Пояснительная записка
Нормативные правовые документы
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, размещенной на сайте fgosreestr.ru, авторской программы А. В. Могилева. При составлении программы учитывался многолетний опыт преподавания информатики.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа 4 класса рассчитана на 34 часа.
Учебник Могилева А. В.. предусматривает возможность использования как операционной системы Windows и других коммерческих программ, так и в свободных программах, в т. ч. входящих в ОС Linux. Таким образом учебник может использоваться в рамках свободного ПО при изучении информатики.
Приобщение ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, средств мобильной связи, цифровых устройств фиксации наблюдений, электронных образовательных ресурсов в начальной школе имеет ряд положительных сторон как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Сформированные в результате обучения информатике в начальной школе универсальные учебные действия определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в социализации ребенка, органичном вхождении его в информационное общество.
При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» элементарной основой для программирования здесь может быть среда ЛОГО (Kturtle), учебный исполнитель «Транспортер» и другие учебные исполнители электронного приложения и учебные исполнители блочного программирования сайта академии кода code.org.
Цели изучения информатики в начальной школе:
Содержание курса информатики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Учебно-методический комплект
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:
5. Электронное методическое приложение на сайте: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/
Формы организации образовательного процесса.
Изучение предмета информатика и ИКТ предполагает различные формы обучения, но в первую очередь ориентировано на теоретическое объяснение учебного материала, синхронную работу учащихся за компьютером, демонстрацию учебного материала при помощи видеопроектора, практикумы, работы на компьютерах по индивидуальным заданиям.
При организации учебного процесса необходимо учитывать взаимосвязь и сочетать занятия по теоретическим основам информатики и практическим работам учащихся за компьютером.
Практическая часть курса может быть изучена как на основе коммерческих продуктов, так и на основе свободного программного обеспечения. Свободной операционной системой в нашем курсе может быть операционная система Linux Ubuntu.
Планируемые результаты освоения курса
Курс информатики, представленный авторами, обеспечивает достижение учениками следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Предметная область «Математика и информатика»:
- овладение основами алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в области информатики;
- умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- приобретение умений представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных умений в области компьютерной грамотности.
Другие предметные области:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Ученик научится :
· использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
· собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
· редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
· готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
· размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
· пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
· определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
· планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Ученик получит возможность :
· научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
· представлять данные;
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики:
· Формирование навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирование навыков оценки того, что еще не известно
· Формирование навыков оценки условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде
· Формирование навыков прогнозирования результатов деятельности и его характеристик
· Формирование способности контролировать ход процесса, сличая промежуточный результат с заданным эталоном
· Формирование умений вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения.
· Формирование навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирование навыков анализа того, что еще не известно
· Формирование навыков самооценки на основе сравнения своих результатов с результатами деятельности других, в том числе с использованием портфолио
· Формирование умений использования методов и средств информатики: структурирования информации
· Формирование читательских умений (в том числе разных видов чтения);
· Формирование умения находить ключевые слова и опорные понятия в текстах различных типов
· Формирование умений выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.)
· Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации.
· Формирование умений представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
· Формирование способности к моделированию в форме перехода от объекта к знаково-символической модели; к изменению модели с целью адекватного представления объекта моделирования.
· Формирование умений структурирования информации, её организации и представления в виде таблиц, диаграмм, схем, картосхем, линий времени и пр.
· Формирование умений представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи
· Формирование умений прогнозировать результат деятельности и его характеристик; формирование умений вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения, а также Способности контролировать ход процесса, сличая промежуточный результат с заданным эталоном
· Формирование читательских умений (в том числе разных видов чтения);
· Формирование умения находить ключевые слова и опорные понятия в текстах различных типов
· Формирование умений слышать, запоминать, фиксировать ключевые слова, понятия, стиль речи для получения необходимой информации
· Формирование умений анализа информации на основании определения иерархии сведений;
· формирование умений структурирования информации
· Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования и формализации, структурирования информации на основе использования моделей построения текстов разных стилей, видов, жанров
· Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования и формализации, структурирования информации на основе использования моделей построения текстов разных стилей, видов, жанров
· Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования и формализации, структурирования информации на основе использования моделей построения текстов разных стилей, видов, жанров
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации.
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование умений выделения, чтения, понимания ключевых слов, понятий, значений для сравнения их друг с другом, с рядоположными и нерядоположными словами, понятиями, значениями и т.п. Формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации
· Формирование навыков оценки и выбора условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде.
· Формирование умения планировать деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
· Формирование умений и навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирования умения анализировать свои способности и способности других с целью определения их функций и способов взаимодействия
· Формирование умения планировать деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
· Формирование умений и навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирования умения анализировать свои способности и способности других с целью определения их функций и способов взаимодействия
· Формирование умения планировать деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
· Формирование умений и навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирования умения анализировать свои способности и способности других с целью определения их функций и способов взаимодействия
· Формирование умения планировать деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
· Формирование умений и навыков постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирования умения анализировать свои способности и способности других с целью определения их функций и способов взаимодействия
· Формирование умений выбора, построения и использования адекватной текстовой модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков соответствии с задачами и условиями коммуникации
· Формирование умений выбора, построения и использования адекватной текстовой модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков соответствии с задачами и условиями коммуникации
В результате освоения курса информатики в 4 классе учащиеся получат :
· Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
· актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
· формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику
· Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,
· уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
· основ правовой культуры в области использования информации.
· Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
· формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.
Учебно-тематический план
Всего часов — 34. Плановых к. р. - 2
№ |
Кол-во час. |
Тема |
1 |
9 |
Информационные процессы |
2 |
4 |
Обработка информации |
3 |
4 |
Мультимедиа |
4 |
17 |
Алгоритмы и исполнители |
Содержание учебного предмета
Информационные процессы (9 ч)
Информационные процессы. Сбор информации. Информационная сеть Интернет и веб-ресурсы. Просмотр сайтов в сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Способы представления текстовой информации. Электронная книга. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта.
Обработка информации (4 ч)
Обработка информации. Текстовая и графическая информация. Обработка информации. Числовая информация. Обработка информации. Звуковая информация. Обработка информации. Мир компьютеров
Мультимедиа (4 ч)
Мультимедийные возможности компьютера. Компьютерная презентация. План презентации.
Создание слайдов презентации. Включение в презентацию фотографий, видео, аудио-роликов.
Алгоритмы и исполнители (17 ч)
Информационная деятельность. Действия по командам и правилам. План действий. Исполнители и их наборы команд. Исполнитель Транспортер. Набор команд и правил для управления Транспортером. Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Этапы решения задачи с помощью алгоритма. Линейный порядок команд в алгоритме. Алгоритм с ветвлением. Условия ветвления. Высказывания. Связки «НЕ», «И», «ИЛИ». Циклический алгоритм. Условие окончания цикла «ПОКА». Циклический алгоритм. Условие организации цикла «ДЛЯ». Реализация алгоритмических конструкций в среде Kturtle. Реализация алгоритмических конструкций в среде учебных исполнителей сайта code.org. Решение алгоритмических задач.
Информационные источники
5. Электронное методическое приложение на сайте: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/
7. Справочные системы к изучаемым программам.
8. Учебные материалы сайта code.org
9. Учебные материалы сайта coderussia.ru
Материально-техническое обеспечение
1. Компьютеры
2. Проектор
3. Операционная система Windows 7 professional
4. Операционная система Linux Ubuntu 14.04
5. Текстовый процессор LibreOffice-Writer
6. Редактор презентаций LibreOffice-Impress.
7. Графические редакторы Paint, Kolourpaint
8. Среда учебного исполнителя Kturtle, Turtle Art
9. Интернет-браузер Mozilla Firefox
10. Электронное приложение «Мир информатики»
11. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
12. Электронная тетрадь ученика к УМК 3-4 классы (ФГОС), Могилев А.В. и др.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Кол-во час. |
Тема урока |
Примечание |
Информационные процессы (9 ч) |
|||
1 |
1 |
Информационные процессы. Сбор информации. |
|
2 |
1 |
Информационная сеть Интернет и веб-ресурсы. |
|
3 |
1 |
Просмотр сайтов в сети Интернет |
|
4 |
1 |
Поиск информации в сети Интернет |
|
5 |
1 |
Способы представления текстовой информации. Электронная книга. |
|
6 |
1 |
Хранение информации |
|
7 |
1 |
Передача информации |
|
8 |
1 |
Электронная почта. |
|
9 |
1 |
Контрольная работа «Информационные процессы» |
|
|
|
Обработка информации (4 ч) |
|
10 |
1 |
Обработка информации. Текстовая и графическая информация |
|
11 |
1 |
Обработка информации. Числовая информация |
|
12 |
1 |
Обработка информации. Звуковая информация |
|
13 |
1 |
Обработка информации. Мир компьютеров |
|
Мультимедиа (4 ч) |
|||
14 |
1 |
Мультимедийные возможности компьютера. |
|
15 |
1 |
Компьютерная презентация. План презентации. |
|
16 |
1 |
Создание слайдов презентации. |
|
17 |
1 |
Включение в презентацию фотографий, видео, аудио-роликов. |
|
Алгоритмы и исполнители (17 ч) |
|||
18 |
1 |
Информационная деятельность |
|
19 |
1 |
Действия по командам и правилам. План действий |
|
20 |
1 |
Исполнители и их наборы команд. Исполнитель Транспортер. |
|
21 |
1 |
Набор команд и правил для управления Транспортером. |
|
22 |
1 |
Алгоритм. Способы записи алгоритмов. |
|
23 |
1 |
Этапы решения задачи с помощью алгоритма. |
|
24 |
1 |
Линейный порядок команд в алгоритме. |
|
25 |
1 |
Алгоритм с ветвлением. Условия ветвления. |
|
26 |
1 |
Высказывания. Связки «НЕ», «И», «ИЛИ». |
|
27 |
1 |
Циклический алгоритм. Условие окончания цикла «ПОКА». |
|
28 |
1 |
Циклический алгоритм. Условие организации цикла «ДЛЯ». |
|
29 |
1 |
Реализация алгоритмических конструкций в среде Kturtle |
|
30 |
1 |
Реализация алгоритмических конструкций в среде учебных исполнителей сайта code.org |
|
31 |
1 |
Решение алгоритмических задач. |
|
32 |
1 |
Контрольная работа «Алгоритмы» |
|
33 |
1 |
Урок-состязание |
|
34 |
1 |
Общее повторение тем курса |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.