Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов
имени кавалера ордена Красной Звезды
А.А. Кузора»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Эрудит»
1-4 классы
Возраст детей 6-10 лет
Срок реализации: 4 года
Уровень программы: базовый
Авторы - составители: учителя начальных классов
Веселовская Ирина Васильевна
высшая квалификационная категория;
Запорожец Елена Юрьевна
высшая квалификационная категория;
Смирнова Любовь Викторовна
высшая квалификационная категория.
2022-2023 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» разработана в соответствии с:
• требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373 в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010
№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №
1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576;
• учётом Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013
№72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Эрудит» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом
содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Эрудит» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Целью реализации программы является развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
1 ступень ( 1 год обучения)
• развитие умения последовательно описывать события и выполнять последовательность действий; обучение решению логических задач;
• обучение решению задач с геометрическим содержанием;
• обучение решению и составлению задач-шуток, магических квадратов; развитие умения обобщать математический материал; воспитание умения сопереживать, приходить на помощь;
2 ступень ( 2 год обучения)
• развитие умения оперировать числовой и знаковой символикой;
• развитие умения искать закономерности; упражнения в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
• обучение решению задач с геометрическим содержанием; стимулирование стремления учащихся к самостоятельной деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности;
3 ступень ( 3 год обучения)
• развитие умения решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
• обучение решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
• знакомство с лучевой и центральной симметрией; обучение умению анализировать;
• воспитание уважения к товарищам, умения слушать друг друга;
4 ступень ( 4 год обучения)
• обучению тайнам шифра (чтение и составление ребусов); обучение решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
• обучение решению более сложных комбинаторных задач; развитие умения обобщать, делать выводы;
• воспитание аккуратности, трудолюбия, взаимопомощи.
Формы реализации курса внеурочной деятельности « Эрудит»:
• по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационнокоммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Срок реализации программы: 4 года.
Курс обучения рассчитан на 1 час в неделю. Количество часов на реализацию программы в год: 1 год обучения– 33 часа, 2-4 год обучения – 34 часа. Общее количество часов на 4 года – 135 часов. Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет. Направление программы курса внеурочной деятельности « Эрудит» - общеинтеллектуальное.
Планируемые результаты Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
1КЛАСС
Тема 1. Арифметические забавы.
Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами.
Задачи на сообразительность.
Задачи на внимание.
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
Шарады. Ребусы.
Задачи в стихах.
Магические квадраты.
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
Тема 2. Логика в математике.
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.
Множество и его элементы.
Способы задания множеств.
Сравнение и отображение множеств.
Математическая эстафета.
Кодирование и декодирование.
Отрицание.
Истинные и ложные высказывания. Математические фокусы, игры на внимание.
Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов.
Обозначение действий, знаки – пиктограммы.
Понятие «дерево».
Графы.
Решение задач комбинаторного типа.
Задачи, решаемые подбором.
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.
Кодирование.
Симметрия фигур. Задачи
на разрезание.
Задачи на склеивание.
Игра «Конструктор».
Задачи со спичками.
Геометрическая викторина. Обобщение и закрепление изученного.
Тема 1. Арифметические забавы.
Без карандаша и бумаги.
Числовые головоломки.
Задачи на нахождение целого и его части.
Шифры. Ребусы.
Задачи про цифры.
«Сколько же?»
Закономерности.
Математический турнир.
Задачи на взвешивание.
Задачи на переливание.
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
Тема 2. Логика в математике.
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм.
Ветвление.
Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.
Математический бой.
Задачи на поиск закономерности.
Задачи на внимательность и сообразительность. Задачи – шутки.
Математическая смесь.
Математический конкурс «Умники и умницы».
Калейдоскоп идей.
Задачи с лишними или недостающими данными.
Математическая викторина.
Задачи, решаемые без вычислений.
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками.
Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры).
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
Игра: Сектор «Приз!» Оригами.
Игра «Геометрическая мозаика». Обобщение и закрепление изученного.
