рабочая программа История России 8 класс

  • docx
  • 09.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала история россии -8.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа  по истории России для учащихся 8Б класса составлена в соответствии с требованиями:

·         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

·         В соответствии с Положением о рабочей программе предмета, курса МБОУ СОШ №14 г.Яровое Алтайского края, пр.№96 от 01.06.2015

·         Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №14 г. Яровое;

·         Авторской программой  Данилова А.А.,Журавлевой О.Н. Рабочая программа  и тематическое планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. : Просвещение, 2016.

 

 

В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

          В программе используется авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся

 

 

Обучение обществознанию в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

 

1.        Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в ран­нее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

2.        Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

Задачи:

1.      Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

2.      Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.

3.      Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).

4.      Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.

5.      Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво­бодам человека, демократическим принципам общественной жизни.

6.      Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения истории в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю,  из них 40- на историю России. В рабочую программу добавлены 2 резервных урока, т.к. учебном году 35 рабочих недель (70 часов)

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, практикум,    домашняя работа, и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. 

Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, работа в парах, группы выравнивания) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных:

·         Кейс-метод  

·         Метод проектов    

·         Проблемный метод 

·         Метод развития критического мышления через чтение и письмо   

·         Эвристический метод   

·         Исследовательский метод 

 

Планируемые результаты изучения истории в 8 классе

В процессе обучения ученик научится:

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе  осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;

- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Ученик получит возможность научиться:

Личностные результаты:

· соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

· обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога;

· расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.

Метапредметные результаты:

· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в форме письменных работ;

· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

· выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты:

· сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры; определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

· поиск и оформление материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;

· расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

· составление на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснение, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;

· понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

 

                                           

                                       Содержание учебного предмета

 

                                                ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ч.)

 

Введение 1 ч. У истоков российской модернизации.

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.  

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение

социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой

арене.

 

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов.  

 

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Тема 3. Российская империя при Екатерине II.  

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Тема 4. Россия при Павле I.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Тема 5. Культурное пространство российской империи в XVIII веке.  

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук.

Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания

 

 

Тематическое планирование курса   «Истории России.   XVIII век « (40 час)

 

 

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение.У истоков российской модернизации

1

 

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I  (13 часов)

 

2

Россия и Европа в конце XVII в.

1

 

3

Предпосылки Петровских реформ

1

 

4

Начало правления Петра I

1

 

5

Северная война 1700—1721 гг.

1

 

6

Реформы управления Петра I

1

7

Экономическая политика Петра I

1

 

8

Российское общество в Петровскую эпоху

1

9

Церковная реформа.

Положение традиционных конфессий

1

10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

12

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

13

Значение петровских преобразований в истории страны

1

14

Повторительно-обобщающий урок по теме 1

1

 

Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

 

15-16

Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762)

2

17

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

18

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

19

Национальная и религиозная политика

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме 2

1

 

Тема 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов)

21

Россия в системе

международных отношений

1

22

Внутренняя политика Екатерины II

1

23

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

24

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1

25

Восстание  под предводительством Е. И. Пугачёва

1

26

Народы России. Религиозная и национальная политика

Екатерины II

1

27

Внешняя политика Екатерины II

1

 

28

Начало освоение Новороссии и Крыма

1

29

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

1

 

Тема 4. Россия при Павле I (2 часа)

 

30

Внутренняя политика Павла I

1

 

31

Внешняя политика Павла I

1

 

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов)

 

32

Общественная мысль, публицистика, литература

1

33

Образование в России в XVIII в.

1

 

34

Российская наука и техника в XVIII в.

1

 

35

Русская архитектура XVIII в.

1

 

36

Живопись и скульптура.

1

 

37

Музыкальное и театральное искусство

1

38

Народы России в XVIII в.

1

 

39

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

 

40

 Защита мини-проектов

 

1

41

Защита мини-проектов

 

1

42

Повторительно-обобщающий урок по темам4-5

 

1

 

Итого:

42

 

 

 

 

 

Учебно-методическое   обеспечение образовательного процесса по предмету «История»

Для учителя:

1. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. Часть 2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Я. Товарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

2. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015. .

3. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы ________/Ж.А.Грицай/

 

 

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

 по истории

для 8 класса

№ п/п

Дата

Характеристика изменений

 

 

 

 

 

 

 

Основание

 

 

 

Учитель:                                                      /С.А. Вишталюк./

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru