Рабочая программа элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 классе

  • doc
  • 21.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ЭЛЕКТИВ по литературе 5 кл 2024-2025.doc

02 - 04

 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка

 

 

РассмотренА и одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО                   /Крылова Л.Н./

Протокол № 1 от «30» августа 2024  г. 

«УтвержденО» 

Приказ № 92/од  от «02» сентября 2024 г. 

Директор МБОУ «Лицей №1»

 р.п.Чамзинка                   /Курочкина Н.Н./ 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

элективного курса

 

«Богатство русского слова»

 

для преподавания в 5 «Б» классе

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», -приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- учебным планом Лицея;

- с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».  

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Рабочая программа элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1»  р.п.Чамзинка  и включает 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе

 

Личностные:

развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств; развитие самовыражения и творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметные:

  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 

Предметные:  знать/ понимать/ уметь:

• владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

• моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

• расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

• совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

• работать над расширением словарного запаса;

• применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

 

 

Содержание учебного предмета

 

п/п

Раздел программы

 

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение. Русский язык – наше национальное богатство (1 ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость.

2

Культура речи (

5 часов)

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

3

«В начале было слово…» (12 ч)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

4

«Слово – понятие, слово – творчество»

(10 ч)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Письмо Другу.

5

Качества хорошей речи

(5 ч)

Лексика. Фразеология.  Словарный состав русского языка.  Особенность употребления слова в художественном тексте. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологии в художественных произведениях. Крылатые слова.

6

Обобщение. Словари – наши добрые спутники

(1 ч)

Виды словарей. Толковые словари. Язык и история народа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование элективного курса

«Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе

 

№ п/п

Раздел программы

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов

Из них

Теоретическая часть

 

Практическая часть

 

Контрольные работы

1

Введение. Русский язык – наше национальное богатство

 

1

1

-

-

2

Культура речи

 

5

3

1

1

3

«В начале было слово…»

 

12

10

1

1

4

«Слово – понятие, слово – творчество»

 

10

7

2

1

5

Качества хорошей речи

 

5

3

1

1

6

Обобщение. Словари – наши добрые спутники

 

1

1

-

-

 

 

ИТОГО

 

 

34

 

25

 

5

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п.Чамзинка

 

 

Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

«Богатство русского слова»

для преподавания в 5 «Б» классе

Рисунок9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего занятий                                                                    

Теоретическая часть                                   

Практическая часть                      

Контрольных  работ

34

25

5

3

 

 

№ п/п

 

Раздел программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов

Из них

Тип урока

Дата проведения

теоретическая часть

 

практическая часть

 

контрольная работа

планируемая

фактическая

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение

 

1

1

-

-

 

 

 

1

1.1

Русский язык – наше национальное богатство

 

 

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

2

 

Культура речи

5

3

1

1

 

 

 

2

2.1

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

3

2.2

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

4

2.3

Практическое занятие Азбука важных и вежливых слов.

 

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

5

2.4

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

6

2.5

Контрольная работа. «Речевой этикет. Хорошее слово – половина дела».

 

1

 

1

Контрольная работа

 

 

3

 

«В начале было слово…»

12

10

1

1

 

 

 

7

3.1

О чём рассказывает устное народное творчество?

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

8

3.2

Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

9

3.3

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

10

3.4

Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

11

3.5

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

12

3.6

Фразеологическое богатство языка. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

13

3.7

Практическое занятие Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

14

3.8

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

15

3.9

Молодёжный сленг и отношение к нему.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

16

3.10

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

17

3.11

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

18

3.12

Контрольная работа «Роль фразеологизмов и крылатых слов в художественных произведениях».

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

4

 

«Слово – понятие, слово – творчество»

 

10

7

2

1

 

 

 

19

4.1

К истокам слова. Почему мы так говорим?

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

20

4.2

Происхождение слов. Пути пополнения словарного запаса русского языка.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

21

4.3

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

22

4.4

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

23

4.5

Практическое занятие. Как правильно употреблять слова в речи.

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

24

4.6

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

25

4.7

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

26

4.8

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

27

4.9

Практическое занятие. Напиши письмо Другу.

 

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

28

4.10

Контрольная работа Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

5

Качества хорошей речи

 

5

3

1

1

 

 

 

29

5.1

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

30

5.2

Эмоциональная грамотность.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

31

5.3

Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

32

5.4

Практическое занятие. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

 

 

1

 

Практическое занятие.

 

 

33

5.5

Контрольная работа «В умелых руках слово творит чудеса»

 

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

6

Обобщение. Словари – наши добрые спутники

 

1

1

-

-

 

 

 

34

6.1

Практическое занятие «Словари – наши добрые спутники».

 

1

 

 

Систематизация знаний