3КЛАСС
Тема 1. Арифметические забавы.
Конкурс «Шагай, соображай».
Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.
Задачи на переливание.
Арифметическая смесь.
Задачи с затруднительным положением.
Несколько задач на планирование.
Задачи на промежутки.
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
Математическая лотерея.
Тема 2. Логика в математике.
Чётность – нечётность, чёрное – белое.
Выигрышная стратегия.
Забавные исчезновения. Остроумный делёж.
Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.
Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Некоторые старинные задачи.
Задачи, решаемые с конца.
Составление выражений по графу.
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Задачи на расстановки.
Ориентированные графы.
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Не отрывая карандаш… Пентамино.
Зеркальное отражение. Симметрия.
Симметричное вырезание.
Геометрическая викторина.
Неоднозначные фигуры.
Плоские орнаменты (паркеты).
Игра – головоломка «Монгольская игра».
Историческая страничка.
Математический КВН.
Обобщение и закрепление изученного.
Тема 1. Арифметические забавы.
Цифры у разных народов.
Арифметические головоломки.
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
Некоторые старинные задачи.
Задачи на упорядочивание множеств.
Математический бой.
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Задачи, связанные с величинами.
Математический лабиринт.
Тема 2. Логика в математике.
Тайны шифра (чтение и составление ребусов).
Решение шахматных задач.
Игра «Логическое домино».
Знаете ли вы проценты?
Математические софизмы.
Танграмы.
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел.
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Что мы знаем об Архимеде?
Логленд (логический марафон).
Математический КВН
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
Геометрия танграма.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Задачи на разрезание и складывание фигур.
Геометрические головоломки.
Зашифрованная переписка (способ решётки). Задачи со спичками.
Геометрия клетчатой бумаги.
Три способа прохождения лабиринта.
Игры на развитие конструкторских способностей.
Геометрическая викторина.
Геометрический тренинг.
Обобщение изученного. Подведение итогов.
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы деятельности. Средства и методы обучения |
|
Тема 1. Арифметические забавы |
|
|
1 |
Из истории математики. Как люди научились считать |
1 |
Познавательная беседа. Игра |
2 |
Игры с числами. |
1 |
Познавательная беседа. Игра |
3 |
Задачи на сообразительность |
1 |
Игра. Конкурс. |
4 |
Задачи на внимание. |
1 |
|
5 |
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша». |
1 |
Конкурсы. |
6 |
Шарады. Ребусы. |
1 |
|
7 |
Задачи в стихах. |
1 |
Урок-сюрприз. Игры |
|
|
|
|
8 |
Задачи в стихах. |
1 |
Решение задач |
|
9 |
Магические квадраты |
1 |
Игра |
||||
|
10 |
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. |
1 |
Работа с картинками. |
||||
|
Тема 2. Логика в математике |
|||||||
|
11 |
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. |
1 |
Игра |
||||
|
12 |
Множество и его элементы. |
1 |
|
||||
|
12 |
Способы задания множеств. |
1 |
|
||||
|
14-15 |
Сравнение и отображение множеств. Математическая эстафета. |
2 |
|
||||
|
16 |
Кодирование и декодирование. |
1 |
|
||||
|
17 |
Числовые головоломки |
1 |
|
||||
|
18 |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
Работа в группах. |
||||
|
19 |
Математические фокусы, игры на внимание. |
1 |
Игра. |
||||
|
20 |
Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов. |
1 |
Познавательна я беседа. |
||||
|
21 |
Обозначение действий, знаки – пиктограммы. |
1 |
|
||||
|
22 |
