Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей математики, физики, информатики Протокол №_____от «____»_____________20____г Руководитель МО _________ Коротаева Н.А.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Мерзликина Г.В «_____»______________20___г |
«Утверждаю» Приказ №_____ от «____» __________20___г Директор школы _________ Щербатых А.И.
|
Рабочая программа элективного курса
«Солнце и его семья»
для 9 класса
Составил: учитель математики
первой квалификационной категории
Путинцева Е. П.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Целями данного элективного курса являются:
ü формирование навыков исследовательской работы, способствование укреплению межличностных связей, развитие коммуникативных навыков;
ü развитие познавательного интереса учащихся к физике и астрономии, рассмотрение преемственности научных теорий, взаимосвязи теории и наблюдений (эксперимента), роли интеграции достижений различных наук в процессе рассмотрения сложнейших научных проблем, формирование у учащихся современной научной картины мира.
Задачами курса являются:
ü углубление навыков работы учащихся с учебной литературой: книгами, справочниками, таблицами и т.п.;
ü развитие умений использования мультимедийных технологий при подготовке докладов, рефератов;
ü развитие организаторских способностей учащихся, умений правильно оценить свои возможности при работе в группе;
ü формирование навыков такого вида деятельности, как астрономические наблюдения.
Курс рассчитан на 8 часов. Один час отводится на резервное время, которое учитель может использовать по своему усмотрению для решения задач, консультаций учащихся при подготовке к итоговому занятию или уделить внимание какой-либо из тем курса, вызвавшей наибольший интерес или сложности со стороны учащихся. При наличии условий и возможностей тему «Звездное небо. Подвижная карта звездного неба» можно перенести на вечернее (темное) время суток.
В содержание курса включен лекционный материал по разделу астрономии: «Физическая природа тел Солнечной системы». Объем материала, предлагаемого в качестве лекционного детям, учитель регулирует самостоятельно в зависимости от конкретных условий. Целесообразность ведения данного курса в IX классе основной школы обусловлена и тем, что предмет «Астрономия» исключен из учебного плана старшей школы.
Для наилучшего достижения целей и задач курса предлагается разбить класс на 3 – 5 групп. На первом занятии ребят вводят в курс игры.
Легенда игры: Много миллионов лет назад на Земле существовала высокоразвитая цивилизация. Люди той поры послали в космос свои корабли с целью найти жизнь на других планетах. Но цивилизация погибла в пучине океана, а её посланники достигли других планет и основали там колонии. Их потомки захотели связаться с исторической родиной – Землей и вышли на «межгалактический» телемост.
Каждая из групп готовит к итоговому занятию свое описание планеты Солнечной системы, где обосновались их «предки». При оценивании рассказов учитывается соответствие их физическим законам, изученным в ходе курса. (Например, расстояние от заявленной ими планеты до Земли, физические условия на планете, опасности, которые могут подстерегать космических путешественников при посещении данной планеты и т.п.)
В качестве экспертов для проведения итогового занятия можно пригласить ребят старших классов, владеющих материалом, учителей-физиков; при отсутствии такой возможности предлагается совместно с учащимися составить тесты, вопросы для викторины для одноклассников из других групп. На первых одном – двух занятиях вместе с учащимися разрабатывается тип оценочного листа для каждого посещающего элективный курс, в котором нужно обязательно учесть индивидуальные особенности детей класса (хороший организатор, математик, физик, художник, вклад в работу группы за занятие и т.д.)
В результате изучения данного курса учащиеся получат знания о строение Солнца, физической природе планет и других тел Солнечной системы, а также будут сформированы умения и навыки астрономических наблюдений, пользования подвижной картой звездного неба, биноклем, подзорной трубой (телескопом*).
*при наличии телескопа
В данной рабочей программе применяются следующие сокращения:
Тип урока |
Форма контроля |
||
УОНМ |
Урок ознакомления с новым материалом |
УС |
Устный счёт |
УЗИ |
Урок закрепления изученного |
УО |
Устный опрос |
УПЗУ |
Урок применения знаний и умений |
ФО |
Фронтальный опрос |
УОСЗ |
Урок обобщения и систематизации знаний |
СР |
Самостоятельная работа |
УПКЗУ |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
ИЗ |
Индивидуальное задание |
КУ |
Комбинированный урок |
Т |
Математический тест |
УКЗ |
Урок коррекции знаний |
МД |
Математический диктант |
|
|
ПР |
Практическая работа |
|
|
КР |
Контрольная работа |
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю – 0,25, кол-во часов всего – 8, резерв – 0)
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего |
Уроки |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Экзамены, зачеты |
||
|
Физическая природа тел Солнечной системы. |
|
|
|
|
|
1 |
Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна. |
1 |
|
|
|
|
2 |
Необыкновенные небесные явления. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы. |
2 |
|
|
|
|
4 |
Звездное небо. Подвижная карта звездного неба. |
2 |
|
|
|
|
5 |
Малые тела Солнечной системы. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Зачетный урок «Солнечная система». |
1 |
|
|
|
1 |
Содержание тем учебного курса
1. Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна.
