Рабочая программа кружка " В мире театра"
Оценка 4.7

Рабочая программа кружка " В мире театра"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
26.10.2021
Рабочая программа кружка " В мире театра"
Программа рассчитана на 1 год .36 ч
КРУЖОК в МИРЕ ТЕАТРА(2).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  г. Светогорска»

 

 

 

ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №____от __________ г.                                    

                    УТВЕРЖДАЮ:

                     приказ №                         от _____20     г.

                    Директор школы_______________

                                                            В.В. Кокоткина

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«В мире театра»

 

 

 

 

 

 

  срок реализации программы: 1 год

 

 

 программу разработала: Садовская Н.В.,

 учитель начальных классов

.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Светогорск

2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с:

•          Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•          Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

•          Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

•          Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

         Задачи:

·        опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

·        помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

·        через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

·        научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

    Актуальность выбора определена следующими факторами:

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

          Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение элементам театральной деятельности  по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю. 36 часов.

 

Календарно – тематическое планирование

3 класс

 

п/п

Тема занятия

Содержание  и форма проведения

 

Форма контроля

1

Язык жестов.

Беседа. Искусство пантомимы. Игры «Расскажи без слов» и т.д.

Индивидуальный

контроль

2

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Скороговорки, упражнения на произношение отдельных звуков.

 

Индивидуальный

контроль

3

Просмотр спектакля  театра-студии «Десятое королевство».

Подготовка к восприятию спектакля. Беседа о правилах поведения во время представления.

Фронтальный

4

Осень в гости к нам пришла.

Чтение стихов, сказок, рассказов об осени. Инсценирование отрывков из сказок. Прослушивание музыкальных произведений.

Индивидуальный

 

5

Осень в гости к нам пришла.

Чтение стихов, сказок, рассказов об осени. Инсценирование отрывков из сказок. Прослушивание музыкальных произведений.

Индивидуальный

 

6

Читаем весёлые стихи детских поэтов.

Конкурс «Лучший чтец класса». Обсуждение выступления. Положительная оценка каждого чтеца. Самооценка.

Отчетный концерт

 в классе

7

Постановка русской народной сказки «Репка».

Изготовление декораций. Работа над ролями. Прослушивание музыкальных отрывков.

Индивидуальный

 

8

Репетиция спектакля по сказке «Репка»

Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера.

Индивидуальный

 

9

Показ русской народной сказки «Репка».

Изготовление декораций. Работа над ролями. Прослушивание музыкальных отрывков.

Индивидуальный

 

10

Темп речи. Интонация.

Чтение в различном темпе (средний, быстрый, медленный). Чтение с дирижированием (показ рукой  повышения, понижения интонации, ровная интонация).

Индивидуальный

 

11

Игры на развитие артистических способностей.

Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры.

Индивидуальный

 

12

Игры на развитие артистических способностей.

Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп».

Индивидуальный

 

13

Игры на развитие артистизма.

Разучивание игр.

Групповой

14

Темп речи. Интонация.

Чтение в различном темпе (средний, быстрый, медленный). Чтение с дирижированием (показ рукой  повышения, понижения интонации, ровная интонация).

Фронтальный

15

Игры на развитие артистических способностей.

Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры.

Индивидуальный

 

16

Знакомство со сценарием  новогоднего спектакля по сказке «Белоснежка»

Обсуждение характеров героев. Ознакомление с техникой работы с куклами.

Фронтальный

17

Постановка  спектакля по сказке «Белоснежка

Разучивание ролей. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Индивидуальный

18

Премьера  спектакля по сказке ««Белоснежка»

Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера.

Концерт.

19

Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба».».

Знакомство со сценарием. Обсуждение характера героев. Отбор музыкального материала.

Фронтальный

20

Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба».».

Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление декораций.

Индивидуальный

21

Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба».

Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление декораций. Постановка танцевальных номеров. Изготовление афиши и пригласительных билетов.

Групповой

22

Премьера спектакля по русской народной сказке «Курочка Ряба».

Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера.

Концерт.

23

Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского

Знакомство с детскими произведениями. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Групповой

24

Подготовка к литературному празднику «В стране Чуковского»

Знакомство с детскими произведениями. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Индивидуальный

25

Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского

Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Индивидуальный

26

Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Концерт.

27

Герои военных лет.

Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

Фронтальный

28

Герои военных лет.

. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

Индивидуальный

29

Герои военных лет.

Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

Индивидуальный

30

Герои военных лет. Концерт.

 Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

Выступление.

31

Школьные годы чудесные.

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.

Индивидуальный

32

Школьные годы чудесные.

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.

Праздник в классе

33

Театры Санкт-Петербурга.

Просмотр презентации о театрах города Санкт-Петербурга. Беседа по просмотренному материалу.

Фронтальный

34

Театры Санкт-Петербурга .

Посещение театра в Санкт-Петербурге

Экскурсия. Просмотр

спектакля.

35

Игры на развитие артистических способностей.

Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп».

Фронтальный

36

Итоги занятий в кружке.

Награждение самых активных участников кружка.

Фронтальный

Индивидуальный

        

Содержание программы

 

Программа театрального  кружка «В мире театра» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в исполнении профессиональных актеров.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в исполнении профессиональных актеров. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Методическое обеспечение

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включена  инсценировка произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение».

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

         - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

         - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

           Программа предусматривает использование следующих

           форм проведения занятий:

·        игра;

·        беседа;

·        иллюстрирование;

·        изучение основ сценического мастерства;

·        мастерская образа;

·        мастерская костюма, декораций;

·        инсценировка прочитанного произведения;

·        постановка спектакля;

·        посещение спектакля;

·        работа в малых группах;

·        актёрский тренинг;

·        экскурсия;

·        выступление.

На занятиях используются индивидуальный, фронтальный, групповые формы контроля

Итогом деятельности театрального кружка «В мире театра»  является участие учеников в отчетных концертах, состоящих из лучших номеров

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включена  инсценировка произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение».

               

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 

·        Взаимодействие учеников между собой на уровне класса;

·        Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

·        Взаимодействие ученика с учителем;

·        Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

·        Повышение познавательной активности и успеваемости;

·        Повышение уровня развития мелкой моторики;

·        Формирование четкой, грамотной речи;

·        Развитие творческих способностей;

·        Формирование самостоятельности;

·        Формирование навыков эффективного общения;

·        Улучшение способности к концентрации внимания;

·        Улучшение памяти;

·        Формирование навыков зрительской культуры.  

Итогом деятельности театрального кружка «В мире театра»  является участие учеников в отчетных концертах, состоящих из лучших номеров

Литература:

1.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых       приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

5.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

6.Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

7.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.

8. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального      искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных       школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

10. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

        

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с: •

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с: •

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра

Осень в гости к нам пришла. Чтение стихов, сказок, рассказов об осени

Осень в гости к нам пришла. Чтение стихов, сказок, рассказов об осени

Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры

Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры

Инсценировка сказок и веселых стихов

Инсценировка сказок и веселых стихов

Театр. 3. Основы актёрского мастерства

Театр. 3. Основы актёрского мастерства

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: · игра; · беседа; · иллюстрирование; · изучение основ сценического мастерства; · мастерская образа; · мастерская костюма, декораций;…

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: · игра; · беседа; · иллюстрирование; · изучение основ сценического мастерства; · мастерская образа; · мастерская костюма, декораций;…

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ·

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ·

М.: Баласс , 2009. 4. Григорьев

М.: Баласс , 2009. 4. Григорьев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021