Понятие «дерево». |
1 |
Познавательна я беседа. Игра. |
||||
|
23 |
Графы. |
1 |
|
||||
|
24 |
Решение задач комбинаторного типа. |
1 |
|
||||
|
25 |
Задачи, решаемые подбором. |
1 |
Работа в группах |
||||
|
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием |
|||||||
|
26 |
Кодирование. |
1 |
Игра. |
||||
|
27 |
Симметрия фигур. |
1 |
Познавательная беседа. Игра. |
||||
|
28 |
Задачи на разрезание. |
1 |
|
||||
|
29 |
Задачи на склеивание. |
1 |
|
||||
|
30 |
Игра «Конструктор». |
1 |
Игра. Просмотр мультфильма |
||||
|
31 |
Задачи со спичками. |
1 |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
32 |
Геометрическая викторина |
1 |
Игра-соревнование |
||||
33 |
Обобщение и закрепление изученного |
|
|
|
||||
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы деятельности. Средства и методы обучения |
|
Тема 1. Арифметические забавы |
|
|
1 |
Без карандаша и бумаги. |
1 |
Познавательная беседа. Игра |
2 |
Числовые головоломки |
1 |
Познавательная беседа. Игра |
3 |
Задачи на нахождение целого и его части. |
1 |
|
4 |
Шифры. Ребусы. |
1 |
|
5 |
Задачи про цифры. |
1 |
Конкурсы. |
6 |
«Сколько же?» |
1 |
|
7 |
Закономерности. |
1 |
|
8 |
Математический турнир. |
1 |
Игра-соревнование |
9 |
Задачи на взвешивание. |
1 |
|
10 |
Задачи на переливание. |
1 |
Работа с картинками |
11 |
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». |
1 |
Игра |
|
Тема 2. Логика в математике |
|
|
12 |
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. |
1 |
|
13 |
Алгоритм. |
1 |
|
14-15 |
Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. |
2 |
|
16 |
Математический бой. |
1 |
Игра-соревнование |
17 |
Задачи на поиск закономерности. |
1 |
|
18 |
Задачи на внимательность и сообразительность. |
1 |
Работа в группах. |
|
|
|
|
19 |
Задачи – шутки. |
1 |
Игра. |
20 |
Математическая смесь. |
1 |
Познавательная беседа. |
21 |
Математический конкурс «Умники и умницы». |
1 |
Конкурс |
22 |
Калейдоскоп идей. |
1 |
Познавательная беседа. Игра. |
23 |
Задачи с лишними или недостающими данными. |
1 |
|
24 |
Математическая викторина. |
1 |
|
25 |
Задачи, решаемые без вычислений. |
1 |
Работа в группах |
|
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием |
||
26 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. |
1 |
Практическая работа |
27 |
Задачи со спичками. |
1 |
Познавательная беседа. Игра |
28 |
Игра - головоломка «Пифагор». |
1 |
|
29 |
Линейные орнаменты (бордюры). |
1 |
|
30 |
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». |
1 |
Игра. Просмотр мультфильма . |
31-32 |
Игра: Сектор «Приз!» |
2 |
Игра |
33 |
Оригами |
1 |
Практическая работа |
34 |
Игра «Геометрическая мозаика». Закрепление и обобщение изученного |
1 |
|
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы деятельности. Средства и методы обучения |
|
Тема 1. Арифметические забавы |
|
|
1 |
Конкурс «Шагай, соображай». |
1 |
Игра |
2 |
Задачи, решаемые перебором. |
1 |
Познавательна я беседа. Игра |
3 |
Решение задач с конца. |
1 |
Групповая работа |
4 |
Задачи на переливание |
1 |
Практическая работа |
5 |
Арифметическая смесь. |
1 |
Конкурсы. |
6 |
Задачи с затруднительным положением. |
1 |
Решение задач в группах |
7 |
Несколько задач на планирование. |
1 |
|
8 |
Задачи на промежутки. |
1 |
|
9 |
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. |
1 |
|
10 |
Математическая лотерея. |
1 |
Работа с иллюстративным материалом |
Тема 2. Логика в математике |
|||
11 |
Чётность – нечётность, чёрное – белое. |
1 |
Игра |
12 |
Выигрышная стратегия. |
1 |
Работа в группах. |
13 |
Забавные исчезновения. Остроумный делёж. |
1 |
|
14-15 |
Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств. Арифметические ребусы и лабиринты. |