История возникновения и развития астрономии как науки. Атмосфера и магнитное поле Земли. Спутники планет и Луна. Движение Луны, физические условия и рельеф Луны.
Цель показать, как изменились представления человека о Земле с древнейших времен до наших дней; обратить внимание на сходства и различия физических свойств и природы Земли и Луны.
2. Необыкновенные небесные явления.
Солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния.
Цель: показать, что все явления природы происходят по естественным причинам, поскольку в основе всего существующего лежат законы природы; в природе все предметы и явления связаны между собой, зависят друг от друга и обуславливают друг друга.
Учащиеся должны знать:
3. Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы.
Небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. Солнце – ближайшая звезда. Планеты Солнечной системы. Характеристика планет земной группы.
Цель: познакомить учащихся с Солнцем, как центром Солнечной системы и ближайшей звездой, показать особенность физических условий в атмосфере и недрах Солнца. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы и последними достижениями космонавтики в их изучении.
4.Звездное небо. Подвижная карта звездного неба.
Звездное небо. Подвижная карта звездного неба. Спектры, цвет и температура звезд.
Цель: познакомить учащихся с созвездиями, рассмотреть зависимость между светимостью, температурой и цветом звезды, научить учащихся пользоваться подвижной картой звездного неба.
5. Малые тела Солнечной системы.
Астероиды. Болиды и метеориты. Открытие и движение комет. Физическая природа комет.
Цель: показать, как изучение природы комет, происхождения астероидов и любых других тел способствует решению проблемы происхождения Солнечной системы.
6. Зачетный урок «Солнечная система».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела (темы) программы с указанием общего количества часов |
Тема урока |
Колво часов |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Демонстрация |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
13 |
1
|
|
Астрономия – наука о небесных телах. Земля, её естественный спутник Луна. |
|
УОНМ
|
физические свойства, природа Земли и Луны |
|
-знать физические свойства Земли и Луны - уметь определять сходства и различия |
ФО
|
|
5.09 |
|
2
|
|
Необыкновенные небесные явления. |
|
КУ
|
солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния |
|
-знать понятия солнечных, лунных затмений, миражей, полярных сияний; -уметь объяснять их происхождение с физической точки зрения |
СР |
|
12.09 |
|
3 4
|
|
Солнце и его семья. Планеты Солнечной системы. |
2 |
УОНМ УЗИ |
небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; планеты Солнечной системы |
|
-знать названия планет Солнечной системы, порядок их расположения, физические характеристики Солнца |
ИЗ ФО |
|
19.09 26.09 |
|
5 6 |
|
Звездное небо. Подвижная карта звездного неба. |
2 |
УОНМ УПЗУ |
звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд |
подвижная карта звездного неба |
-знать названия созвездий, наиболее известных в северном полушарии; типы звезд -уметь пользоваться подвижной картой звездного неба |
СР ИЗ |
|
3.10 10.10 |
|
7 |
|
Малые тела Солнечной системы |
1 |
КУ |
астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет |
|
-знать понятия комет, метеоритов, астероидов, болидов, гипотезу о происхождении Вселенной |
СР |
|
17.10 |
|
8 |
Итоговое занятие (1ч) |
Зачетный урок «Солнечная система» |
1 |
УПЗУ УПКЗУ |
природа Земли и Луны, солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния; планеты Солнечной системы, звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд, астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет |
|
-уметь применять полученные знания в новой ситуации |
Блицтурнир |
|
24.10 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
-понятия «природа Земли и Луны, солнечные и лунные затмения, миражи, полярные сияния; планеты Солнечной системы, звездное небо, подвижная карта звездного неба, спектры, цвет и температура звезд, астероиды, болиды и метеориты, физическая природа комет»
уметь:
-пользоваться подвижной картой звездного неба
-находить на звездном небе наиболее известные созвездия
- объяснять происхождение солнечных, лунных затмений, миражей, полярных сияний с физической точки зрения
1. Астрономия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2002.
2. Астрономия. 9 – 10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. PC CD – ROM. ООО «Физикон», 2003
3. Физика в школе. Научно-методический журнал. № 3, 4, 2006.
4. Физика и астрономия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 1999г.
5. Физика и астрономия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 2000г.
6. Физика и астрономия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М. Просвещение, 2000г.
7. Энциклопедия юного ученого. Космос/ Под редакцией Л.Я. Гальперштейна. – М.: РОСМЭН, 2001.
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.