02 - 04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
РассмотренА и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО /Крылова Л.Н./ Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. |
«УтвержденО» Приказ № 92/од от «02» сентября 2024 г. Директор МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка /Курочкина Н.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Богатство русского слова»
для преподавания в 5 «Б» классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», -приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом Лицея;
- с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка и включает 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности элективного курса «Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе
Личностные:
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств; развитие самовыражения и творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь:
• владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
• моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
• работать над расширением словарного запаса;
• применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Раздел программы
|
Содержание дисциплины, основные понятия |
1 |
Введение. Русский язык – наше национальное богатство (1 ч) |
Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. |
2 |
Культура речи ( 5 часов) |
Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. |
3 |
«В начале было слово…» (12 ч) |
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. |
4 |
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 ч) |
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Письмо Другу. |
5 |
Качества хорошей речи (5 ч) |
Лексика. Фразеология. Словарный состав русского языка. Особенность употребления слова в художественном тексте. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологии в художественных произведениях. Крылатые слова. |
6 |
Обобщение. Словари – наши добрые спутники (1 ч) |
Виды словарей. Толковые словари. Язык и история народа. |
Тематическое планирование элективного курса
«Богатство русского слова» для преподавания в 5 «Б» классе
№ п/п |
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
||
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение. Русский язык – наше национальное богатство
|
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Культура речи
|
5 |
3 |
1 |
1 |
3 |
«В начале было слово…»
|
12 |
10 |
1 |
1 |
4 |
«Слово – понятие, слово – творчество»
|
10 |
7 |
2 |
1 |
5 |
Качества хорошей речи
|
5 |
3 |
1 |
1 |
6 |
Обобщение. Словари – наши добрые спутники
|
1 |
1 |
- |
- |
|
ИТОГО
|
34 |
25 |
5 |
4 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п.Чамзинка
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
«Богатство русского слова»
для преподавания в 5 «Б» классе
Всего занятий Теоретическая часть Практическая часть Контрольных работ |
34 25 5 3 |
|
№ п/п |
|
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
Тип урока |
Дата проведения |
|||
теоретическая часть |
практическая часть
|
контрольная работа |
планируемая |
фактическая |
|||||
1 |
2 |
3
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Введение
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
|
1 |
1.1 |
Русский язык – наше национальное богатство |
|
|
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
2
|
Культура речи |
5 |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
2.1 |
Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
3 |
2.2 |
Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
4 |
2.3 |
Практическое занятие Азбука важных и вежливых слов.
|
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
5 |
2.4 |
Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
6 |
2.5 |
Контрольная работа. «Речевой этикет. Хорошее слово – половина дела». |
|
1 |
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
3
|
«В начале было слово…» |
12 |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
|
7 |
3.1 |
О чём рассказывает устное народное творчество? |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
8 |
3.2 |
Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
9 |
3.3 |
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
10 |
3.4 |
Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
11 |
3.5 |
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
12 |
3.6 |
Фразеологическое богатство языка. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
13 |
3.7 |
Практическое занятие Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
14 |
3.8 |
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
15 |
3.9 |
Молодёжный сленг и отношение к нему. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
16 |
3.10 |
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
17 |
3.11 |
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
18 |
3.12 |
Контрольная работа «Роль фразеологизмов и крылатых слов в художественных произведениях». |
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
4
|
«Слово – понятие, слово – творчество»
|
10 |
7 |
2 |
1 |
|
|
|
|
19 |
4.1 |
К истокам слова. Почему мы так говорим? |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
20 |
4.2 |
Происхождение слов. Пути пополнения словарного запаса русского языка. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
21 |
4.3 |
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
22 |
4.4 |
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
23 |
4.5 |
Практическое занятие. Как правильно употреблять слова в речи. |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
24 |
4.6 |
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
25 |
4.7 |
Богатство русского языка (синонимы, антонимы) |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
26 |
4.8 |
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
27 |
4.9 |
Практическое занятие. Напиши письмо Другу.
|
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
28 |
4.10 |
Контрольная работа Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. |
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
5 |
Качества хорошей речи
|
5 |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
29 |
5.1 |
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
30 |
5.2 |
Эмоциональная грамотность. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
31 |
5.3 |
Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
32 |
5.4 |
Практическое занятие. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. |
|
|
1 |
|
Практическое занятие. |
|
|
33 |
5.5 |
Контрольная работа «В умелых руках слово творит чудеса»
|
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
6 |
Обобщение. Словари – наши добрые спутники
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
|
34 |
6.1 |
Практическое занятие «Словари – наши добрые спутники». |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.