |
||
10 |
Светофоры микрорайона. |
|||
Тема раздела: « Погода Донского края» (8 часов). |
||||
11 |
9.10
|
У природы нет плохой погоды. |
||
12 |
Погода и климат на Дону. |
|||
13 |
16.10
|
Признаки погодных условий весной и летом. |
||
14 |
Признаки погодных условий осенью и зимой. |
|||
15 |
23.10
|
Тест1. Осень. Тест2. Зима. Тест3.Весна. Тест 4. Лето. |
||
16 |
Народные приметы об изменениях в природе. |
|||
17 |
30.10 |
Что помогает людям предсказывать погоду? Тест 5. |
||
18 |
Почему важно предсказывать погоду? Тест 6. Обобщающее занятие. |
|||
Тема раздела: «Разнообразие водоёмов родного края». (8 часов). |
||||
19 |
13.11 |
Живая вода. |
||
20 |
Откуда появляется вода в наших домах? |
|||
21 |
20.11 |
Разнообразие водоёмов родного края. |
||
22 |
Ростовская область на карте. Левый и правый берег Дона. |
|||
23 |
27.11 |
Растения водоёмов. |
||
24 |
Животные водоёмов. |
|||
25 |
4.12 |
Проект «Растительный и животный мир Ростовской области» |
||
26 |
Защита проектов. |
|||
Тема раздела: «Донской край – казачий край» (30 часов). |
||||
27 |
11.12 |
Тайны Донской земли. |
||
28 |
Археологическая карта поселений на территории РО. |
|||
29 |
18.12 |
Танаис - древний город. |
||
30 |
Экскурсия в Танаис. |
|||
31 |
25.12 |
Рассказ и аппликации о Танаисе. Изготовление книжки – малышки. |
||
32 |
Обобщающее занятие. |
|||
33 |
15.01 |
Дикое поле. |
||
34 |
Первые поселения на Донской земле. |
|||
35 |
22.01
|
Донской край – казачий край. |
||
36 |
Первые казачьи городки. Тест 1. |
|||
37 |
29.01 |
Жилище казака. |
||
38 |
Творческая работа. Создай жилище. |
|||
39 |
5.02 |
Макеты хаты и куреня. |
||
40 |
Защита проектов. Тест 1-4 (стр.42) |
|||
41 |
12.02 |
Казачья семья. |
||
42 |
Какие правила и обязанности существуют в твоей семье? |
|||
43 |
19.02 |
Родословная. Профессии людей. |
||
44 |
Практическая работа. Составь родословную своей семьи. |
|||
45 |
26.02 |
История вещей. |
||
46 |
Одежда казаков. |
|||
47 |
5.03 |
Посуда казаков. |
|
|
48 |
Практическая работа. Посуда казаков из пластилина. |
|||
49 |
12.03 |
Славен Дон. |
||
50 |
Поговорки и пословицы о казаках. |
|||
51 |
19.03 |
Весенние обряды на Дону . Стретение. Сороки. |
||
52 |
Обобщающее занятие. |
|||
53 |
9.04 |
9 МАЯ - День Победы. Изготовление открыток. |
||
54 |
Поздравление Ветеранов Вов. |
|||
55 |
16.04 |
Международный День Птиц. |
||
56 |
Весенние обряды на Дону . Пасха. |
|||
Тема раздела: «Цвети, мой край родной»! (12 часов) |
||||
57 |
23.04 |
Природная поверхность нашего края. |
||
58 |
Из недр Донской земли. |
|||
59 |
30.04 |
Почвы родного края. |
||
60 |
Цвети, мой край родной! |
|||
61 |
7.05 |
Природная эко система степи. |
||
62 |
Природная эко система луга. |
|||
63 |
14.05 |
Природная эко система леса. |
||
64 |
Донская земля-житница России. |
|||
65 |
21.05 |
Земледелие |
||
66 |
Земледелие. |
|||
67 |
28.05 |
Животноводство. |
||
68 |
Славься наш край. Обобщающее занятие. |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
№ |
Наименование учебного оборудования |
Примечания |
|
Книгопечатная продукция |
|||
1
2
3
4
5 6 7 |
- Авторская программа «Доноведение» Сухаревской Е.Ю.,Вюнниковой М.М., Добреля Е.Д., Каклюгиной О.А. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 20018. - «Доноведение» учебник-тетрадь автор Сухаревская Е.Ю. - «Мой Дон». Природа, история, хозяйство, города Ростовской области. Автор-составитель Конакова. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 20018г. - «Природа и история родного края» .Авторы: Е.Ю Сухаревская, М.П. Астапенко. Книга для чтения в начальной школе. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2014г. -Учебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края»..Авторы: Е.Ю Сухаревская, М.П. Астапенко. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2018г. -Справочник для начальных классов. Т.В. Шклярова. Москва «Издательство Грамотей» 2012 г. -Справочник школьника 1-4. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. -Энциклопедия школьника. «Чрезвычайные ситуации».Под общей редакцией С.К.Шойгу.М.2015 . -Книга знаний. Авторы Ф Брукс, Ф.Коллинз.М. «МАХАОН». |
|
|
Печатные работы |
|||
1
2
3 |
Учебно - наглядные пособия . Таблицы по «окружающему миру». Е.М.Тихомирова –М., Издательство « Экзамен». 2012 г. -Школьное пособие. Набор предметных картинок. Образовательный портал UCheba.com. -Школьное пособие. Комплект дидактических карточек. Авторы: канд. пед. наук А.В. Теремов.
|
Набор предметных картинок. «Экология птиц». «дидактических карточек» Систематика и экология млекопитающих». - «Растительные сообщества. Лес». |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|||
1 2 3 4 |
- Образовательная платформа Uhu. ru. - Инфоурок. - Знанио. - Первое сентября. |
Презентации. Домашние задания. |
|
Технические средства обучения (ТСО) |
|||
1 2 3 4 |
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Интерактивная доска. |
|
|
Экранно-звуковые пособия |
|||
1 2 3 |
- Видео -«Экология 21 век». - «Живая природа». Видео для образования. |
|
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|||
1 2 3 4 |
Термометры для измерения температуры воздуха. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Физическая карта. Глобус. Карта. |
|
|
Натуральные объекты |
|||
1 2
|
Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). |
Почва и её состав. |
|
«Согласовано» Председатель МС протокол МС от . №
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.