Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №____от __________ г. |
УТВЕРЖДАЮ: приказ № от _____20 г. Директор школы_______________ В.В. Кокоткина
|
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«В мире театра»
срок реализации программы: 1 год
программу разработала: Садовская Н.В.,
учитель начальных классов
.
г. Светогорск
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
· опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
· через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение элементам театральной деятельности по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю. 36 часов.
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание и форма проведения |
|
Форма контроля |
|||
1 |
Язык жестов. |
Беседа. Искусство пантомимы. Игры «Расскажи без слов» и т.д. |
Индивидуальный контроль |
2 |
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. |
Скороговорки, упражнения на произношение отдельных звуков.
|
Индивидуальный контроль |
3 |
Просмотр спектакля театра-студии «Десятое королевство». |
Подготовка к восприятию спектакля. Беседа о правилах поведения во время представления. |
Фронтальный |
4 |
Осень в гости к нам пришла. |
Чтение стихов, сказок, рассказов об осени. Инсценирование отрывков из сказок. Прослушивание музыкальных произведений. |
Индивидуальный
|
5 |
Осень в гости к нам пришла. |
Чтение стихов, сказок, рассказов об осени. Инсценирование отрывков из сказок. Прослушивание музыкальных произведений. |
Индивидуальный
|
6 |
Читаем весёлые стихи детских поэтов. |
Конкурс «Лучший чтец класса». Обсуждение выступления. Положительная оценка каждого чтеца. Самооценка. |
Отчетный концерт в классе |
7 |
Постановка русской народной сказки «Репка». |
Изготовление декораций. Работа над ролями. Прослушивание музыкальных отрывков. |
Индивидуальный
|
8 |
Репетиция спектакля по сказке «Репка» |
Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера. |
Индивидуальный
|
9 |
Показ русской народной сказки «Репка». |
Изготовление декораций. Работа над ролями. Прослушивание музыкальных отрывков. |
Индивидуальный
|
10 |
Темп речи. Интонация. |
Чтение в различном темпе (средний, быстрый, медленный). Чтение с дирижированием (показ рукой повышения, понижения интонации, ровная интонация). |
Индивидуальный
|
11 |
Игры на развитие артистических способностей. |
Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры. |
Индивидуальный
|
12 |
Игры на развитие артистических способностей. |
Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп». |
Индивидуальный
|
13 |
Игры на развитие артистизма. |
Разучивание игр. |
Групповой |
14 |
Темп речи. Интонация. |
Чтение в различном темпе (средний, быстрый, медленный). Чтение с дирижированием (показ рукой повышения, понижения интонации, ровная интонация). |
Фронтальный |
15 |
Игры на развитие артистических способностей. |
Игра «10 масок». Игры на развитие мимики, на перевоплощение, пальчиковые игры. |
Индивидуальный
|
16 |
Знакомство со сценарием новогоднего спектакля по сказке «Белоснежка» |
Обсуждение характеров героев. Ознакомление с техникой работы с куклами. |
Фронтальный |
17 |
Постановка спектакля по сказке «Белоснежка |
Разучивание ролей. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. |
Индивидуальный |
18 |
Премьера спектакля по сказке ««Белоснежка» |
Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера. |
Концерт. |
19 |
Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба».». |
Знакомство со сценарием. Обсуждение характера героев. Отбор музыкального материала. |
Фронтальный |
20 |
Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба».». |
Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление декораций. |
Индивидуальный |
21 |
Работа над спектаклем по русской народной сказке «Курочка Ряба». |
Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление декораций. Постановка танцевальных номеров. Изготовление афиши и пригласительных билетов. |
Групповой |
22 |
Премьера спектакля по русской народной сказке «Курочка Ряба». |
Обсуждение постановки. Обмен впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера. |
Концерт. |
23 |
Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского |
Знакомство с детскими произведениями. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. |
Групповой |
24 |
Подготовка к литературному празднику «В стране Чуковского» |
Знакомство с детскими произведениями. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. |
Индивидуальный |
25 |
Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского |
Репетиция ролей. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. |
Индивидуальный |
26 |
Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского |
Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. |
Концерт. |
27 |
Герои военных лет. |
Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет |
Фронтальный |
28 |
Герои военных лет. |
. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет |
Индивидуальный |
29 |
Герои военных лет. |
Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет |
Индивидуальный |
30 |
Герои военных лет. Концерт. |
Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет |
Выступление. |
31 |
Школьные годы чудесные. |
Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров. |
Индивидуальный |
32 |
Школьные годы чудесные. |
Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров. |
Праздник в классе |
33 |
Театры Санкт-Петербурга. |
Просмотр презентации о театрах города Санкт-Петербурга. Беседа по просмотренному материалу. |
Фронтальный |
34 |
Театры Санкт-Петербурга . |
Посещение театра в Санкт-Петербурге |
Экскурсия. Просмотр спектакля. |
35 |
Игры на развитие артистических способностей. |
Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп». |
Фронтальный |
36 |
Итоги занятий в кружке. |
Награждение самых активных участников кружка. |
Фронтальный Индивидуальный |
Содержание программы
Программа театрального кружка «В мире театра» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в исполнении профессиональных актеров.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в исполнении профессиональных актеров. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Методическое обеспечение
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включена инсценировка произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение».
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих
форм проведения занятий:
· игра;
· беседа;
· иллюстрирование;
· изучение основ сценического мастерства;
· мастерская образа;
· мастерская костюма, декораций;
· инсценировка прочитанного произведения;
· постановка спектакля;
· посещение спектакля;
· работа в малых группах;
· актёрский тренинг;
· экскурсия;
· выступление.
На занятиях используются индивидуальный, фронтальный, групповые формы контроля
Итогом деятельности театрального кружка «В мире театра» является участие учеников в отчетных концертах, состоящих из лучших номеров
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включена инсценировка произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
· Взаимодействие учеников между собой на уровне класса;
· Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· Взаимодействие ученика с учителем;
· Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
· Повышение познавательной активности и успеваемости;
· Повышение уровня развития мелкой моторики;
· Формирование четкой, грамотной речи;
· Развитие творческих способностей;
· Формирование самостоятельности;
· Формирование навыков эффективного общения;
· Улучшение способности к концентрации внимания;
· Улучшение памяти;
· Формирование навыков зрительской культуры.
Итогом деятельности театрального кружка «В мире театра» является участие учеников в отчетных концертах, состоящих из лучших номеров
Литература:
1.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
5.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
6.Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
7.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
8. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
10. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.