2 |
Работа в группах. |
16 |
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. |
1 |
|
17 |
Некоторые старинные задачи. |
1 |
|
18 |
Задачи, решаемые с конца. |
1 |
Работа в группах |
19 |
Составление выражений по графу |
1 |
Игра |
20 |
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию |
1 |
|
21 |
Задачи на расстановки. |
1 |
Конкурс. |
22 |
Задачи на расстановки |
1 |
|
23 |
Ориентированные графы |
1 |
Коллективная работа |
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием |
|||
24 |
Не отрывая карандаш… |
1 |
|
25 |
Пентамино. Зеркальное отражение. Симметрия. |
1 |
Работа в группах. |
26 |
Симметричное вырезание. |
1 |
Практическая работа |
27 |
Геометрическая викторина. |
1 |
Игра |
28 |
Неоднозначные фигуры. |
1 |
|
29 |
Плоские орнаменты (паркеты). |
1 |
|
30-31 |
Игра – головоломка «Монгольская игра». |
2 |
Игра. Просмотр |
|
Историческая страничка. |
|
мультфильма. |
32 |
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции |
1 |
|
33 |
Математический КВН. |
1 |
Игра-соревнование |
34 |
Обобщение и закрепление изученного |
1 |
|
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы деятельности. Средства и методы обучения |
|
Тема 1. Арифметические забавы |
|
|
1 |
Цифры у разных народов |
1 |
Игра |
2 |
Арифметические головоломки. |
1 |
Игра |
3 |
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. |
1 |
Работа в группах |
4 |
Некоторые старинные задачи |
1 |
|
5 |
Задачи на упорядочивание множеств. |
1 |
Конкурсы. |
6 |
Математический бой. |
1 |
Игра-соревнование |
7 |
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. |
1 |
|
8 |
Задачи, связанные с величинами |
1 |
Практическая работа |
9 |
Математический лабиринт. |
1 |
Игра |
|
Тема 2. Логика в математике |
|
|
10 |
Тайны шифра (чтение и составление ребусов). |
1 |
Работа с иллюстративным материалом |
11 |
Игра «Логическое домино». |
1 |
Игра |
12 |
Знаете ли вы проценты? |
1 |
Работа в группах |
13 |
Математические софизмы. |
1 |
|
14 |
Танграмы |
1 |
|
15-16 |
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел |
2 |
Работа в группах. |
|
|
|
|
17 |
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов |
1 |
Работа в группах |
18 |
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов |
1 |
Работа в группах |
19 |
Задачи-смекалки |
1 |
|
20 |
Что мы знаем об Архимеде? Логленд (логический марафон). |
1 |
Познавательная беседа |
21-22 |
Математический КВН |
2 |
Игра |
|
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием |
||
23 |
Геометрия танграма. |
1 |
Конкурс |
24-25 |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
2 |
Практическая работа |
26 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки |
1 |
|
27 |
Зашифрованная переписка (способ решётки). |
1 |
|
28 |
Задачи со спичками |
1 |
Работа в группах |
29 |
Геометрия клетчатой бумаги. |
1 |
Групповая работа |
30 |
Три способа прохождения лабиринта. |
1 |
Игра |
31 |
Игры на развитие конструкторских способностей. |
1 |
Игра |
32 |
Геометрическая викторина. |
1 |
Игра-соревнование |
33 |
Геометрический тренинг. |
1 |
Игра. Просмотр мультфильма |
34 |
Обобщение изученного. Подведение итогов. |
1 |
Ролевая игра |
Список литературы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Балаян Э. Н. Олимпиадные и занимательные задачи по математике для начальной школы. – Ростов н/Д : Феникс, 2018.
3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. —№ 7.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления./О.Ю.Нежинская – Волгоград, 2014 г.
7. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы / Н.Д.Рындина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
10.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.