Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для учащихся 8Б класса составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
· В соответствии с Положением о рабочей программе предмета, курса МБОУ СОШ №14 г.Яровое Алтайского края, пр.№96 от 01.06.2015
· Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №14 г. Яровое;
· Авторской программой Данилова А.А.,Журавлевой О.Н. Рабочая программа и тематическое планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. : Просвещение, 2016.
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе используется авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся
Обучение обществознанию в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
4. Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
5. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
6. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения истории в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них 40- на историю России. В рабочую программу добавлены 2 резервных урока, т.к. учебном году 35 рабочих недель (70 часов)
Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, практикум, домашняя работа, и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, работа в парах, группы выравнивания) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных:
· Кейс-метод
· Метод проектов
· Проблемный метод
· Метод развития критического мышления через чтение и письмо
· Эвристический метод
· Исследовательский метод
Планируемые результаты изучения истории в 8 классе
В процессе обучения ученик научится:
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ученик получит возможность научиться:
Личностные результаты:
· соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
· обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные результаты:
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в форме письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
· выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
· сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры; определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· поиск и оформление материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
· расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· составление на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснение, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;
· понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ч.)
Введение 1 ч. У истоков российской модернизации.
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение
социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой
арене.
Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Тема 3. Российская империя при Екатерине II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Тема 4. Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Тема 5. Культурное пространство российской империи в XVIII веке.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук.
Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания
Тематическое планирование курса «Истории России. XVIII век « (40 час)
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Введение.У истоков российской модернизации |
1 |
|
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов)
|
|
2 |
Россия и Европа в конце XVII в. |
1
|
3 |
Предпосылки Петровских реформ |
1
|
4 |
Начало правления Петра I |
1
|
5 |
Северная война 1700—1721 гг. |
1
|
6 |
Реформы управления Петра I |
1 |
7 |
Экономическая политика Петра I |
1
|
8 |
Российское общество в Петровскую эпоху |
1 |
9 |
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий |
1 |
10 |
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам |
1 |
11 |
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ |
1 |
12 |
Повседневная жизнь и быт при Петре I |
1 |
13 |
Значение петровских преобразований в истории страны |
1 |
14 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 1 |
1 |
|
Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)
|
|
15-16 |
Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762) |
2 |
17 |
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. |
1 |
18 |
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. |
1 |
19 |
Национальная и религиозная политика |
1 |
20 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 2 |
1 |
|
Тема 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов) |
|
21 |
Россия в системе международных отношений |
1 |
22 |
Внутренняя политика Екатерины II |
1 |
23 |
Экономическое развитие России при Екатерине II |
1 |
24 |
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. |
1 |
25 |
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
1 |
26 |
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II |
1 |
27 |
Внешняя политика Екатерины II |
1
|
28 |
Начало освоение Новороссии и Крыма |
1 |
29 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 3 |
1 |
|
Тема 4. Россия при Павле I (2 часа)
|
|
30 |
Внутренняя политика Павла I |
1
|
31 |
Внешняя политика Павла I |
1 |
|
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов)
|
|
32 |
Общественная мысль, публицистика, литература |
1 |
33 |
Образование в России в XVIII в. |
1
|
34 |
Российская наука и техника в XVIII в. |
1
|
35 |
Русская архитектура XVIII в. |
1
|
36 |
Живопись и скульптура. |
1
|
37 |
Музыкальное и театральное искусство |
1 |
38 |
Народы России в XVIII в. |
1
|
39 |
Перемены в повседневной жизни российских сословий |
1
|
40 |
Защита мини-проектов
|
1 |
41 |
Защита мини-проектов
|
1 |
42 |
Повторительно-обобщающий урок по темам4-5
|
1 |
|
Итого: |
42 |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету «История»
Для учителя:
1. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. Часть 2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Я. Товарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
2. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015. .
3. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016.
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы ________/Ж.А.Грицай/
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по истории
для 8 класса
№ п/п |
Дата |
Характеристика изменений
|
|
|
|
|
|
|
Основание
|
|
Учитель: /С.А. Вишталюк./
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.