государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»
Рабочая программа
по направлению формирование основ коммуникации
Блок «Азбука общения»
п.г.т. Осинки
Пояснительная записка
Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
В последнее время многие дети испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими. Они не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.
Приоритетным направлением в работе Чапаевского социально –реабилитационного центра является социальное развитие . Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей невозможно говорить о формировании у них мотивов нравственного поведения, правильного и корректного общения .По этому, необходимо особое внимание уделить коммуникативным навыкам ребёнка. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них отсутствует доверие к людям. И прежде чем укрепить мотивацию несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился слушать, понимать себя и других. Надо помочь ребёнку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.
Программа "Азбука общения" направлена на воспитанников ,находящихся в СРЦН а это зачастую дети находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в социальной адаптации. Связано это в большей степени с ритмом жизни семьи и, как следствие, с дефицитом спокойного общения между родителями и детьми.
Программа составлена на основе программы разработанной педагогом- психологом Н. Слободянник «Уроки общения лля младших подростков».
Программа «Азбука общения» рассчитана на детей 7-13 лет.
Сроки реализации: 12 месяцев.
Цели программы: Формирование коммуникативных способностей у воспитанников СРЦН направленных на повышение эффективности межличностного общения, социальной ответственности, социальных эмоций, социальной активности, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности, развитие личностных качеств, коммуникативных навыков.
Задачи программы:
· обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
· формировать представления детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;
· обучать элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;
· развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
· развивать навыки социального поведения;
· развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
· развивать творческие способности, внимание, мышление и воображение.
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе , готовность к позитивным контактам;
овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
получение опыта принятия, поддержки; решение актуальных проблем развития.
Иметь представление о счастье ,об умении быть собой; правильно видеть человеческие чувства и переживания; использовать свой жизненный опыт в согласии и дружбе со сверстниками; иметь адекватные представления о своих способностях; использовать и закреплять свой положительный опыт общения с людьми.
Учебно – тематический план
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
Сроки |
||
Всего |
Теория |
практика |
|||
1 |
Человек среди людей 1.Давайте познакомимся 2.Умение быть собой 3.Дом, в котором я живу 4.Я расту среди людей 5.Моё настроение 6.Мое любимое имя 7.Портрет нашей группы 8.Как хорошо быть вместе 9.Это ты, это я, это все мои друзья |
9 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1
0,5
1 |
Январь-март |
2 |
Искусство общения 1. Почему люди ссорятся 2. Берем уроки ролевого общения 3. Берем уроки трудного общения 4. Учимся слушать и слышать 5. Пойми меня 6. Мои проблемы и обиды 7. Надо ли быть вежливым 8. Вежливая просьба и вежливый отказ 9. Правила этикета:знакомство 10. Это слово говорят, если вас благодарят 11. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) 12. Когда без извинения не обойтись 13. Умение вести беседу 14. Учимся принимать гостей 15. Вежливость города берёт 16. Игры на доверие 17. Общение без слов 18. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону 19. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя 20. Волшебная палочка - это речь 21. Правила поведения в столовой 22. Правила поведения в библиотеке 23. Как дарить подарки 24. Культура общения 25. Правила общения с окружающими 26. Правила поведения на уроке и на перемене 27. Язык, мимика и жесты |
27 |
0,5 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1 0,5 0,5
0,5
1 |
0,5 0,5
0,5
0,5
1 1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1 0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5 0,5
0,5
|
Март-сентябрь |
3 |
Познай себя 1. Мальчики и девочки. Дружить или ссориться 2. Посеешь характер - пожнешь судьбу 3. Как стать прилежным и старательным 4. Жадность и жадины 5. Моя внимательность и внимание 6. Ответственность и я 7. Зависть 8. В дружбе сила 9. На чем основано взаимопонимание 10. Правда и ложь 11. О лени и лентяях 12. Путешествие в страну чувств |
12 |
0,5
1
1
0,5 0,5
0,5 0,5 0,5 0,5
0,5 0,5
|
0,5
0,5 0,5
0,5 0,5 0,5 0,5
0,5 0,5 1
|
Октябрь- декабрь |
Содержание учебно-тематического курса
I. блок- Человек среди людей
Формировать о себе правильные представления; лучше понимать себя; наблюдать за различными эмоциями и мимикой лица ,которые выражают то или иное настроение; передавать в портрете состояние и настроение человека, средствами выразительности; закрепить понятие о счастье Продолжать развить у детей интерес к себе; повысить самопринятие ; осознания себя и другого как уникальных людей. Познакомить воспитанников с эмоциями;научить определять эмоциональное состояние других людей; создать условия эмоционального комфорта и принятия в группе.
II. блок- Искусство общения
Формировать в детях умение выходить из конфликтных ситуаций; познакомить с понятием «конфликт»; выработать умение предотвращать конфликт; умение сдерживать свои эмоции; выявить особенности поведения в конфликтной ситуации; формировать адекватные представления о своих способностях предотвращать конфликты и применить их в игровых ситуациях. Познакомить с основными отличительными особенностями людей, уточнить индивидуальную роль каждого из нас; учить детей рассказывать о себе как о личности; формировать представления о своих умениях и возможностях. Учить детей понимать и контролировать собственные эмоции в общении; учить характеризовать ситуации эмоционального общения; формировать навыки самоконтроля в поведении и общении. Развить у детей умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа; научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения; развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.
III.блок-Познай себя
Формирование навыков доверительных отношений; развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание и интуицию; способствовать сплочению коллектива. Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций.
Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства?
Список литературы:
1. С.А.Козлова «Мой мир», «Я – человек»;
2. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c
3. Н.И.Заозерская, И.Ф.Мулько «Учусь жить среди людей»; Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.2005.
4. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения (основы коммуникации)»;
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб., 2000.
6. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4–6-х классов. Киев, 1994. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 1997.
7. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994..
8. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (1–4 ч.) М., 1998. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.