Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Солнце и его семья"
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Солнце и его семья"

Оценка 5
doc
05.08.2020
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Солнце и его семья"
солнце и его семья 9.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

математики, физики, информатики

Протокол №_____от

«____»_____________20____г

Руководитель МО

_________   Коротаева Н.А.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________   Мерзликина Г.В

«_____»______________20___г

«Утверждаю»

Приказ №_____

от  «____» __________20___г Директор школы

_________  Щербатых А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

«Солнце и его семья»

 для 9 класса

 

 

 

 

 

 

 

Составил: учитель математики

первой квалификационной категории

Путинцева Е. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Целями данного элективного курса являются:

ü     формирование навыков исследовательской работы, способствование укреплению межличностных связей, развитие коммуникативных навыков;

ü     развитие познавательного интереса учащихся к физике и астрономии, рассмотрение преемственности научных теорий, взаимосвязи теории и наблюдений (эксперимента), роли интеграции достижений различных наук в процессе рассмотрения сложнейших научных проблем, формирование у учащихся современной научной картины мира.

Задачами курса являются:

ü     углубление навыков работы учащихся с учебной  литературой: книгами, справочниками, таблицами и т.п.;

ü     развитие умений использования мультимедийных технологий при подготовке докладов, рефератов;

ü     развитие организаторских способностей учащихся, умений правильно оценить свои возможности при работе в группе;

ü     формирование навыков такого вида деятельности, как астрономические наблюдения.

Курс рассчитан на 8 часов. Один час отводится на резервное время, которое учитель может использовать по своему усмотрению для решения задач, консультаций учащихся при подготовке к итоговому занятию или уделить внимание какой-либо из тем курса, вызвавшей наибольший интерес или сложности со стороны учащихся. При наличии условий и возможностей тему «Звездное небо. Подвижная карта звездного неба» можно перенести на вечернее (темное) время суток.

В содержание курса включен лекционный материал по разделу астрономии: «Физическая природа тел Солнечной системы». Объем материала, предлагаемого в качестве лекционного детям, учитель регулирует самостоятельно в зависимости от конкретных условий. Целесообразность ведения данного курса в IX классе основной школы обусловлена и тем, что предмет «Астрономия» исключен из учебного плана старшей школы.

Для наилучшего достижения целей и задач курса предлагается разбить класс на 3 – 5 групп. На первом занятии ребят вводят в курс игры.

Легенда игры: Много миллионов лет назад на Земле существовала высокоразвитая цивилизация. Люди той поры послали в космос свои корабли с целью найти жизнь на других планетах. Но цивилизация погибла в пучине океана, а её посланники достигли других планет и основали там колонии. Их потомки захотели связаться с исторической родиной – Землей и вышли на «межгалактический» телемост.

Каждая из групп готовит к итоговому занятию свое описание планеты Солнечной системы, где обосновались их «предки». При оценивании рассказов учитывается соответствие их физическим законам, изученным в ходе курса. (Например, расстояние от заявленной ими планеты до Земли, физические условия на планете, опасности, которые могут подстерегать космических путешественников при посещении данной планеты и т.п.)

В качестве экспертов для проведения итогового занятия можно пригласить ребят старших классов, владеющих материалом, учителей-физиков; при отсутствии такой возможности предлагается совместно с учащимися составить тесты, вопросы для викторины для одноклассников из других групп. На первых одном – двух занятиях вместе с учащимися разрабатывается тип оценочного листа для каждого посещающего элективный курс, в котором нужно обязательно учесть индивидуальные особенности детей класса (хороший организатор, математик, физик, художник, вклад в работу группы за занятие и т.д.)

В результате изучения данного курса учащиеся получат знания о строение Солнца, физической природе планет и других тел Солнечной системы, а также будут сформированы умения и навыки астрономических наблюдений, пользования подвижной картой звездного неба, биноклем, подзорной трубой (телескопом*).

*при наличии телескопа

В данной рабочей программе применяются следующие сокращения:

Тип урока

Форма контроля

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УС

Устный счёт

УЗИ

Урок закрепления изученного

УО

Устный опрос

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

ФО

Фронтальный опрос

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Самостоятельная работа

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

ИЗ

Индивидуальное задание

КУ

Комбинированный урок

Т

Математический тест

УКЗ

Урок коррекции знаний

МД

Математический диктант

 

 

ПР

Практическая работа

 

 

КР

Контрольная работа

Учебно-тематический план

(кол-во часов в неделю – 0,25, кол-во часов всего – 8, резерв – 0)

№п/п

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Всего

Уроки

Лабораторные

работы

Контрольные работы

Экзамены, зачеты

 

Физическая природа тел Солнечной системы.

 

 

 

 

 

1

Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна.

1

 

 

 

 

2

Необыкновенные небесные явления.

1

 

 

 

 

3

Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы.

2

 

 

 

 

4

Звездное небо. Подвижная карта звездного неба.

2

 

 

 

 

5

Малые тела Солнечной системы.

1

 

 

 

 

6

Зачетный урок «Солнечная система».

1

 

 

 

1

 

 

Содержание тем учебного курса

1.      Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна.

История возникновения и развития астрономии как науки. Атмосфера и магнитное поле Земли. Спутники планет и Луна. Движение Луны, физические условия и рельеф Луны.

Цель показать, как изменились представления человека о Земле с древнейших времен до наших дней; обратить внимание на сходства и различия физических свойств и природы Земли и Луны.

2. Необыкновенные небесные явления.

Солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния.

Цель: показать, что все явления природы происходят по естественным причинам, поскольку в основе всего существующего лежат законы природы; в природе все предметы и явления связаны между собой, зависят друг от друга и обуславливают друг друга.

Учащиеся должны знать:

3. Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы.

Небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. Солнце – ближайшая звезда. Планеты Солнечной системы. Характеристика планет земной группы.

Цель: познакомить учащихся с Солнцем, как центром Солнечной системы и ближайшей звездой, показать особенность физических условий в атмосфере и недрах Солнца. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы и последними достижениями космонавтики в их изучении.

4.Звездное небо. Подвижная карта звездного неба.

Звездное небо. Подвижная карта звездного неба. Спектры, цвет и температура звезд.

Цель: познакомить учащихся с созвездиями, рассмотреть зависимость между светимостью, температурой и цветом звезды, научить учащихся пользоваться подвижной картой звездного неба.

5. Малые тела Солнечной системы.

Астероиды. Болиды и метеориты. Открытие и движение комет. Физическая природа комет.

Цель: показать, как изучение природы комет, происхождения астероидов и любых других тел способствует решению проблемы происхождения Солнечной системы.

 

6. Зачетный урок «Солнечная система».


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела (темы) программы с указанием общего количества часов

Тема урока

Колво часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Демонстрация

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

1

 

 

Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна.

 

УОНМ

 

физические свойства, природа Земли и Луны

 

 -знать физические свойства Земли и Луны

- уметь определять сходства и различия

ФО

 

 

5.09

 

2

 

 

Необыкновенные небесные явления.

 

КУ

 

солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния

 

-знать понятия солнечных, лунных затмений, миражей, полярных сияний;

-уметь объяснять их происхождение с физической точки зрения

СР

 

12.09

 

3

4

 

 

Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы.

2

УОНМ

УЗИ

небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; планеты Солнечной системы

 

-знать названия планет Солнечной системы, порядок их расположения, физические характеристики Солнца

ИЗ

ФО

 

19.09

26.09

 

5

6

 

Звездное небо. Подвижная карта звездного неба.

2

УОНМ

УПЗУ

звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд

подвижная карта звездного неба

-знать названия созвездий, наиболее известных в северном полушарии; типы звезд

-уметь пользоваться подвижной картой звездного неба

СР

ИЗ

 

3.10

10.10

 

7

 

Малые тела Солнечной системы

1

КУ

астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет

 

-знать понятия комет, метеоритов, астероидов, болидов, гипотезу о происхождении Вселенной

СР

 

17.10

 

8

Итоговое занятие (1ч)

Зачетный урок «Солнечная система»

1

УПЗУ

УПКЗУ

природа Земли и Луны, солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния; планеты Солнечной системы, звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд,  астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет

 

-уметь применять полученные знания в новой ситуации

Блицтурнир

 

24.10

 


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

-понятия «природа Земли и Луны, солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния; планеты Солнечной системы, звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд,  астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет»

уметь:

-пользоваться подвижной картой звездного неба

-находить на звездном небе наиболее известные созвездия

- объяснять происхождение солнечных, лунных затмений, миражей, полярных сияний с физической точки зрения

 

перечень УЧЕБНО-Методического обеспечения

1.      Астрономия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2002.

2.      Астрономия. 9 – 10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. PC CDROM. ООО «Физикон», 2003

3.      Физика в школе. Научно-методический журнал. № 3, 4, 2006.

4.      Физика и астрономия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 1999г.

5.      Физика и астрономия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 2000г.

6.      Физика и астрономия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 2000г.

7.      Энциклопедия юного ученого. Космос/ Под редакцией Л.Я. Гальперштейна. – М.: РОСМЭН, 2001.

Список литературы (основной и дополнительной)

1.      Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

2.      Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)


3.      Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Данный курс предназначен для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе

Пояснительная записка Данный курс предназначен для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе

В данной рабочей программе применяются следующие сокращения:

В данной рабочей программе применяются следующие сокращения:

Небесные тела, входящие в состав

Небесные тела, входящие в состав

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы

Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2020